Контроль налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов осуществления налогового контроля за валютными экспортно-импортными операциями, а также предложений по совершенствованию методов повышение эффективности осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями в современных экономических условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…..…..3
1. Теоретические аспекты осуществления налогового контроля за валютными экспортно-импортными операциями…………...……….……....5
1.1. Сущность и методы контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями…………………………………….…5
1.2. Сущность валютных экспортно-импортных операций…………….…8
1.3. Нормативно-законодательная база осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями11
2. Анализ действующего порядка контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями ………………..….…..…14
2.1. Анализ валютных экспортно-импортных операций в РФ.… ………14
2.2. Анализ проведения контрольных мероприятий налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями.………… ……..…..…20
2.3. Повышение эффективности осуществления контроля налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями..……..…...25
Выводы и предложения………………………………………..………..….....31
Список использованной литературы………………..….………………........33
Приложения……………………………………………………………….…..35

Работа содержит 1 файл

Копия Документ Microsoft Office Word.docx

— 175.54 Кб (Скачать)

     При получении запрашиваемых документов налоговым органом проводится их анализ на предмет:

  1. полноты и своевременности зачисления резидентом на свои счета в уполномоченных банках экспортной выручки или возврата в Российскую Федерацию средств, уплаченных нерезидентам по неисполненным импортным договорам (контрактам);
  2. соблюдения резидентом установленного требования о резервировании, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 16.05.2005 г. N 302 «О порядке осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности»);
  3. выполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Инструкция Банка России от 30.03.2004 г. N 111 -И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (Инструкция N 111-И);
  4. соблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (Инструкция N 117-И, Положение N258-П);
  5. в случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке за пределами территории РФ, соблюдение установленного требования об уведомлении налогового органа по месту своего учета об открытии (закрытии) данного счета (вклада) или требования о предварительной регистрации счета (вклада) открываемого в банке за пределами территории РФ (части 2 и 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  6. соблюдение установленного порядка или сроков представления в уполномоченные банки форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка резервирования, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов (Инструкция N 117-И).
  7. соблюдения установленного требования об использовании специального счета, в соответствии с порядком, установленным Банком России (Инструкция Банка России от 07.06.2004 г. N 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов», утратила силу с 01.01.2009 г. в связи с Указанием Банка России от 29.05.2006 г. N 1688-У.

     За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

     Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

     В соответствии со статьей 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения.

     В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, а если проводится административное расследование протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП.

     В соответствии со статьей 28.7 КоАП в случаях, если после выявления административного правонарушения в области валютного законодательства и актов органов валютного регулирования осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

     Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

     В соответствии со статьей 23.60 КоАП и на основании части 9 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, протокол об административном правонарушении и материалы, подтверждающие совершенное правонарушение, в течение суток с момента составления, направляются для рассмотрения дела об административном правонарушении в орган валютного контроля (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. N 278 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора), а при выявлении нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП, протокол об административном правонарушении, в соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП, направляется судье для рассмотрения дела об административном правонарушении.

1.2. Сущность валютных  экспортно-импортных  операций

     Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) (далее - резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее - контракт).

     Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:

  • между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
  • между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Правительством Российской Федерации;
  • между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.

     Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

     Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

     С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

  • оформление паспорта сделки;
  • таможенное оформление экспортных товаров;
  • передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;
  • контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
  • передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;
  • конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля.

     Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

     Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

     Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

     Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

     Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

     Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.

     Система валютного контроля по импортным операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на:

     а) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;

     б) сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте.

     Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.

     С предоставлением в банк импортера ПСи импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.

     Банк импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй - служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами.

1.3. Нормативно-законодательная  база осуществления  контроля налоговых  органов за валютными  экспортно-импортными  операциями

     ФНС России как орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, осуществляет контроль за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности - резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) - актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Информация о работе Контроль налоговых органов за валютными экспортно-импортными операциями