КИС: проблемы комплексной автоматизации управления на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от особенностей и масштаба предприятия каждый из выделенных видов может включать в себя значительное число отдельных задач. В принципе подобные задачи возникают и при управлении малым предприятием, однако их реальный объем позволяет обеспечить удовлетворительное решение традиционными средствами бухгалтерского учета.

Содержание

Основы современного подхода к управлению предприятием
Процесс и система современного подхода к управлению предприятием
Принципы формализации процесса управления
Основы подходов к построению моделей предприятия
Основы концепций MRPII, ERP, APS, CSRP
Цели и области применения формализованных методов
Общие проблемы автоматизации управления предприятием
Комплексная автоматизация
2.1 Особенности комплексной автоматизации
2.2 Задачи комплексной автоматизации
2.3 Проблемы и задачи руководителя при внедрении систем комплексной автоматизации
3. Выбор подхода к автоматизации управления бизнесом
3.1. Подходы к созданию Автоматизированной системы
3.1.1. Самостоятельная разработка
3.1.2. Заказные системы
3.1.3 Тиражируемые («коробочные») продукты
3.1.4 Адаптируемые интегрированные системы
3.2. Адаптируемые интегрированные системы как платформа современных комплексных систем автоматизации
4. Выбор и внедрение комплексной системы автоматизации управления бизнесом
Требования к системам комплексной автоматизации
4.1. Требования к системе комплексной автоматизации в целом
4.2. Требования к адаптируемой интегрированной системе, выбираемой в качестве инструмента реализации комплексной системы управления
4.3. Основные услуги, предоставляемые в процессе адаптации и внедрения адаптируемых систем
4.3.1. Управленческо-организационный консалтинг
4.3.2 Технологические услуги
4.3.3 Внедрение (установка, монтаж, пусконаладка)
4.3.4 Сопровождение и развитие
5. Анализ современного состояния российского рынка КИС
5.1. Общий обзор. Основные сведения
5.2. Рост спроса на КИС
5.3. Западные системы на российском рынке
5.4. SAP R/3.
5.4.1. Общие сведения
5.4.2. Основные проекты
5.5. BaanIV
5.5.1. Основные сведения
5.5.2. Основные проекты
5.5.3. Развитие системы подготовки специалистов по Baan
5.6. Oracle Aplications

Работа содержит 1 файл

Часть 1 (2).docx

— 107.71 Кб (Скачать)

• формирование полной картины себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат;

• устранение случаев «переплаты» налогов, связанных с ошибками или особенностями учета.

Финансово-бухгалтерские  службы:

• полный контроль за движением средств;

• реализация необходимой учетной политики;

• оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженности;

• контроль за выполнением договоров, смет и планов;

• контроль за финансовой дисциплиной;

• отслеживание товарно-материальных потоков;

• оперативное получение набора документов финансовой отчетности (бухгалтерской и др.);

• налоговое и бюджетное планирование.

Управление производством:

• контроль за выполнением производственных заказов;

• формирование информации о состоянии производственных мощностей;

• контроль за технологической дисциплиной;

• ведение документов для сопровождения производственных заказов (например, заборные карты, маршрутные карты и др.);

• определение фактической себестоимости производственных заказов.

Службы маркетинга и рекламы:

• контроль за продвижением новых товаров на рынок;

• анализ рынка сбыта с целью его расширения;

• работа с существующими и потенциальными заказчиками (клиентами);

• ведение статистики продаж;

• информационная поддержка политики цен и скидок;

• использование базы стандартных писем для рассылки, с сохранением даты и типа письма каждого отправления;

• контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при сбережении затрат на транспортировку.

Службы сбыта  и снабжения:

ведение баз  данных товаров, продукции, услуг;

• планирование сроков поставки и затрат на транспортировку;

• оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки;

• ведение контрактов (в том числе со сложными платежами и сроками поставок).  

Службы складского учета:

• управление многозвенной структурой складов;

• оперативный поиск товара (продукции) по складам;

• оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения;

• управление поступлениями с учетом контроля качества;

• инвентаризация.

      Создание  полномасштабной комплексной системы управления -сложный, во многих случаях длительный и дорогостоящий процесс, требующий:

- изменения управленческих технологий в связи с новыми возможностями обработки и обмена информацией, а зачастую и перестройки существующих бизнес-процессов компании с созданием новых бизнес-процессов и уничтожением старых;

- развертывания и поддержки современных программно-технических средств;

- настройки программных систем на всю совокупность информации, взаимосвязей, управленческих механизмов, алгоритмов обработки данных, отражающих специфику предприятия;

- обучения персонала новым технологиям;

- преодоления влияний человеческого фактора в процессе внедрения системы.

Практика показывает, что при внедрении системы  комплексного управления предприятием можно столкнуться с рядом проблем, основные из которых рассмотрим в следующем разделе.

2.3 Проблемы и задачи руководителя при внедрении систем комплексной автоматизации

Внедрение комплексной  системы автоматизации управления, как и любое серьезное преобразование на предприятии, является сложным и зачастую болезненным процессом. Тем не менее, некоторые проблемы, возникающие при внедрении системы, достаточно хорошо изучены, формализованы, и имеют эффективные методологии решения. Заблаговременное изучение этих проблем и подготовка к ним, значительно облегчают процесс внедрения, и повышают эффективность дальнейшего использования системы.

Приведем краткую  характеристику основных проблем, возникающих  в большинстве случаев при  внедрении комплексных систем.

а) Неопределенность целей и задач управления предприятием

Большинство руководителей  управляют своим предприятием исходя из своего опыта, интуиции, видения  предприятия и весьма неструктурированных  данных о его состоянии и динамике. Иногда, если руководителя попросить  описать в каком-либо виде структуру  деятельности своего предприятия или  набор положений, исходя из которых, он принимает управленческие решения, дело достаточно быстро заходит в  тупик. С другой стороны, есть руководители, которые могут достаточно уверенно рассказать о принципах, положенных в основу управления предприятием. Однако анализ часто показывает, что фактически большинство сотрудников работают не так, как представляется руководителю, а так, как им удобнее и проще. Таким образом, выясняется, что руководство просто не имеет реального представления о том, как в действительности реализован процесс управления. Отмеченные обстоятельства порой резко осложняют работы по комплексной автоматизации управления, поскольку после внедрения системы может выясниться, что она не приносит реальной пользы, а только усложняет управление.

Поэтому, чтобы  проект внедрения комплексной автоматизированной системы управления оказался удачным, необходимо максимально формализовать  все контуры управления, которые  планируется автоматизировать, а  также сформулировать общие и  частные цели управления. Отметим, что  в большинстве случаев требуется  привлечение профессиональных консультантов, что в принципе может обойтись недешево, но по опыту затраты на консультантов просто несопоставимы с убытками от проваленного проекта комплексной автоматизации.

б) Необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия

Прежде чем  приступать к внедрению системы  автоматизации на предприятии, следует  произвести частичную реорганизацию  его структуры и технологий ведения  бизнеса. Поэтому одним из важнейших этапов проекта внедрения комплексной системы автоматизации управления, является полное и достоверное обследование предприятия во всех аспектах его деятельности, и на основе заключения, полученного в результате этого обследования, строится вся дальнейшая схема построения и функционирования КИС. Конечно, можно автоматизировать управление по принципу «как есть», однако этого не следует делать по следующей причине. В результате обследования исторически сложившейся на предприятии системы управления обычно фиксируется большое количество мест возникновения необоснованных дополнительных затрат, а также противоречий в организационной структуре, устранение которых позволило бы уменьшить существующие издержки, а также существенно сократить время исполнения различных этапов основных бизнес-процессов.

Образно выражаясь, нельзя автоматизировать хаос, ибо  в результате этого получится «автоматизированный хаос». Сначала необходимо привести бизнес в порядок с учетом, в частности, новых возможностей управления, а затем уже автоматизировать управление бизнесом. Кстати, в принципе это может (и в целом ряде случаев должно) осуществляться параллельно.

Под термином реорганизация имеется в виду так называемый реинжиниринг в его классическом, западном понимании, с полной перестройкой всей внутрихозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Реорганизация часто может быть проведена в ряде локальных точек, где она объективно необходима, и не обязательно повлечет за собой существенный спад активности текущей коммерческой деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что при решении задач реорганизации  основное значение имеет заинтересованность и воля руководства. Без этих факторов провести какую-либо реорганизацию  просто невозможно.

в) Необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах

Внедрение системы  автоматизации вносит существенные изменения в управление бизнес-процессами. Каждый документ, отображающий в информационном поле течение или завершение того или иного сквозного бизнес-процесса, в интегрированной системе создается  автоматически, на основании первичного документа, открывшего процесс. Сотрудники, ответственные за этот бизнес-процесс, лишь контролируют, и при необходимости  вносят изменения в позиции построенных  системой документов. Например, заказчик разместил заказ на продукцию, который должен быть исполнен к определенному числу месяца. Заказ вводится в систему, на основании его системой автоматически создается счет (на основе существующих ритмов ценообразования), счет пересылается заказчику, а заказ направляется в производственный модуль, где происходит составление списка комплектующих, необходимых для выполнения заказа. На основе списка комплектующих в модуле закупок системой создаются заказы на их закупку, а производственный модуль соответствующим образом оптимизирует производственную программу, чтобы заказ был исполнен точно к сроку. Естественно, в реальной жизни возможны различные варианты неустранимых срывов поставок комплектующих, поломки оборудования и т.д., поэтому каждый этап выполнения заказа должен строго контролироваться ответственным за него кругом сотрудников, которые в случае необходимости должны создать управленческое воздействие на систему, чтобы избежать нежелательных последствий или уменьшить их.

       Следующее утверждение может  показаться парадоксальным, но не  стоит полагать, что работать  при наличии автоматизированной  системы управления станет проще.  Наоборот, существенное сокращение  бумажной волокиты ускоряет процесс,  и повышает качество обработки  заказов, поднимает конкурентоспособность  и рентабельность предприятия  в целом, а все это требует  большей собранности, компетенции  и ответственности исполнителей. Это может потребовать появления  новых сотрудников, и, что самое  главное, новых методов управления  ими. 

г) Сопротивление сотрудников предприятия

Практика показывает, что при внедрении автоматизированных систем управления обычно возникает  определенное сопротивление сотрудников  на местах. До партизанской войны дело, разумеется, не доходит, да и случаи откровенного саботажа встречаются  достаточно редко, однако вы вполне можете столкнуться с молчаливым противодействием персонала внедрению системы. Это касается рядовых сотрудников и руководителей среднего звена. Подобное сопротивление, как правило, носит неосознанный характер, и вызывается обычными человеческими психологическими факторами, например:

• обыкновенным страхом перед нововведениями;

• консерватизмом, нежеланием осваивать новые приемы работы;

• опасением  потерять работу или утратить свою незаменимость;

• боязнью существенно  увеличивающейся ответственности  за свои действия.

Кроме того, сопротивление  внедрению КИС может возникать  из-за увеличения нагрузки на сотрудников  во время внедрения системы, так  как помимо выполнения обычных рабочих  обязанностей сотрудникам необходимо осваивать новые знания и технологии. Например, во время проведения опытной эксплуатации и при переходе к промышленной эксплуатации системы в течение некоторого времени приходится вести дела как в новой системе, так и традиционными способами (поддерживать бумажный документооборот и существовавшие ранее системы). В связи с этим отдельные этапы проекта внедрения системы могут затягиваться под предлогом, что у сотрудников и так хватает срочной работы по прямому назначению, а освоение системы является второстепенным и отвлекающим занятием.

В такой ситуации руководству предприятия следует  обеспечить проведение соответствующей  разъяснительной работы с персоналом и принятие необходимых организационных  решений:

• для создания у сотрудников всех уровней твердого ощущения о неизбежности внедрения автоматизированной системы управления;

• для повышения  уровня мотивации сотрудников к  освоению системы (например, в форме  поощрений).

Формирование  квалифицированной проектной команды

Как правило, при  внедрении комплексной системы  управления на предприятии должна быть образована группа людей, непосредственно занимающихся вопросами внедрения, использования и сопровождения системы со стороны заказчика.

Одним из условий  успешного внедрения системы  является включение в эту группу специалистов, которые обладают в  компании достаточно высокими полномочиям, и лично заинтересованы в положительных результатах внедрения.

Участие в работе группы не должно рассматриваться этими  людьми как некая незначительная формальность или непосильное бремя, навязанное сверху.

Распространенной  ошибкой при формировании проектной  команды является включение в нее только программистов и системных администраторов. Напротив, в составе этой группы должны присутствовать члены дирекции предприятия (директор, финансовый директор, главный бухгалтер и др.), а также руководители важнейших структурных подразделений, поскольку специалисты со стороны, оказывающие услуги по внедрению системы, не обладают полномочиями в компании клиента. Они не могут, естественно, самостоятельно принять, например, решение о реорганизации и обеспечить его выполнение (а производить хотя бы незначительные изменения необходимо практически в любом проекте). Для обеспечения выполнения этих и подобных работ и нужны в проектной команде представители заказчика, обладающие соответствующими полномочиями. В идеале именно эти люди, если они действительно лично заинтересованы в положительных результатах комплексной автоматизации управления на предприятии, должны думать, как сделать свой бизнес лучше, а консультанты со стороны - лишь корректировать их идеи, разрабатывая предложения, обеспечивающие реализацию этих идей в новой технологии.

Информация о работе КИС: проблемы комплексной автоматизации управления на современном этапе