Контроль налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов осуществления налогового контроля за валютными экспортно-импортными операциями, а также предложений по совершенствованию методов повышение эффективности осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями в современных экономических условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…..…..3
1. Теоретические аспекты осуществления налогового контроля за валютными экспортно-импортными операциями…………...……….……....5
1.1. Сущность и методы контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями…………………………………….…5
1.2. Сущность валютных экспортно-импортных операций…………….…8
1.3. Нормативно-законодательная база осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями11
2. Анализ действующего порядка контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями ………………..….…..…14
2.1. Анализ валютных экспортно-импортных операций в РФ.… ………14
2.2. Анализ проведения контрольных мероприятий налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями.………… ……..…..…20
2.3. Повышение эффективности осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями..……..…...25
Выводы и предложения………………………………………..………..….....31
Список использованной литературы………………..….………………........33
Приложения……………………………………………………………….…..35

Работа содержит 1 файл

Копия Документ Microsoft Office Word.docx

— 175.54 Кб (Скачать)

     Являясь уполномоченным Правительством Российской Федерации органом валютного контроля , ФНС России наделена правом применять меры административной ответственности за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

     Исполнение ИФНС России государственной функции органа валютного контроля осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Уголовным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле « (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»), Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», Административным регламентом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля , утвержденным приказом Минфина России от 06.11.2007 № 98н (далее – Административный регламент по валютному контролю ), и иными актами.

     В рамках исполнения государственной функции по валютному контролю перед ИФНС Росси и его территориальными органами стоят две основные стратегические задачи:

     1. Выявление и пресечение нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

     2. Повышение эффективности методов контроля за соблюдением актов валютного законодательства Российской федерации и актов органов валютного регулирования.

     Формы и методы осуществления ИФНС России валютного контроля обеспечивают соблюдение интересов государства без излишнего вмешательства в оперативную деятельность хозяйствующих субъектов и не препятствуют развитию экономики.

2. Анализ действующего  порядка контроля  налоговых органов  за валютными экспортно-импортными  операциями

2.1. Анализ валютных  экспортно-импортных  операций в РФ

     Уровень развития экономики страны характеризуется, в том числе, величиной и структурой экспорта и импорта. Чем эффективнее  экономика, тем больше ее доля в мировом  экспорте, а в структуре экспорта больше высокотехнологичной продукции  и меньше сырья.

     В 2009 и 2008 гг. Россия занимала соответственно12-е  и 9-е места среди крупнейших стран  – экспортеров , но по объему экспорта на душу населения она уступает десяткам стран, далеко не самых развитых.

       Рост объемов экспорта из России  в денежном выражении в 2002 - 2008 гг. обусловлен, в частности, ростом  цен на товары сырьевой группы (в основном - топливно-энергетических) и на металлы, а также увеличением  объемов их экспорта в натуральном выражении .

     Сравнения экспорт Японии, США и Германии можно сделать вывод, что доля сырья в российском экспорте увеличивалась, доля промышленных товаров, машин, оборудования уменьшалась. Уменьшилась и доля в экспорте продовольственных товаров, наращиваем их импорт.

     За  период реформ из России вывезли миллиарды  тонн нефти, сотни миллионов тонн угля и руды, сотни миллионов тонн чугуна, стали и отходов из нее, полуфабрикатов, триллионы кубометров газа, много другого сырья. Страны, не имеющие таких природных богатств, развивают высокотехнологичные отрасли, и объем их экспорта в денежном выражении намного превышает российский. Так, только сумма, полученная экспортными компаниями за продажу нашего минерального сырья, не превысила экспортных поступлений в Германию от экспорта ее лекарств. Не говоря уже об экспорте машин, оборудования, автотранспортных средств, телекоммуникационного оборудования и др. Они успешно продают высококвалифицированный труд своих людей, мы – в основном то, что создала природа, и то, что нам досталось от предков.

     По  объему импорта Россия входит в число 20 крупнейших стран – импортеров.

     В последние предкризисные годы быстро увеличивался импорт РФ машин, оборудования и транспортных средств, увеличивалась  и его доля в общем объеме импорта. Только импорт автомобилей и деталей  к ним превысил в 2008 году 40 млрд. долларов, что примерно равно расходам федерального бюджета в 2008 году на оборону (по данным Росстата они составили 42 млрд. долл.) и почти в 3 раза превышает суммарные  расходы федерального бюджета на сельское хозяйство, транспорт и  дорожное хозяйство.

     Отметим также, что по данным таможенной статистики объем импорта значительно меньше, чем по методологии платежного баланса.

     Многократный  рост китайского экспорта за последние 15 лет обусловлен успешными реформами  экономики, рост же объемов экспорта России в денежном выражении, как  уже отмечалось, – в значительной степени успешным ростом цен на товары сырьевой группы и металлы.

     Конечно, качество некоторых китайских товаров  оставляет желать лучшего, но конкурентоспособность  этих товаров постоянно растет и  Китай уже успешно завоевывает  рынки высокоразвитых стран. Российский же рынок завоеван без проблем.

     Данные  по товарообороту (экспорт и импорт) между Россией и США взяты  из ежегодников Росстата . Однако эти данные не совпадают с данными U.S. Census Bereau иWTO, причем существенно. Например, в 2008 году из России в США вывезено товаров на 13,6 млрд. долларов (Росстат), а привезено в США из России – на сумму 26,8 млрд. долл. (U.S. Census Bureau), т.е. в 2 раза больше.

     Экспорт из России в страны ЕС увеличивался такими же темпами, как и экспорт  Китая в эти страны. В денежном выражении за последние годы он достиг рекордных величин.

     Но  что-то настораживает, мешает по-настоящему радоваться такому хорошему росту экспорта из РФ в развитые страны ЕС, гордиться  им.

     Вывоз из России (экспорт) товаров сырьевой группы за период 1992 – 2009 гг. в фактически действовавших ценах по данным Росстата составил примерно 2530 млрд. долларов. Это  более 100 федеральных бюджетов России по доходам 1999 года.

     В ценах 2009 года объем экспорта сырьевых товаров за период 1992 – 2009 гг. значительно  больше 2530 млрд. долларов. Это не мифическое «золото партии», а реальные доллары, поступившие в страну. Картина распределения доходов, полученных от продажи российских природных ресурсов за рубеж, не радует. Доход, полученный от продажи сырья по высоким мировым ценам, «который называется рентой, должен идти в казну государства. Мы же сделали общий доход частным.

2.2. Анализ проведения  контрольных мероприятий  налоговых органов  за валютными экспортно-импортными  операциями

     В соответствии с Федеральным законом  № 173-ФЗ, aдминистративным регламентом по валютному контролю ИФНС России и его территориальные органы имеют право:

     - проводить проверки соблюдения  резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ);

     - проводить проверки полноты и  достоверности учета и отчетности  по валютным операциям резидентов и нерезидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ);

     - запрашивать и получать документы  и информацию, которые связаны  с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (пункт 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ);

     - выдавать предписания об устранении  выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 1 части 2 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ);

     - применять установленные законодательством  Российской Федерации меры ответственности  за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ);

     - принимать акты о прекращении  действия ранее выданных резидентам  разрешений, за исключением разрешений, выданных Банком России или  его территориальным учреждением,  в случаях, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 № 503 «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»).

     Сроки и последовательность действий (административных процедур) ИФНС России и его территориальных органов , порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами ИФНС России и его территориальными органами , а также порядок взаимодействия ИФНС России и его территориальных органов с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции органа валютного контроля определяются Административным регламентом по валютному контролю .

     Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования осуществляется путем проведения плановых и внеплановых (оперативных) проверочных мероприятий, при этом внеплановые (оперативные) проверочные мероприятия осуществляются только в случаях, прямо установленных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, а также реализации протоколов, получаемых от агентов валютного контроля (ФТС России, ФНС России).

     Должностные лица ИФНС России, осуществляющие контрольные мероприятия (проверки), проводят следующие определяемые решением руководства ИФНС России виды проверок:

     - выездные проверки - проверки, которые  проводятся по месту нахождения  объекта проверки;

     - камеральные проверки – проверки, которые проводятся по месту  нахождения ИФНС России (территориального органа ).

     В целом в рамках реализации государственной  функции по валютному контролю ИФНС Росси и его территориальными управлениями в 2009 г. проведено 19678 проверочных мероприятий соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в том числе 1432 плановые проверки (7 % от общего числа проверок) и 18246 оперативных проверочных мероприятий с учетом реализации протоколов, полученных от агентов валютного контроля , а также информации, получаемой от Банка России (93 % от общего числа проверок) (табл. 1; приложение 1).

     Снижение  в 2009 г. числа проведенных плановых проверочных мероприятий связано с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» (далее – Указ № 797) и сосредоточением основных усилий на пресечении правонарушений по информации о нарушениях валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, поступающей в ИФНС России.

     По итогом работы в 2009 г. ИФНС России и его территориальными управлениями взыскано в доход государства более 402 млн. руб. в виде штрафов за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Это на 1 % меньше чем в 2009 г., что объясняется большим числом отмененных постановлений о назначении административного наказания по причине имеющегося в настоящее время несоответствия норм материального права (Федеральный закон № 173-ФЗ) нормам процессуального права (КоАП РФ).

     В целом с периода образования  ИФНС России в 2004 г. в качестве органа валютного контроля по настоящее время такие показатели, как число проверочных мероприятий, количество возбужденных дел об административных правонарушениях и вынесенных постановлений о назначении административного наказания выросли в 3,9 раза, в 1,8 раза и в 2,8 раза, соответственно (рис. 1).

     Рис. 1

Информация о работе Контроль налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями