Классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

Из данного определения вытекают два важных требования, предъявляемые к любой классификации. Во-первых, в основе разработки каждой налоговой классификации должен лежать конкретный классифицирующий признак, будь то способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект, предмет, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей и т.п. Во-вторых, каждая классификация должна служить определенным практическим или научным целям (задачам), т.е. должна быть востребована теорией или практикой обложения. Группировка налогов, не отвечающая этим двум требованиям, не может иметь статус классификации.

Работа содержит 1 файл

Классификация налогов РФ.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, сам  факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определенной долей условности. Не все косвенные налоги в полном объеме перекладываются на потребителя. Определяющим фактором здесь является разная ценовая эластичность различных товаров (работ, услуг). Товары, по которым возможно увеличение цен без уменьшения спроса на рынке, достаточно хорошо переносят бремя косвенных налогов на потребителя. В других случаях бремя этих налогов распределяется между производителем и потребителем, и тогда для производителя данный налог становится прямым. В то же время прямые налоги через возможность повышения цены на какой-либо товар в определенных случаях перекладываются на потребителя не хуже косвенных. Действие ценовых механизмов, а следовательно, объективность реализации целевой фискальной направленности этих налогов (прямых — на производителей, косвенных — на потребителей) во многом определяются также характером рынка данных товаров (работ, услуг): монополией, олигополией, совершенной конкуренции. В наибольшей степени дифференциация фискального предназначения этих групп налогов достигается на рынке совершенной конкуренции, в наименьшей — на моно-полистическом рынке.

4. Классификация налогов по характеру отражения в Системе национальных счетов (СНС) выделяет две группы налогов: на производство и импорт, на доходы и имущество. Следует отметить, что классификация налогов, используемая в СНС, позволяет производить адекватные международные сопоставления, поскольку построение СНС, реализуемой в России, основано на методических положениях, разработанных и принятых в 1993 г. совместно ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и Евростатом.

Налоги на производство и импорт взимаются с хозяйствующих субъектов в связи с производством и импортом товаров (услуг) или использованием факторов производства. Условно их можно назвать косвенными налогами на производство и импорт. В данной группе выделяются налоги на продукты и другие налоги на производство.

Налоги на продукты — это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. В частности, к ним относятся НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Другие налоги на производство — это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешения на занятие какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. В частности, к ним относятся налоги: на имущество предприятий, транспортный и земельный (с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), водный, на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, лицензионные сборы.

Налоги на доходы и имущество в системе национального счетоводства трактуются как текущие безвозмездные трансферты. Условно их можно назвать прямыми налогами, уплачиваемыми юридическими и физическими лицами из своих доходов. В данной группе выделяются налоги: на доходы, текущие на капитал и прочие текущие.

Налоги на доходы уплачиваются в зависимости от величины полученного дохода (прибыли). В частности, к ним относятся: НДФЛ, на прибыль организаций, на игорный бизнес, на совокупный доход в связи с применением специальных режимов налогообложения (единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения).

Текущие налоги на капитал уплачиваются в связи с обладанием капиталом (имуществом), не используемым в производственных целях. К ним относятся налоги: на имущество физических лиц; земельный, уплачиваемый физическими лицами; земельный и на имущество организаций, когда использование земли и имущества не связано с производственным процессом.

Прочие текущие  налоги — это все остальные налоговые платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами и не связанные с производственной деятельностью. К ним относятся: транспортный налог, уплачиваемый физическими и юридическими лицами, когда использование транспорта не связано с производством; различные сборы и пошлины, уплата которых не связана с производственной деятельностью; НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для собственного потребления.

Данная классификация, имеющая ярко выраженный прикладной аспект, крайне сложна. Один и тот  же налоговый платеж (налог) в зависимости от того, связана ли его уплата с производственной деятельностью или не связана, может входить в состав различных групп.

5. Классификация налогов по предмету (объекту) обложения, где различают налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные), с использования ресурсов (ресурсно-рентные). Данная классификация важна для теоретического анализа пропорций и уровня налоговой нагрузки на основные объекты обложения.

Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту таких налогов: их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимостью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.

Налоги с  дохода — это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц при получении ими дохода и в полной мере определяемые платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный и в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также патентную систему.

Налоги с  потребления (аналог группы косвенных налогов) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные. Характеристика их была представлена выше.

Налоги с использования  ресурсов (ресурсно-рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

6. Классификация налогов по способу обложения разграничивает налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Данная классификация важна в прикладном аспекте для технической организации налогового процесса.

Налоги, уплачиваемые «по декларации», — это налоги, предусматриваю-щие обязанность налогоплательщика самостоятельно рассчитать налоговый оклад посредством его объявления (декларирования). Такой способ определения налогового оклада заложен в подавляющем большинстве налогов (в частности, в налоге на прибыль организаций, НДС, на имущество организаций и др.).

Налоги, уплачиваемые «у источника», — это налоги, предусматривающие институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате до-хода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты. Институт налоговых агентов применяется для того, чтобы упростить процедуру уплаты таких налогов и исключит» возможность уклонения налогоплательщика от их уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций.

Налоги, уплачиваемые «по  уведомлению», — это налоги, предусматривающие обязанность налоговых органов по исчислению налогового оклада и уведомлению налогоплательщиков на основе составленного государственными органами полного реестра (кадастра) объектов налогообложения. Такой способ закладывается чаще всего в итогах с немобильными объектами обложения. Налог исчисляйся исходя из сопоставлений внешних признаков объектов налогообложения, например предполагаемой средней доходности Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном, где налогоплательщиком является физическое лицо.

7. Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников могут выступать: выручка от реализации; себестоимость продукции; финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли; оплата труда и предпринимательский доход; валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия. Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осуществляющими этой деятельности, данная классификация не применима. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.

К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов.

Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции, являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

К налогам, относимым на финансовый результат деятельности, относятся налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

К налогам, относимым на оплату труда и предпринимательский доход, относятся: НДФЛ (для адвокатов, индивидуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.

Налогом, уплачиваемым с валовой налогооблагаемой прибыли, является налог на прибыль организаций.

Иногда в качестве отдельного источника уплаты налогов выделяют также чистую прибыль, из которой уплачиваются платежи штрафного характера, например за сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

8. Классификация налогов по назначению выделяет абстрактные (немаркированные) и целевые (маркированные) налоги.

Абстрактные (немаркированные) — это налоги, средства от поступления которых аккумулируются в бюджете определенного уровня управления, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета. Поступления от немаркированных налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов.

Целевые (маркированные) — это налоги, имеющие заранее определенное целевое назначение и строго закрепленные за определенными видами расходов. За счет маркированных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Характерным примером такого налога служат социальные платежи, которые поступают в бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования.


Информация о работе Классификация налогов