Лекции по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:09, курс лекций

Описание работы

Тема №1 Экономическая сущность и природа налогов.
Тема №2 Налоговая система РК: этапы становления, характеристика современного состояния.
Тема №3 Налоговая политика и ее роль в реализации экономической политики.
Тема № 4 Налог на транспортные средства.

Работа содержит 1 файл

Приложение И.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

 

 

  1. Типы налоговой политики. Налоговая политика и основные направления Республики Казахстан на современном этапе.

 

 Налоговая политика подразделяется на три типа:

 

 Первый  тип — это политика максимальных налогов. При этом существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и не даст ожидаемого прироста государственных доходов.

Второй тип  — это политика оптимальных налогов, которая способствует развитию предпринимательства  и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.

Третий тип  — это налоговая политика, предусматривающая  довольно высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.

При эффективной  экономике все названные типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются. Государство воздействует на различные стороны деятельности страны через внутреннюю и внешнюю политику — социальную и культурную, оборонную, природоохранную, финансовую и техническую. Центральным звеном в этом перечне является финансовая политика, поскольку финансовыми ресурсами обеспечивается развитие всех других.

В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач налоговая политика разделяется на налоговую стратегию и тактику.

Налоговая стратегия  определяет долговременный курс государства  в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач.

Налоговая тактика  предусматривает решение задач  конкретного периода развития путем  внесения изменений и дополнений в налоговую систему и налоговый механизм.

В зависимости  от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя  налоговая политика проводится в  рамках одной страны или территориальной единицы и предусматривает решение внутренних задач.

Внешняя налоговая  политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение, унификацию налоговых систем разных стран.

В зависимости  от механизма реагирования на изменения  экономической сущности налоговая  политика подразделяется на дискреционную  и не дискреционную, в соответствии с чем определяются механизм ее функционирования, формы и методы налогового регулирования.

Дискреционная налоговая политика проводится на основе решений правительства о манипулировании  налоговыми ставками или структурой налогообложения. Она используется для скорейшего прекращения спада экономики и поддержания равновесного состояния. В связи с этим дискреционную политику часто называют стабилизационной политикой. В зависимости от этапа экономического цикла она может быть сдерживающей или стимулирующей. Сдерживающая налоговая политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Стимулирующая налоговая политика осуществляется в период спада общественного производства, при значительном уровне безработицы.

Не дискреционная  налоговая политика осуществляется независимо от решений правительства, автоматически. Это становится возможным благодаря «встроенным стабилизаторам» — механизмам, работающим в режиме саморегулирования.

 

  1. Налоговый механизм и его структура. Роль налогового механизма в реализации налоговой политики государства.

 

        В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения валового внутреннего продукта в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

        Государство реализует свою налоговую политику через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы.

Создание  налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии:

  • разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;
  • практическое применение налогового механизма;
  • проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;
  • анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Налоговый механизм включает не только формы и методы организации налоговых отношений, но и способы их количественного  и качественного определения.

К элементам  налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д.

Налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно обеспечить через определенные организационные структуры и разграничить на следующие звенья:

  • правовое регулирование и регламентирование;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • управление налогообложением;
  • налоговый контроль.

Правовое  регулирование и регламентирование  состоит в разработке и принятии законодательных актов по организации налогового регулирования, которое осуществляют органы государственной власти. Регламентирующими документами являются законы о налогах, закон о бюджете на соответствующий финансовый год и другие аналогичные нормативные документы.

Налоговое планирование - это волевое регулирование экономики  центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов, координации процессов в соответствии с целевой направленностью развития экономики.

Налоговое прогнозирование  вместе с планированием обеспечивает оценку хозяйственно-воспроизводственных ситуаций за истекший период; намечает перспективы хозяйственного развития; вырабатывает концепцию налогообложения; закрепляет законодательно процедуру налогообложения и утверждает бюджет по налогам.

Налоговое регулирование обеспечивает экономическое воздействие на инвестиционные процессы, обновление технологий в отраслях, балансирование бюджета, саморегулирование внутри налоговых отчислений.

В условиях рынка  налоговое регулирование принимает  характер рыночного регулирования и представляет собой свободное взаимодействие производителей и потребителей на основе прямых и обратных связей.

Управление  налогами осуществляется аппаратом  специалистов с помощью особых приемов и методов, в том числе налоговых стимулов, имеющих две стороны — льготы и санкции

Налоговый контроль обеспечивает правильность исчисления, своевременность и полноту поступления налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды от юридических и физических лиц.

Налоговый механизм позволяет упорядочивать налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм, формируемый как экономико-правовой способ реализации на практике внутреннего потенциала категории «налоги», служит воспроизводственным целям, способствует достижению относительного равновесия между общегосударственными, корпоративными и личными экономическими интересами. В функциональном отношении действие элементов налогового механизма разграничено по двум подсистемам: фискальной и регулирующей. Соблюдение паритета между ними позволяет говорить о создании оптимального налогового механизма. Данная задача трудновыполнима при политической и экономической нестабильности в любой стране, и тем не менее при формировании налоговой тактики и выборе стратегии налогообложения это главное требование к вводимому налоговому механизму должно соблюдаться в той мере, в какой позволяют объективные условия. Налоговый механизм должен быть абсолютно свободен от чисто субъективистских подходов и не зависеть от узковедомственных интересов.

 

  1. Элементы налогов и их понятие.

 

     Любое государство должно четко заложить все составляющие элементы налога в свое налоговое законодательство. В каждом государстве структура и число действующих налогов могут совершенно отличаться от существующих в других государствах. Даже внутри одного государства функционирует огромное количество различных видов налогов. Несмотря на все эти обстоятельства, совокупность элементов налога имеет универсальный характер для любого вида налога, то есть внутренняя структура любого налога состоит из определенного набора элементов.

Элементами  налога являются:

  1. Субъект налога;
  2. Объект налога;
  3. Ставка налога;
  4. Налоговые льготы;
  5. Способы и порядок уплаты налога;
  6. Налоговый период.

Субъект налога - это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить сумму налога в размере, порядке и сроках, предусмотренных его налоговым обязательством.

Субъектами  налога в Республике Казахстан являются юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели, а также нерезиденты.

При определении субъекта налога используют два различных принципа: принцип территориального закона или принцип личного закона.

В соответствии с принципом личного закона к  уплате налогов привлекаются лишь национальные юридические лица, а также подданные государства. Иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории страны налогообложения, а также иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в этой стране, к уплате налогов не привлекаются, т.е. пользуются так называемым «налоговым иммунитетом».

Согласно  принципу территориального закона определяющим для налогообложения выступают не столько свойства лица, сколько объект налога - к его уплате привлекаются все лица, независимо от своей государственной принадлежности, имеющие объект, облагаемый налогом  в соответствии с законодательством страны налогообложения.

Объект  налога - предмет, действие или явление (доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, товарно-материальные ценности), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Объект и  предмет налогообложения -  сходные  понятия. Предмет налогообложения - это имущество и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объекты налогообложения  можно разделить на следующие  виды:

  1. права;
  2. деятельность и се результаты.

Права, в свою очередь, делятся на имущественные  и неимущественные.

Деятельность  и ее результаты, соответственно, можно  разделить на две части: 1) действия; 2) результаты.

Ставка  налога - размер налога на единицу налогообложения. Умножении ставки налога на количество единиц налогообложения определит сумму налогового платежа, которая именуется «налоговым окладом».

Налога ставки делятся на следующие виды:

1) равные ставки - для каждого налогоплательщика  устанавливается равная сумма налога;

  1. твердые ставки - на каждую единицу налогообложения устанавливается зафиксированный размер налога;
  2. процентные ставки.

В зависимости  от степени изменяемости различают  следующие виды ставок:

  1. общие ставки.
  2. повышенные ставки.
  3. пониженные ставки.

Налоговые льготы- используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы подразделяют на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

  • Изъятия — это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов налогообложения.
  • Скидки - это льготы, направленные на сокращение налогооблагаемой базы. Скидки могут быть общими и специальными
  • Налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада.

Способы уплаты налога подразделяются:

  • декларационный, предусматривающий подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога;
  • у источника образования объекта, предполагающий исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемый бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает доход;
  • кадастровый,   предполагающий   использование   кадастра  (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые используются при исчислении соответствующего налога.

Информация о работе Лекции по "Налогам"