Классификация налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

1. Понятие и функции налога……………………………………………….4

2. Классификация налогов…………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………21

Список использованных источников………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Классификация налогов.docx

— 35.35 Кб (Скачать)

План 

Введение………………………………………………………………………2

1. Понятие  и функции налога……………………………………………….4

2. Классификация  налогов…………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………21

Список использованных источников………………………………………..22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Налоги  известны с глубокой древности. Во времена  натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в  виде оброка у крестьян, ремесленников  в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли  ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых  ей для собственного потребления  и выполнения специфических, только ей присущих функций:

     - защита территории;

     - выполнение управляющих и распределительных функций;

     - поддержание внутреннего порядка;

     - сбор налогов и податей с населения.

     По  мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным  примером может служить то, что  в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

     Неизбежность  налогов настолько очевидна, что  еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости  США, писал: “В этом мире ни в чем  нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”.

     Налоги  – основной источник формирования доходов государства, важнейший  элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет  особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

     В Конституции Российской Федерации  определено, что каждый обязан законно  платить установленные налоги и  сборы. Законы, устанавливающие новые  налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

     В совместном ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  находится установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации.

     Основным  законодательным документом по налогам  и сборам в Российской Федерации  является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

     Выполнение  его требований обязательно для  налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом  кодексе Российской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или  уголовном порядке. Существует также  целый перечень документов по налогам  и сборам, дополняющих и расширяющих  Налоговый кодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести  Постановление Правительства Российской Федерации касающееся вопросов налогообложения, Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам и другие документы. 

 

1. Понятие и функции  налога

налог классификация функция

     Решающее  значение в доходах бюджета имеют  налоги.

     Налоги - это обязательные платежи, взимаемые  государством с организаций и  физических лиц. Исторически их возникновение  относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления  государства.

     Государство без налогов существовать не может, поскольку они – главный метод  мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

     Согласно  Налоговому кодексу РФ под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

     Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы, а также  иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные  в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к  которым относятся:

     (1) императивно-обязательный характер;

     (2) индивидуальная безвозмездность;

     (3) денежная форма;

     (4) публичный и нецелевой характер  налогов.

     Рассмотрим  указанные признаки подробнее.

     Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным  взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.

     Налоги  не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение, всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых  льгот (например, по НДС), переплаты  налога или неправомерного взыскания  недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета  соответствующих денежных средств.

     Возникновение и исполнение налоговой обязанности  не основано на соглашениях государства  с налогоплательщиком и тем более  не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность  вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены  к минимуму. В сфере налогообложения  господствует императивный метод правового  регулирования, предполагающий детальную  юридическую регламентацию поведения  и минимизацию свободы субъектов  самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной  нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или  властных предписаний. Требования налоговых  органов и налоговые обязательства  налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. "О налогах  не договариваются" - известная аксиома  налогового законодательства. Налоговое  правоотношение носит односторонний  характер, где стержневым юридическим  элементом выступает, с одной  стороны, обязанность налогоплательщика  уплатить законно установленные  налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в  лице налоговых органов требовать  своевременной и полной уплаты налоговых  платежей.

     Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности  государства совершить в пользу данного, персонально определенного  налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь  отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает  каких-либо дополнительных субъективных прав. "Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем". Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

     Данный  признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные  действия государства в интересах  налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права  торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает  с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства  совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

     Денежный  характер. НК РФ определяет налог как  исключительно денежный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  Российской Федерации, а также в  иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной  валюте.

     Действующее законодательство не предусматривает  какие-либо натуральные формы уплаты налога.

     Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.

     Публично-нецелевой  характер. Налоговые платежи - безусловный  атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую  часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

     В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П  отмечается, что в налоговой обязанности  налогоплательщиков "воплощен публичный  интерес всех членов общества". Разумеется, некоторая часть налоговых поступлений  идет на содержание государственного аппарата. Однако подавляющее большинство  налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно  в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц - бюджетополучателей. Государство вправе и обязано  принимать меры по регулированию  налоговых правоотношений в целях  защиты прав и законных интересов  не только налогоплательщиков, но и  всех остальных членов общества.

     Нецелевой характер налогов вытекает из закрепленного  ст.35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов: все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета. Доходы бюджета, включая прежде всего налоговые  доходы, не могут быть увязаны с  определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых  бюджетных фондов, средств целевых  иностранных кредитов, а также  в случае централизации средств  из бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации.

     Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

     1.  Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

     2.  Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

     3.  Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

     4.  Стимулирующая функция.

     Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию —  изъятие части доходов предприятий  и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той  части непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные  заведения и т. п.

     Важную  роль играет функция, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах  — это регулируемая экономика. Представить  себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она  регулируется, какими способами, в каких  формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и  методы, центральное место в самой  системе регулирования принадлежит  налогам. Развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными  ставками, выделения из бюджета капитальных  вложений и дотаций и т. п. Центральное  место в этом комплексе экономических  методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Информация о работе Классификация налогов