Классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:37, доклад

Описание работы

Классификация налогов – это систематизированная, научно обоснованная группировка налогов в соответствии с однородными признаками. Назначение классификации налогов определяется потребностями четкой организации работ по составлению и исполнению доходной части бюджета, осуществления контроля за поступлением налогов по каждому источнику и группам налогов, ведения учета и сопоставления показателей налогообложения в разных регионах страны, разработки налоговой стратегии, определения содержания тех или иных групп налогов, их влияния на социально-экономическое развитие общества.

Работа содержит 1 файл

Классификация налогов.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Классификация налогов (с  примерами налогов РФ) 1 вариант

Классификация налогов – это  систематизированная, научно обоснованная группировка налогов в соответствии с однородными признаками. Назначение классификации налогов определяется потребностями четкой организации работ по составлению и исполнению доходной части бюджета, осуществления контроля за поступлением налогов по каждому источнику и группам налогов, ведения учета и сопоставления показателей налогообложения в разных регионах страны, разработки налоговой стратегии, определения содержания тех или иных групп налогов, их влияния на социально-экономическое развитие общества. 
Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового 
Налоги, входящие в налоговую систему РФ, классифицируются: 
1. По способу изъятия: 
- прямые – налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налоги на имущество и пр.) 
- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию ГСМ) 
2. По субъекту налога: 
- с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физ. лиц и пр.) 
- с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.) 
- смешанные (налог на рекламу, взносы в гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные пошлины) 
3. По уровню власти: 
- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, взносы в гос. соц. внебюджетн. фонды и пр.) 
- региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.) 
- местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц, налог на рекламу и пр.) 
4. По назначению: 
- общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.) 
- целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.) 
5. По источнику уплаты налоговых сумм: 
- себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.) 
- цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины) 
- финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог) 
- доход (прибыль, зарплата) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход) 
- чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства). 
6. По объекту налогообложения: 
- имущественные 
- ресурсные (рентные) 
- с доходов 
- налоги на потребление 
- с отдельных видов деятельности, операций 
7. По методу исчисления: 
- прогрессивные / регрессивные 
- пропорциональные / линейные 
- ступенчатые / твердые 
8. По способу обложения: 
- кадастровые / безналичные 
- декларационные / налично-денежные 
9. По фискальной потребности: 
- раскладочные – размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и пр.) (в РФ таких нет) 
- количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков 
10. По порядку зачисления в бюджет: 
- закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом 
- регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета 
11. По порядку ведения: 
- общеобязательные – устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходник, налог на имущество и пр.). 
- факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог на вмененный доход).

 

Классификация налогов 2 вариант 

Классификация налогов это группировка  налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками. Она позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Множественность признаков классификации налогов имеет то положительное значение, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к разным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует всестороннему его познанию.

Существую различные признаки классификации  налогов. Наиболее распространенными являются:

• по способу взимания;

• по объекту налогообложения;

• по субъекту налогообложения (по налогоплательщикам);

• по степени компетенции органов  власти в сфере установления и  введения налогов и сборов;

• по принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней (в зависимости от адресности);

• по целевой направленности использования  налоговых поступлений;

• по источнику уплаты налогов;

• по степени налогообложения;

• по времени действия;

• по времени уплаты налогов;

• по методу взимания налогов.

В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги это налоги, взимаемые с доходов или имущества  налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога одно лицо. Величина прямого налога зависит от суммы дохода или стоимости имущества. К таким налогам относятся, например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и физических лиц и др. Косвенные налоги это налоги на товары (работы, услуги), установленные в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика.

Кроме того, плательщиком прямых налогов является лицо, которое получает доход или имеет в собственности имущество, а окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

По объекту налогообложения  налоги могут быть классифицированы на:

• налоги, взимаемые с доходов (выручки, прибыли (дохода) заработной платы), к  числу которых относятся НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др;

• налог с имущества (организаций  и граждан);

• налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности, налог на операции с ценными бумагами и др.

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:

• налоги, взимаемые только с физических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение и некоторые другие;

• налоги, взимаемые только с юридических  лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций  и др.;

• налоги, взимаемые как с физических, так и юридических лиц, единый социальный налог, налог на землю, транспортный налог, налог на операции с ценными бумагами и др.

По степени компетенции  органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов они  делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти РФ. Они взимаются  на всей территории страны. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются  и вводятся законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Например, к федеральным налогам и сборам, в соответствии со ст. 13 НК РФ, относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, таможенная пошлина и таможенные сборы, водный налог и др.; к региональным (ст. 14 НК РФ) налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.; к местным (ст. 15 НК РФ) налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение и др.

По принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленными называют налоги и сборы, поступления от которых на длительный период полностью или в частях закрепляются в качестве доходного  источника конкретного бюджета (бюджетов). Например, к закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины и сборы, НДС и иные платежи, зачисляются в доходную часть федерального бюджета, а также большинство местных налогов и сборов.

Регулирующие это налоги и сборы, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты разных уровней, в целях перераспределения средств между бюджетами для покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативы отчислений должны устанавливаться  не менее чем на три года. Распределение  поступлений федеральных налогов  и сборов по звеньям бюджетной  системы устанавливается законом  о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

По целевой направленности использования  налоговых поступлений налоги делятся  на общие и целевые. Средства, поступающие  от общих налогов могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, должны быть использованы на финансирование тех мероприятий, которые указаны в законе. Например, НДС, налог на прибыль это общие налоги, а единый социальный налог это целевой налог.

Целевые налоги могут вводиться государством также в особых случаях. Например, как это было с налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, средства которого расходовались на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, а также на оказание помощи многодетным семьям.

По источнику уплаты налогов  они делятся на:

• налоги, включаемые в стоимость  продукции (работ, услуг) и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);

• налоги, включаемые в себестоимость  продукции (работ, услуг) (единый социальный налог, земельный налог, плата за пользование водными объектами в пределах установленных лимитов (водный налог) и др.);

• налоги, относимые на финансовый результат (налог на имущество организаций, налог на рекламу и др.);

• налоги, уплачиваемые за счет прибыли (дохода), налог на прибыль организаций. Плата за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, пени и штрафы за нарушение налогового законодательства уплачиваются за счет той части прибыли, которая поступает в распоряжение предприятий после уплаты налога на прибыль и др. обязательных платежей.

• налоги, уплачиваемые за счет заработной платы, налоги, взимаемые с физических лиц.

По степени налогообложения  выделяют следующие группы налогов:

• пропорциональные налоги, когда тяжесть налогообложения изменяется пропорционально росту доходов или величины объекта. К этой группе налогов относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.;

• прогрессивные налоги, когда  тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или другого объекта налогообложения. К данной группе относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на наследование или дарение и др.;

• регрессивные налоги, когда тяжесть  обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения, единый социальный налог.

По времени действия налоги бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным относятся такие налоги, которые  действуют в течение длительного  периода времени. При введении регулярных налогов как правило не оговаривается срок их действия (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.). К чрезвычайным налогам относятся налоги, введение которых вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств войны, стихийные бедствия и т.п. Обычно при введении таких налогов особо оговаривается либо период, в течение которого будет взиматься тот или иной налог, либо момент окончания чрезвычайного обстоятельства. Чрезвычайные налоги особо популярны были в нашей стране в периоды Первой и Второй мировых войн.

По времени уплаты налоги бывают периодические и разовые. Под периодическими налогами подразумеваются такие налоги, платежи по которым осуществляются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким либо видом деятельности, приносящей доход. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др. уплачиваются с определенной периодичностью. Кроме того, по периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с наступлением каких либо нерегулярных событий, не образующих систему. Например, к разовым налогам относится налог на наследование и дарение, разовые сборы.

Методы взимания налогов. В практике налогообложения применяется несколько методов взимания налогов:

• метод начисления (декларационный метод);

• метод удержания;

• кадастровый метод.

При использовании декларационного  метода, налогоплательщик должен представить  в налоговый орган налоговую декларацию. Налоговая декларация официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им доходах, наличии имущества и т.п. за определенный период времени. Этот метод получил наибольшее распространение при взимании налогов в РФ НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.

Второй метод взимания налога заключается  в том, что он удерживается у источника  выплаты дохода. Лицо (налоговый  агент), выплачивающее доход другому  лицу, обязано одновременно производить  удержание налога. Метод удержания применяется при взимании налога на доходы физических лиц, при налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов, процентов. Данный метод облегчает осуществление контроля за правильностью исчисления налога и снижает риск уклонения от его уплаты.

При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра, который представляет собой  документ, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, а также  среднюю доходность объекта обложения. Например, этот метод используется при исчислении единого налога на вмененный доход.


Информация о работе Классификация налогов