Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:37, доклад
Классификация налогов – это систематизированная, научно обоснованная группировка налогов в соответствии с однородными признаками. Назначение классификации налогов определяется потребностями четкой организации работ по составлению и исполнению доходной части бюджета, осуществления контроля за поступлением налогов по каждому источнику и группам налогов, ведения учета и сопоставления показателей налогообложения в разных регионах страны, разработки налоговой стратегии, определения содержания тех или иных групп налогов, их влияния на социально-экономическое развитие общества.
Классификация налогов (с примерами налогов РФ) 1 вариант
Классификация налогов – это
систематизированная, научно обоснованная
группировка налогов в
Классификационные признаки являются
объективными критериями разграничения
налогов, предопределенными самой экономической
природой налога как такового
Налоги, входящие в налоговую систему
РФ, классифицируются:
1. По способу изъятия:
- прямые – налоги, непосредственно падающие
на плательщика, которые не могут быть
переложены в сфере обращения и связаны
с результатом финансово-хозяйственной
деятельности, оборотом капитала и пр.
(налог на прибыль предприятий, подоходный
налог, налоги на имущество и пр.)
- косвенные – налоги на товары и услуги,
устанавливаемы в виде надбавки к цене
или определяются в зависимости от размера
добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы
конечным потребителем (НДС, налог с продаж,
акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию
ГСМ)
2. По субъекту налога:
- с физических лиц (подоходный налог, налог
на имущество физ. лиц и пр.)
- с юридических лиц (налог на прибыль,
налог на имущество юр. лиц, пр.)
- смешанные (налог на рекламу, взносы в
гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные
пошлины)
3. По уровню власти:
- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль
предприятий, подоходный налог с физ. лиц,
взносы в гос. соц. внебюджетн. фонды и
пр.)
- региональные (налог на имущество организаций,
дорожный налог, налог с продаж и пр.)
- местные (земельный налог, налог на имущество
физ. лиц, налог на рекламу и пр.)
4. По назначению:
- общие – обезличивание налогов в доходах
бюджета при направлении их на расходы
(НДС, налог на прибыль и пр.)
- целевые – происходит привязка налогов
к конкретным видам расходов бюджета (дорожный
налог, земельный налог, взносы во внебюджетные
фонды, пр.)
5. По источнику уплаты налоговых сумм:
- себестоимость – налоги, включаемые
в себестоимость продукции (ресурсные
платежи, взносы во внебюджетные фонды
социального характера, лесной налог и
пр.)
- цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые
в выручку (это косвенные налоги) (НДС,
налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)
- финансовый результат (налог на рекламу,
налог на имущество предприятий, земельный
налог)
- доход (прибыль, зарплата) – налоги на
прибыль или доход юридических и физических
лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный
налог с физ. лиц, единый налог на вмененный
доход)
- чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые
в бюджет за счет прибыли, после уплаты
налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение
налогового законодательства).
6. По объекту налогообложения:
- имущественные
- ресурсные (рентные)
- с доходов
- налоги на потребление
- с отдельных видов деятельности, операций
7. По методу исчисления:
- прогрессивные / регрессивные
- пропорциональные / линейные
- ступенчатые / твердые
8. По способу обложения:
- кадастровые / безналичные
- декларационные / налично-денежные
9. По фискальной потребности:
- раскладочные – размер определяется
исходя из потребностей в финансировании
конкретных видов расходов (строительство
дорог, заводов и пр.) (в РФ таких нет)
- количественные – учитывают финансово-экономические,
имущественные возможности налогоплательщиков
10. По порядку зачисления в бюджет:
- закрепленные – постоянно или на долговременной
основе закреплены за данным бюджетом
- регулирующие – поступающие из вышестоящего
бюджета в целях погашения дефицита бюджета
11. По порядку ведения:
- общеобязательные – устанавливаются
федеральным законодательством и взимаются
на всей территории страны (НДС, акцизы,
налог на прибыль, подоходник, налог на
имущество и пр.).
- факультативные – вводятся нормативными
актами субъектов РФ или местными органами
самоуправления (налог с продаж, единый
налог на вмененный доход).
Классификация налогов 2 вариант
Классификация налогов это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками. Она позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Множественность признаков классификации налогов имеет то положительное значение, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к разным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует всестороннему его познанию.
Существую различные признаки классификации налогов. Наиболее распространенными являются:
• по способу взимания;
• по объекту налогообложения;
• по субъекту налогообложения (по налогоплательщикам);
• по степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов;
• по принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней (в зависимости от адресности);
• по целевой направленности использования налоговых поступлений;
• по источнику уплаты налогов;
• по степени налогообложения;
• по времени действия;
• по времени уплаты налогов;
• по методу взимания налогов.
В зависимости от способа взимания
налогов они делятся на прямые
и косвенные. Прямые налоги это налоги,
взимаемые с доходов или
Кроме того, плательщиком прямых налогов является лицо, которое получает доход или имеет в собственности имущество, а окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.
По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:
• налоги, взимаемые с доходов (выручки, прибыли (дохода) заработной платы), к числу которых относятся НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др;
• налог с имущества (организаций и граждан);
• налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности, налог на операции с ценными бумагами и др.
По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:
• налоги, взимаемые только с физических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение и некоторые другие;
• налоги, взимаемые только с юридических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.;
• налоги, взимаемые как с физических, так и юридических лиц, единый социальный налог, налог на землю, транспортный налог, налог на операции с ценными бумагами и др.
По степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов они делятся на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти РФ. Они взимаются на всей территории страны. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Например, к федеральным налогам и сборам, в соответствии со ст. 13 НК РФ, относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, таможенная пошлина и таможенные сборы, водный налог и др.; к региональным (ст. 14 НК РФ) налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.; к местным (ст. 15 НК РФ) налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение и др.
По принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Закрепленными называют налоги и сборы, поступления от которых на длительный период полностью или в частях закрепляются в качестве доходного источника конкретного бюджета (бюджетов). Например, к закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины и сборы, НДС и иные платежи, зачисляются в доходную часть федерального бюджета, а также большинство местных налогов и сборов.
Регулирующие это налоги и сборы, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты разных уровней, в целях перераспределения средств между бюджетами для покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.
В соответствии с Бюджетным кодексом
РФ нормативы отчислений должны устанавливаться
не менее чем на три года. Распределение
поступлений федеральных
По целевой направленности использования налоговых поступлений налоги делятся на общие и целевые. Средства, поступающие от общих налогов могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, должны быть использованы на финансирование тех мероприятий, которые указаны в законе. Например, НДС, налог на прибыль это общие налоги, а единый социальный налог это целевой налог.
Целевые налоги могут вводиться государством также в особых случаях. Например, как это было с налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, средства которого расходовались на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, а также на оказание помощи многодетным семьям.
По источнику уплаты налогов они делятся на:
• налоги, включаемые в стоимость продукции (работ, услуг) и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
• налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (единый социальный налог, земельный налог, плата за пользование водными объектами в пределах установленных лимитов (водный налог) и др.);
• налоги, относимые на финансовый результат (налог на имущество организаций, налог на рекламу и др.);
• налоги, уплачиваемые за счет прибыли (дохода), налог на прибыль организаций. Плата за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, пени и штрафы за нарушение налогового законодательства уплачиваются за счет той части прибыли, которая поступает в распоряжение предприятий после уплаты налога на прибыль и др. обязательных платежей.
• налоги, уплачиваемые за счет заработной платы, налоги, взимаемые с физических лиц.
По степени налогообложения выделяют следующие группы налогов:
• пропорциональные налоги, когда тяжесть налогообложения изменяется пропорционально росту доходов или величины объекта. К этой группе налогов относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.;
• прогрессивные налоги, когда
тяжесть налогообложения возрас
• регрессивные налоги, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения, единый социальный налог.
По времени действия налоги бывают
регулярные и чрезвычайные. К регулярным
относятся такие налоги, которые
действуют в течение
По времени уплаты налоги бывают периодические и разовые. Под периодическими налогами подразумеваются такие налоги, платежи по которым осуществляются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким либо видом деятельности, приносящей доход. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др. уплачиваются с определенной периодичностью. Кроме того, по периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с наступлением каких либо нерегулярных событий, не образующих систему. Например, к разовым налогам относится налог на наследование и дарение, разовые сборы.
Методы взимания налогов. В практике налогообложения применяется несколько методов взимания налогов:
• метод начисления (декларационный метод);
• метод удержания;
• кадастровый метод.
При использовании декларационного метода, налогоплательщик должен представить в налоговый орган налоговую декларацию. Налоговая декларация официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им доходах, наличии имущества и т.п. за определенный период времени. Этот метод получил наибольшее распространение при взимании налогов в РФ НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.
Второй метод взимания налога заключается в том, что он удерживается у источника выплаты дохода. Лицо (налоговый агент), выплачивающее доход другому лицу, обязано одновременно производить удержание налога. Метод удержания применяется при взимании налога на доходы физических лиц, при налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов, процентов. Данный метод облегчает осуществление контроля за правильностью исчисления налога и снижает риск уклонения от его уплаты.
При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра, который представляет собой документ, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, а также среднюю доходность объекта обложения. Например, этот метод используется при исчислении единого налога на вмененный доход.