КИС: проблемы комплексной автоматизации управления на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от особенностей и масштаба предприятия каждый из выделенных видов может включать в себя значительное число отдельных задач. В принципе подобные задачи возникают и при управлении малым предприятием, однако их реальный объем позволяет обеспечить удовлетворительное решение традиционными средствами бухгалтерского учета.

Содержание

Основы современного подхода к управлению предприятием
Процесс и система современного подхода к управлению предприятием
Принципы формализации процесса управления
Основы подходов к построению моделей предприятия
Основы концепций MRPII, ERP, APS, CSRP
Цели и области применения формализованных методов
Общие проблемы автоматизации управления предприятием
Комплексная автоматизация
2.1 Особенности комплексной автоматизации
2.2 Задачи комплексной автоматизации
2.3 Проблемы и задачи руководителя при внедрении систем комплексной автоматизации
3. Выбор подхода к автоматизации управления бизнесом
3.1. Подходы к созданию Автоматизированной системы
3.1.1. Самостоятельная разработка
3.1.2. Заказные системы
3.1.3 Тиражируемые («коробочные») продукты
3.1.4 Адаптируемые интегрированные системы
3.2. Адаптируемые интегрированные системы как платформа современных комплексных систем автоматизации
4. Выбор и внедрение комплексной системы автоматизации управления бизнесом
Требования к системам комплексной автоматизации
4.1. Требования к системе комплексной автоматизации в целом
4.2. Требования к адаптируемой интегрированной системе, выбираемой в качестве инструмента реализации комплексной системы управления
4.3. Основные услуги, предоставляемые в процессе адаптации и внедрения адаптируемых систем
4.3.1. Управленческо-организационный консалтинг
4.3.2 Технологические услуги
4.3.3 Внедрение (установка, монтаж, пусконаладка)
4.3.4 Сопровождение и развитие
5. Анализ современного состояния российского рынка КИС
5.1. Общий обзор. Основные сведения
5.2. Рост спроса на КИС
5.3. Западные системы на российском рынке
5.4. SAP R/3.
5.4.1. Общие сведения
5.4.2. Основные проекты
5.5. BaanIV
5.5.1. Основные сведения
5.5.2. Основные проекты
5.5.3. Развитие системы подготовки специалистов по Baan
5.6. Oracle Aplications

Работа содержит 1 файл

Часть 1 (2).docx

— 107.71 Кб (Скачать)

Обучение. Здесь  имеется в виду не обучение работе с конкретной системой, а обучение лиц из проектной команды новым способам и концепциям управления, анализа, планирования.

Специализированные  консультации по различным вопросам. Сюда относят, например, постановки отдельных  видов учета, минимизации налогообложения и т.п.

Формирование  концептуальной модели бизнеса «как должно быть». Включает все принятые решения по вопросам реорганизации и решения имеющихся проблем. Модель обычно содержит описание всех процессов и всех их этапов, описание ролей, обязанностей, полномочий, а также описание механизмов анализа, планирования, управления, контроля и требования к отчетности. Этот документ ориентирован в первую очередь на представителей бизнеса и будет им полезен еще до момента внедрения КИС.

Определение необходимости  автоматизации и выбор интегрированной системы. Возможно, что последний вид работ может вызвать определенное недоумение. Но управленческо-организационный консалтинг может и не быть связан с конкретной интегрированной системой. Для его проведения можно воспользоваться услугами одной из так называемых независимых консалтинговых организаций или групп. Если же работы по управленческо-организационному консалтингу проводятся непосредственно поставщиком интегрированной системы, то последний вид работ подразумевает оценку пригодности данной системы для автоматизации задач управления на конкретном предприятии.

В любом случае документы, созданные на этом этапе, могут служить в дальнейшем для  формирования технического задания (ТЗ) на настройку конкретной системы  автоматизации. Отметим, кстати,

ЧТО именно по результатам  управленческо-организационного консалтинга предприятие может отказаться от приобретения конкретного варианта системы или от автоматизации в целом, не доходя до следующих, более дорогостоящих этапов.

4.3.2 Технологические услуги

Здесь имеется  в виду комплекс услуг, связанных  с использованием конкретных технических  и программных средств, который  может, включать следующие работы:

  формирование  ТЗ на настройку конкретного ПО для обеспечения функционирования модели бизнеса в полном объеме в соответствии с построенной ранее моделью «как должно быть»;

• настройку  системы в соответствии с ТЗ, тестирование системы, формирование документации;

• обеспечение  подключения специализированного  оборудования клиента;

• обеспечение  автоматического (по возможности) переноса справочных данных из старых систем в  новую;

• экспертную оценку состояния технических средств клиента и консультации по поводу модернизации средств или закупки новых.

Отметим, что  некоторые из перечисленных услуг  могут предоставляться независимо от других.

4.3.3 Внедрение (установка, монтаж, пусконаладка)

Этот вид услуг  обычно осуществляется той же организацией, которая осуществляет рассмотренные выше технологические услуги. Здесь имеется в виду непосредственное внедрение КИС в компании. В общем случае это внедрение может осуществляться в несколько этапов, но оно обычно включает следующие виды работ:

• установку  ПО на конкретных рабочих местах, тестирование его работоспособности;

• обучение пользователей  работе с системой; в отличие от обучения на этапе управленческо-организационного консалтинга, это обучение направлено именно на освоение пользователями правил работы с конкретной системой, уже адаптированной к особенностям бизнеса предприятия;

• опытную эксплуатацию системы;

• передачу системы  в плановую эксплуатацию - в зависимости  от конкретной ситуации может проводиться  единовременно или поэтапно.

4.3.4 Сопровождение и развитие

Этот вид работ  обычно осуществляется теми же, кто  осуществляет технологические услуги, и включает:

• разработку новых  функциональных модулей по заказу клиента, коррекцию модели бизнеса;

• поставку новых  версий;

• информирование о новинках в системе;

• консультации по техническим вопросам, связанным  с эксплуатацией системы;

• выезды специалистов для выполнения разовых работ;

• бизнес-консультации различного рода.

Как и для  предыдущих видов услуг, некоторые  из этих услуг могут предоставляться независимо от других.

 

Анализ  современного состояния российского  рынка КИС 

5.1. Общий обзор. Основные сведения

Современное состояние  российского рынка корпоративных информационных систем (КИС) характеризуется присутствием на нем как мощных западных систем, так и ПО российских разработчиков. В настоящее время свои корпоративные программные решения на российском рынке предлагают более десятка западных компаний (различного масштаба и известности на мировом рынке), а также несколько десятков российских фирм. Можно отметить следующие КИС (западной и отечественной разработки), присутствующие на российском рынке: SAP R/3, BaanIV, Renaissance CS, Syte Line, Concorde XAL, Oracle Applications, Галактика, Парус-Корпорация, БОСС-Корпорация и др.

Конечно, объем  российского рынка КИС пока не сравним с европейским и североамериканским. По данным IDC, объем российского рынка КИС в 1998 г. составил около $35.3 млн, а в 1999 г. (первом послекризисном) он увеличился, примерно, на 20%. Доля российских разработчиков КИС в 1999 г. оценивается в 21.6% (в последующем ожидается ее постепенный рост). Если ранее на рынке доминировало, преимущественно, бухгалтерское ПО (хотя и сейчас его доля составляет 40-45%), то сейчас наблюдается постепенный переход к системам автоматизации дискретного и процессного производства.

В доперестроечные времена практически все министерства, управления и крупные предприятия страны имели свою АСУ. Централизация всей экономической структуры отражалась и в централизованном учете. Однако по мере зарождения в России рыночных отношений и либерализации экономической деятельности стали появляться разнообразные системы автоматизации бухгалтерской деятельности и документооборота. Их появление совпало с появлением аппаратной платформы ПК. Первыми в новых рыночных условиях внедрять автоматизацию стали предприятия сферы торговли и услуг. Ведь им приходится работать с большим количеством клиентов, (и чем крупнее бизнес, тем больше клиентов). Поэтому для повышения конкурентоспособности им пришлось выбирать не экстенсивный путь развития, (т. е., увеличивать число своих сотрудников), а интенсивный повышение производительности труда работников. Автоматизация позволяла в условиях сравнительно более быстрой оборачиваемости средств рациональнее использовать материальные ресурсы. Промышленные предприятия в то время стремительно коллапсировали и им было не до автоматизации. Кроме того, для предприятия с определенной номенклатурой продукции учет товарных запасов и поставок ведется по устоявшейся технологии, и ее автоматизация задача не первостепенной важности.

Таким образом, большинство присутствующего в  настоящее время на российском рынке  отечественного корпоративного ПО начало свою историю с решения учетных  бухгалтерских задач, необходимых, в первую очередь, для торговых предприятий. Многие из этих программных систем и по сей день остаются, преимущественно, учетными, автоматизируя лишь некоторые функции предприятия. Лишь отдельные отечественные разработчики корпоративного ПО в то время смогли предвосхитить развитие российского рынка КИС и заложили определенную фундаментальность в свои системы, позволившую в последующем обеспечить их, в первую очередь, качественное (а не количественное) развитие.

5.2. Рост спроса на КИС

Любому предприятию  нужен инструмент, который помогает оптимизировать его издержки и повышает эффективность работы. В последние  полтора-два года резко вырос  интерес со стороны российских предприятий  к КИС, способным обеспечить эффективное управление. Особенно этот интерес стал заметен с весны этого года. И это относится ко всему российскому рынку КИС, не говоря уже о Северо-Западном регионе, удельная доля крупных и средних промышленных предприятий в котором чрезвычайно высока. По различным оценкам (руководителей фирм-разработчиков корпоративного ПО, ряда руководителей промышленных предприятий) в настоящее время на российском рынке наблюдается серьезное оживление интереса к КИС и спроса на них. При этом, если часть предприятий еще только изучает возможность внедрения у себя КИС (в течение ближайших нескольких лет), то другие уже ищут наиболее подходящую для себя систему.

Следует, конечно, отметить, что не все российские промышленные предприятия решили послекризисные проблемы, поэтому сейчас для них являются более актуальными вопросы погашения долгов, модернизации производства, развития ассортимента выпускаемой продукции, выявления новых каналов сбыта. Тем не менее, сейчас наблюдается рост отечественного промышленного производства в ряде отраслей. Рост объемов промышленного производства, продаж, усиление конкуренции требует от российских предприятий серьезных инвестиций в оптимизацию своего управления.  
Что касается рынка корпоративного ПО торговых предприятий, то сейчас на нем не наблюдается резкого возрастания спроса на КИС. Торговля сейчас занимается совершенствованием скорее своих организационных форм, чем управления.

5.3. Западные системы на российском рынке

Западные КИС  появились на многообещающем российском рынке в начале 1990-х гг. Были открыты представительства и заключены партнерские соглашения с рядом российских компаний. Однако быстрых успехов во внедрении этих КИС на российских предприятиях не произошло. Основная причина здесь в том, что КИС предприятия не существует сама по себе. Она требует соответствующей культуры производства, управления предприятием, взаимосвязей по горизонтали с поставщиками и покупателями. На Западе широко распространены консалтинговые фирмы, и предприятия, начавшие у себя автоматизацию, как правило, уже работали по общепринятым стандартам. Практика аудита там относится не только к проверке бухучета. Например, сертификация на соответствие стандарту ISO означает, в первую очередь, сертификацию процессов производства на соответствие с общепринятыми в развитом постиндустриальном обществе стандартами. Если вспомнить старый анекдот, то, внедряя КИС, западные фирмы автоматизируют порядок. А в России каждое предприятие представляет собой зачастую маленькое феодальное государство. Потому-то в России при сертификации на соответствие стандартам ISO обычно удается сертифицировать только часть производственных процессов. Как следствие, при попытках внедрения КИС приходится говорить о реинжиниринге бизнес-процессов, а то и о реструктуризации производства. То есть, на Западе количество вариантов КИС, конечно, и представляет собой счетное множество, а у нас нет.

Вторая проблема внедрения западных КИС заключалась  в том, что принятая на Западе система  бухгалтерского учета значительно  отличается от российского.  
Что касается подсистем учета труда и расчета зарплаты в западных КИС, то здесь основная проблема заключается в их стоимости. Зарплаты на отечественных предприятиях слишком малы, чтобы платить за их обсчет такие суммы. Поэтому даже при внедрении западной КИС подсистема Зарплата и Кадры приобретается зачастую отечественная.

Дополнительные  проблемы для подсистем КИС, работающих в отделах кадров, зарплаты и бухгалтерии, составляет постоянно изменяющееся российское законодательство.

Все эти проблемы препятствовали быстрой локализации  западных КИС на отечественном рынке. Поэтому несколько лет были потрачены  на адаптацию западных КИС к российским условиям и изучение специфики выполнения в России крупных корпоративных  проектов. В настоящее время процесс  адаптации своих КИС к российским условиям закончили, практически, все  серьезные западные разработчики корпоративного ПО, т. к. локализованные версии обладают, конечно, определенными рыночными преимуществами.

Судя по всему, западные КИС завоевали свое право находиться в России и успешно конкурировать с отечественными КИС. В настоящее время конкуренция между западными и российскими КИС обостряется, особенно, в предложениях для средних и крупных предприятий. При этом западные КИС предлагаются для всех типов предприятий. В настоящее время в России насчитывается более 200 инсталляций западных КИС.  
Одной из наиболее известных и распространенных на российском рынке западных КИС является SAP R/3.

5.4. SAP R/3.

5.4.1. Общие сведения

Компания SAP AG пришла в Россию в 1992 г., и за эти годы создала целую инфраструктуру продвижения R/3 на российском рынке, проводя регулярные тематические семинары, вкладывая средства в обучение своих консультантов  и накапливая опыт в различных  отраслях. Доходы SAP AG в странах СНГ  и Балтии в 1999 г. составили $17.6 млн (около $10 млн продажи лицензий). Кроме того, было заключено новых контрактов на сумму около $22 млн. К концу 1999 г. у SAP AG в странах СНГ было около 130 клиентов и работало 190 сотрудников. Около 60% инсталляций R/3 в странах СНГ и Балтии было произведено под ОС UNIX, а около 35% под ОС Windows NT. Партнерами SAP AG в СНГ являются, например, такие компании, как PriceWaterhouseCoopers и IBS.

5.4.2. Основные проекты

Наибольшее число  инсталляций SAP R/3 приходится на финансовые модули (FI и CO), а также на модуль управления материальными потоками (MM). Однако уже есть проекты, где внедряются модули управления производством (Чепецкий механический завод, Донецкий металлургический комбинат), управления основными фондами, техническими ремонтами и др. Появляются и надстройки для высшего менеджмента (выполненные на основе Business Information Warehouse). Все больше распространяются отраслевые решения SAP R/3 для нефтегазовой промышленности, телекоммуникаций, энергетики.

Среди клиентов SAP AG в России выделяются такие предприятия, как Сургутнефтегаз, где сейчас происходит переход с R/2 на R/3 (с системой работает около 1200 человек, анализируются затраты по скважинам, БД содержит более 100000 записей), Свердловэнерго (400 пользователей), Красноярская железная дорога (около 400 пользователей, системой охвачено управление финансовыми и материальными потоками, ведется учет затрат, создана информационная система для менеджмента).

Информация о работе КИС: проблемы комплексной автоматизации управления на современном этапе