Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:34, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства.
Введение
Понятие и роль налогов
Классификация налогов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
Налоги как основной источник образования
государственных финансов известны
с незапамятных времен. В каждой
стране взимается большое число
разнообразных налогов и
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
1. Понятие и роль налогов
Существование любого современного государства неразрывно связано с
налогами. Каждый человек в какой-то
мере ощущает это на себе. Бенджамин
Франклин писал, что «платить налоги
и умереть должен каждый». Данный
принцип заложен и в
Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как
они составляют более 80% доходной части бюджета.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях
финансового обеспечения
В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван
пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.
Налог является индивидуально безвозмездным,
взыскивается на условиях безвозвратности
методами государственного принуждения
и не носит характер наказания
или контрибуции. Налоги устанавливаются
законодательной властью в
Совокупность взимаемых в
обязательных платежей (далее налоги),
а также форм и методов их построения
образует налоговую систему. Объектами
налогообложения являются доходы (прибыль),
стоимость определенных товаров, отдельные
виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование
природными ресурсами, имущество физических
и юридических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость
Следует заметить, что классификация
налогов имеет не только сугубо теоретическое,
но и важное практическое значение. В прикладном
аспекте та или иная классификация позволяет
проводить анализ: налоговой системы,
осуществлять различные оценки и сопоставление по
группам налогов, особенно в динамике
за долгосрочный период, когда состав отдельных
налогов и сборов менялся. Кроме того,
классификация крайне необходима для
различных международных сопоставлений,
ведь налоговые системы разных стран различаются
достаточно существенно и прямые сравнения
по всему перечню налогов просто неосуществимы,
они будут приводить к ошибочным теоретическим
выводам и, как следствие, к неверным практическим
решениям.
Классификация
налогов — это распределение налогов
и сборов по определенным группам, обусловленное
целями и задачами систематизации и сопоставлений. В
основе каждой классификации, а их встречается
достаточное количество, лежит совершенно
определенный классифицирующий признак:
способ взимания, принадлежность к определенному
уровню управления, субъект налогообложения, способ
или источник обложения, характер применяемой
ставки, назначение налоговых платежей,
какой-либо другой признак.
Рассмотрим классифицирующие признаки и
соответствующие им классификации налогов
1. Классификация
по способу взимания, разделяющая налоги на прямые
и косвенные, — это наиболее известная
и исторически традиционная классификация
налогов.
Прямые налоги — это налоги,
взимаемые непосредственно с дохода или
имущества налогоплательщика. В этом случае
основанием для налогообложения служат
факты получения доходов и владения имуществом
налогоплательщиком, а налоговые отношения
возникают непосредственно между налогоплательщиком
и государством. К группе прямых налогов
в российской налоговой системе следует отнести
такие налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль
организаций, на имущество организаций,
на имущество физических лиц, земельный
и транспортный налоги.
Косвенные налоги — это
налоги, взимаемые в процессе оборота товаров
(работ и услуг), при этом включаемые в
виде надбавки к их цене, которая оплачивается
в итоге конечным потребителем. Производитель
товара (работы, услуги) при их реализации
получает с покупателя цену и сумму налога
в виде надбавки к цене, которую в последующем
перечисляет государству. Таким образом,
косвенныеналоги изначально предназначаются
для перенесения реального налогового
бремени их уплаты на конечного потребителя,
а данную группу налогов зачастую характеризуют
как налоги на потребление.
Косвенные налоги наиболее желанны для
фискальных целей государства, так как
они наиболее просты в аспекте их взимания, достаточно
сложны для налогоплательщиков в плане
уклонения от их уплаты. Кроме того, эти
налоги обеспечивают определенную устойчивость
налоговых поступлений даже в условиях
экономического спада, тогда как поступления
от прямых налогов на доходы более существенно
коррелируют с уровнем экономической
активности. Также фискальная роль косвенных
налогов более значимо реализуется и в
переходный период от командной к рыночной
экономике. В то время как поступления
от прямых налогов напрямую завязаны с
эффективностью деятельности хозяйствующих
субъектов, достаточно невысокой в условиях
отсутствия рыночного опыта и соответствующих
норм рыночного поведения, поступления
от косвенных налогов завязаны прежде
всего на потребление, объем которого существен
в силу доминирования потребления над
сбережением.
Косвенное налогообложение менее заметно
и более завуалировано для конечного потребителя,
так как номинальные и реальные налогоплательщики
здесь различны. Номинальным налогоплательщиком,
у которого с государством возникают налоговые
правоотношения, являются производители
и продавцы товаров (работ, услуг). Реальный
налогоплательщик — покупатель, не вступая
в эти отношения, соответственно и не замечает
тяжести косвенных налогов. Характерным
примером косвенного налогообложения
служат такие признанные общемировой практикой
налоги, как НДС, акцизы, таможенные пошлины.
Вместе с тем при всех очевидных преимуществах
косвенные налоги имеют значимые недостатки.
В первую очередь они не учитывают материального
состояния реального налогоплательщика.
Прямые налоги определяются уровнем дохода
и стоимостью имущества налогоплательщика,
косвенные же завязаны на уровень потребления.
Естественно, потребление обеспеченных
людей в абсолютном исчислении больше
объема потребления бедных, но в долевом
соотношении к доходам этих групп населения
картина совершенно иная. Удельный вес
потребления богатых в их доходах мал
(у нихпревалируют сбережение и инвестиции,
рекреация за рубежом, образование и т.д.,
не облагаемые косвенными налогами), в
то время как все низкие доходы бедных
«съедает» потребление. Поэтому косвенное
налогообложение для малообеспеченных
слоев населения является более тяжелым,
чем прямое, по которому им, как правило, предоставляются
значительные преференции. А сами косвенныеналоги
зачастую характеризуют как «налоги на
бедных». Кроме того, данные налоги, приводя
к повышению цен товаров, ограничивают
в определенной степени объем потребления,
т.е. спроса, дестимулируя тем самым и предложение,
а значит, и производство этих товаров.
Косвенное налогообложение активно применяется
практически всеми странами. Достаточно
сказать, что к моменту введения в России
самого признанного косвенного налога
— НДС — в 1991 г. он успешно применялся уже
в 21 из 24 стран — членов Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), убедительно продемонстрировав
свои преимущества по сравнению со столь
же ранее распространенным в мировой практике
косвенным налогом — с оборота розничной
торговли. Однако гармонизация налогообложения
достигается за счет разумного сочетания
прямых и косвенных налогов, соотношение
которых объективно определяется уровнем
социально-экономического развития страны
и потребностями обеспечения доходной
части бюджета. В экономически развитых странах
с высокими доходами населения и предприятий,
значимым имущественным комплексом превалируют
прямые налоги, в то время как в развивающихся
странах наблюдается доминирование косвенных
налогов, обусловленное низкими доходами
значительной части населения, неустойчивым
финансовым положением предприятий, малой
имущественной обеспеченностью.
2. Классификация налогов по
объекту обложения — классификация (во
многом сопряженная с предыдущей), согласно
которой можно разграничить налоги: с имущества
(имущественные), с доходов (фактические
и вмененные), с потребления (индивидуальные,
универсальные и монопольные), с использования
ресурсов (рентные).
Налоги с имущества (имущественные)
- это налоги, взимаемые с организаций
или физических лиц по факту владения
ими определенным имуществом или с операций
по его продаже (покупке). Следует отметить
характерную черту — их взимание и размер
не зависят от индивидуальной платежеспособности
налогоплательщика, а определяются характеристиками
имущества: в транспортном налоге — мощностью
двигателя, налоге на имущество — стоимостью,
в земельном налоге — несколькими характеристиками,
например назначением земель, кадастровой
оценкой.
Налоги с дохода - это налоги,
взимаемые с организаций или физических
лиц при получении ими дохода. Эти налоги
в полной мере определяются платежеспособностью
налогоплательщика. Различают налоги
с дохода фактические, т.е. взимаемые
по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который
устанавливается заранее государством,
исходя из того, какой доход условно должен
получить налогоплательщик, занимаясь
данным видом предпринимательской деятельности.
К фактическим налогам с доходов можно
отнести налог на прибыль организаций,
НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных
режимах: единый сельскохозяйственный
налог и налог в упрощенной системе налогообложения.
К вмененным налогам с доходов можно отнести
систему налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности, а также применение
упрощенной системы налогообложения на
основе патента. Встречается также выделение
в данной группе в отдельную категорию
налогов, взимаемых с фонда оплаты труда
(ЕСН). Думается, что данный налог более логично
вписывается в категорию фактических
налогов, а разница в налогоплательщиках
{в НДФЛ — налогоплательщик тот, кто получает
доход, а в ЕСН — тот, кто его выплачивает)
в данном случае не является классифицирующим
признаком.
Налоги с потребления (аналог
группы косвенных налогов в предыдущей
классификации) — это налоги, взимаемые
в процессе оборота товаров (работ, услуг),
подразделяемые в свою очередь на индивидуальные,
универсальные и монопольные. Индивидуальными н
Налоги с использования ресурсов
{рентные) — это налоги, взимаемые в
процессе использования ресурсов окружающей
природной среды, а рентными их называют
также потому, что их установление и взимание
связаны в большинстве случаев с образованием
и получением ренты. К данной группе налогов
следует отнести НДГТИ, водный налог, сборы
за пользование объектами животного мира
и водных биологических ресурсов, земельный
налог.
3. Классификация налогов по
субъекту обложения, где различают налоги,
взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, являет
Следует отметить, что теоретическая значимость
этой классификации в последнее время
существенно снизилась. Ранее достаточно
точная классифицирующая основа теперь
размывается в связи с бурным развитием
малого бизнеса не столько в форме юридических
лиц, сколько в форме физических лиц —
индивидуальных предпринимателей без
образования юридического лица. Поэтому практически
все налоги сейчас следует относить к
смешанной группе, за исключением НДФЛ
и на имущество физических лиц, составляющих
группу налогов с физических лиц, и на
прибыль организаций и на имущество организаций,
соответственно составляющих группу налогов
с юридических лиц.
4. Классификация налогов по
способу обложения востребована
Способ «у источника» закладывается в
налогах, предусматривающих институт налоговых
агентов, на которых возлагается обязанность
при выплате дохода в пользу налогоплательщика
произвести удержание и перечисление
налога в бюджет до момента его фактической
выплаты, дабы исключить возможность уклонения
от его уплаты. В чистом виде данный способ
реализуется только в НДФЛ, но встречаетсятакже
ограниченное использование налоговых
агентов в НДС и налоге на прибыль организаций.
Способ «по кадастру» закладывается чаще
в налогах с немобильными объектами обложения,
когда государственными органами составляется
полный реестр (кадастр) этих объектов,
а налоговым органом производится исчисление
и уведомление налогоплательщика. Исчисление
налога производится исходяиз сопоставлений
внешних признаков, например предполагаемой
средней доходности, объектов налогообложения.
Данный способ реализуется в налогах: земельном,
на имущество физических лиц,транспортном
(для физических лиц).
5. Классификация по применяемой
ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.
Налоги с твердыми (специфическими)
ставками — это налоги, величина ставки
которых устанавливается в абсолютной
сумме на единицу измерения налоговой
базы. Данные налоги не зависят от размера
дохода или прибыли налогоплательщиков.
К ним относятся значительная часть акцизов,
водный налог, сборы за пользование объектами
животного мира и водных биологических
ресурсов, большая часть государственной
пошлины, транспортный налог, налог на
игорный бизнес.
Налоги с процентными (адвалорными)
ставками — это налоги, величина ставки
которых устанавливается в процентном
исчислении от стоимостной оценки объекта
налогообложения (налоговой базы). Эти
налоги напрямую зависят от размера дохода,
прибыли или имущества налогоплательщиков.
В данную группу входят налоги с пропорциональными,
прогрессивными и регрессивными ставками.
В налогах с пропорциональными ставками размер
налоговых платежей прямо пропорционален
размеру дохода, прибыли или имущества
налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют
в неизменном проценте к стоимостной оценке
объекта налогообложения (налоговой базы).
Данные налоги построены так, что отношение
доходов (прибыли) после уплаты налогов
к доходам (прибыли) до их уплаты остается
неизменным вне зависимости от величины
этих доходов (прибыли). Таким образом,
превалирование этих налогов в налоговой
системы формирует ее нейтральность, не
увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую
неравенство граждан после уплаты налогов.
К таким налогам относятся, в частности,
НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС,
налог на имущество организаций и физических
лиц.
В налогах с прогрессивными
ставками размер налоговых платежей
находится в определенной прогрессии
к размеру дохода, прибыли или имущества
налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют
в увеличивающемся проценте к стоимостной
оценке объекта налогообложения (налоговой
базы). Данные налоги построены так, что
отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов
к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается
при увеличении этих доходов (прибыли).
Таким образом, использование данных налогов
в налоговой системе формирует ее прогрессивность,
уменьшающую неравенство граждан после
уплаты налогов. В настоящее время в российской
налоговой системе нет ни одного налога,
использующего прогрессивную ставку, а
до 2001 г. прогрессивным был подоходный
налог (в подавляющем большинстве развитых
стран подоходный налог является прогрессивным).
В налогах с регрессивными ставками размер
налоговых платежей находится в определенной
регрессии к размеру дохода, прибыли или
имущества налогоплательщика, т.е. такие
ставки действуют вуменьшающемся проценте
к стоимостной оценке объекта налогообложения
(налоговой базы). Данные налоги построены
так, что отношение доходов (прибыли) после
уплаты налогов к доходам (прибыли) до
их уплаты увеличивается при росте этих
доходов (прибыли). Таким образом, использование
данных налогов в налоговой системе формирует
ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан
после уплаты налогов (см. рис. 3.5). Характерным
примером регрессивного налога является
ЕСН.
6.
Классификация налогов по
назначению разграничивает их
на абстрактные и целевые.Абстрактные {общие) налоги, поступая
в бюджет любого уровня, обезличиваются
и расходуются на цели, определенные приоритетами
соответствующего бюджета, т.е. поступления
от общих налогов являются основным доходным
источников разноуровневых бюджетов.
В любой налоговой системе к таким налогам
относится подавляющее их большинство.
В отличие от общих целевые (специальные) налоги имеют
заранее определенное целевое назначение
и строго закреплены за определенными видами
7. Классификация
налогов по срокам уплаты: различают налогисрочные
и периодические. Срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых
не имеет систематически регулярногохарактера,
а производится к сроку при наступлении
определенного
события или совершения
квартал или год.
8. Классификация
по источнику уплаты имеет значимый
практический интерес в первую очередь
со стороны налогоплательщиков ипроверяющих
их налоговых органов. В соответствии
с ней различают налоги,
прибыли), из выручки (включаемые в
себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из
доходов работника, налоги с физических
лиц).
9. Классификация налогов по
принадлежности к уровню правления
подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная
из всех представленных выше имеет законодательный
статус — на ней построена вся последовательность
изложения НК.
Заметим, что представленные классификации
ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую
полноту. В научной литературе можно встретить
немало других классифицирующих признаков,
не имеющих в целом сколько-нибудь значимых
практических перспектив использования.
Наибольшее теоретико-методологическое
значение имеет разделение налогов на
прямые и косвенные, а с практической точки
зрения для федеративного государства,
каким и является Россия, принципиальное
значение имеет разграничение налогов
по уровню правления. Для целей ведения
системы национальных счетов (СНС) в России
используют в совокупности два классифицирующих
признака: по объектуобложения и по источнику
уплаты.
Заключение
Проделав данную работу, я сделала
вывод, что классификации налогов
помогают составить более полное
представление об изучаемом предмете.
Однако следует отметить, что все
они носят условный и субъективный
характер и в зависимости от целей
анализа, проводимого исследователями,
имеют тот или иной срез, так
как все без исключения налоги
в различной степени влияют на
все стороны хозяйственной
Классификация
налогов — это система их подразделения
на группы по определенным признакам.
Классификация налогов имеет
не только научный аспект, но прежде
всего практическую направленность
и позволяет более полно
Анализ многих работ экономистов, занимающихся проблемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обобщая их, можно выделить ряд характерных признаков, которые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы.
Список использованной литературы