Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов осуществления налогового контроля за валютными экспортно-импортными операциями, а также предложений по совершенствованию методов повышение эффективности осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями в современных экономических условиях.
Введение………………………………………………………………..…..…..3
1. Теоретические аспекты осуществления налогового контроля за валютными экспортно-импортными операциями…………...……….……....5
1.1. Сущность и методы контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями…………………………………….…5
1.2. Сущность валютных экспортно-импортных операций…………….…8
1.3. Нормативно-законодательная база осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями11
2. Анализ действующего порядка контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями ………………..….…..…14
2.1. Анализ валютных экспортно-импортных операций в РФ.… ………14
2.2. Анализ проведения контрольных мероприятий налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями.………… ……..…..…20
2.3. Повышение эффективности осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями..……..…...25
Выводы и предложения………………………………………..………..….....31
Список использованной литературы………………..….………………........33
Приложения……………………………………………………………….…..35
Являясь уполномоченным Правительством Российской Федерации органом валютного контроля , ФНС России наделена правом применять меры административной ответственности за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Исполнение ИФНС России государственной функции органа валютного контроля осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Уголовным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле « (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»), Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», Административным регламентом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля , утвержденным приказом Минфина России от 06.11.2007 № 98н (далее – Административный регламент по валютному контролю ), и иными актами.
В рамках исполнения государственной функции по валютному контролю перед ИФНС Росси и его территориальными органами стоят две основные стратегические задачи:
1. Выявление и пресечение нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
2. Повышение эффективности методов контроля за соблюдением актов валютного законодательства Российской федерации и актов органов валютного регулирования.
Формы и методы осуществления ИФНС России валютного контроля обеспечивают соблюдение интересов государства без излишнего вмешательства в оперативную деятельность хозяйствующих субъектов и не препятствуют развитию экономики.
2.
Анализ действующего
порядка контроля
налоговых органов
за валютными экспортно-
2.1. Анализ валютных экспортно-импортных операций в РФ
Уровень развития экономики страны характеризуется, в том числе, величиной и структурой экспорта и импорта. Чем эффективнее экономика, тем больше ее доля в мировом экспорте, а в структуре экспорта больше высокотехнологичной продукции и меньше сырья.
В 2009 и 2008 гг. Россия занимала соответственно12-е и 9-е места среди крупнейших стран – экспортеров , но по объему экспорта на душу населения она уступает десяткам стран, далеко не самых развитых.
Рост объемов экспорта из
Сравнения экспорт Японии, США и Германии можно сделать вывод, что доля сырья в российском экспорте увеличивалась, доля промышленных товаров, машин, оборудования уменьшалась. Уменьшилась и доля в экспорте продовольственных товаров, наращиваем их импорт.
За период реформ из России вывезли миллиарды тонн нефти, сотни миллионов тонн угля и руды, сотни миллионов тонн чугуна, стали и отходов из нее, полуфабрикатов, триллионы кубометров газа, много другого сырья. Страны, не имеющие таких природных богатств, развивают высокотехнологичные отрасли, и объем их экспорта в денежном выражении намного превышает российский. Так, только сумма, полученная экспортными компаниями за продажу нашего минерального сырья, не превысила экспортных поступлений в Германию от экспорта ее лекарств. Не говоря уже об экспорте машин, оборудования, автотранспортных средств, телекоммуникационного оборудования и др. Они успешно продают высококвалифицированный труд своих людей, мы – в основном то, что создала природа, и то, что нам досталось от предков.
По объему импорта Россия входит в число 20 крупнейших стран – импортеров.
В последние предкризисные годы быстро увеличивался импорт РФ машин, оборудования и транспортных средств, увеличивалась и его доля в общем объеме импорта. Только импорт автомобилей и деталей к ним превысил в 2008 году 40 млрд. долларов, что примерно равно расходам федерального бюджета в 2008 году на оборону (по данным Росстата они составили 42 млрд. долл.) и почти в 3 раза превышает суммарные расходы федерального бюджета на сельское хозяйство, транспорт и дорожное хозяйство.
Отметим
также, что по данным таможенной статистики
объем импорта значительно
Многократный рост китайского экспорта за последние 15 лет обусловлен успешными реформами экономики, рост же объемов экспорта России в денежном выражении, как уже отмечалось, – в значительной степени успешным ростом цен на товары сырьевой группы и металлы.
Конечно, качество некоторых китайских товаров оставляет желать лучшего, но конкурентоспособность этих товаров постоянно растет и Китай уже успешно завоевывает рынки высокоразвитых стран. Российский же рынок завоеван без проблем.
Данные по товарообороту (экспорт и импорт) между Россией и США взяты из ежегодников Росстата . Однако эти данные не совпадают с данными U.S. Census Bereau иWTO, причем существенно. Например, в 2008 году из России в США вывезено товаров на 13,6 млрд. долларов (Росстат), а привезено в США из России – на сумму 26,8 млрд. долл. (U.S. Census Bureau), т.е. в 2 раза больше.
Экспорт из России в страны ЕС увеличивался такими же темпами, как и экспорт Китая в эти страны. В денежном выражении за последние годы он достиг рекордных величин.
Но что-то настораживает, мешает по-настоящему радоваться такому хорошему росту экспорта из РФ в развитые страны ЕС, гордиться им.
Вывоз из России (экспорт) товаров сырьевой группы за период 1992 – 2009 гг. в фактически действовавших ценах по данным Росстата составил примерно 2530 млрд. долларов. Это более 100 федеральных бюджетов России по доходам 1999 года.
В ценах 2009 года объем экспорта сырьевых товаров за период 1992 – 2009 гг. значительно больше 2530 млрд. долларов. Это не мифическое «золото партии», а реальные доллары, поступившие в страну. Картина распределения доходов, полученных от продажи российских природных ресурсов за рубеж, не радует. Доход, полученный от продажи сырья по высоким мировым ценам, «который называется рентой, должен идти в казну государства. Мы же сделали общий доход частным.
2.2.
Анализ проведения
контрольных мероприятий
налоговых органов
за валютными экспортно-
В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, aдминистративным регламентом по валютному контролю ИФНС России и его территориальные органы имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (пункт 1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ);
-
проводить проверки полноты и
достоверности учета и
-
запрашивать и получать
-
выдавать предписания об
-
применять установленные
-
принимать акты о прекращении
действия ранее выданных
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ИФНС России и его территориальных органов , порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами ИФНС России и его территориальными органами , а также порядок взаимодействия ИФНС России и его территориальных органов с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции органа валютного контроля определяются Административным регламентом по валютному контролю .
Контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования осуществляется путем проведения плановых и внеплановых (оперативных) проверочных мероприятий, при этом внеплановые (оперативные) проверочные мероприятия осуществляются только в случаях, прямо установленных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, а также реализации протоколов, получаемых от агентов валютного контроля (ФТС России, ФНС России).
Должностные лица ИФНС России, осуществляющие контрольные мероприятия (проверки), проводят следующие определяемые решением руководства ИФНС России виды проверок:
-
выездные проверки - проверки, которые
проводятся по месту
-
камеральные проверки –
В целом в рамках реализации государственной функции по валютному контролю ИФНС Росси и его территориальными управлениями в 2009 г. проведено 19678 проверочных мероприятий соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в том числе 1432 плановые проверки (7 % от общего числа проверок) и 18246 оперативных проверочных мероприятий с учетом реализации протоколов, полученных от агентов валютного контроля , а также информации, получаемой от Банка России (93 % от общего числа проверок) (табл. 1; приложение 1).
Снижение в 2009 г. числа проведенных плановых проверочных мероприятий связано с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» (далее – Указ № 797) и сосредоточением основных усилий на пресечении правонарушений по информации о нарушениях валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, поступающей в ИФНС России.
По итогом работы в 2009 г. ИФНС России и его территориальными управлениями взыскано в доход государства более 402 млн. руб. в виде штрафов за нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Это на 1 % меньше чем в 2009 г., что объясняется большим числом отмененных постановлений о назначении административного наказания по причине имеющегося в настоящее время несоответствия норм материального права (Федеральный закон № 173-ФЗ) нормам процессуального права (КоАП РФ).
В целом с периода образования ИФНС России в 2004 г. в качестве органа валютного контроля по настоящее время такие показатели, как число проверочных мероприятий, количество возбужденных дел об административных правонарушениях и вынесенных постановлений о назначении административного наказания выросли в 3,9 раза, в 1,8 раза и в 2,8 раза, соответственно (рис. 1).
Рис. 1
Информация о работе Контроль налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями