Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:53, дипломная работа
Для государства налоги играют существенную роль, так как они являются основным источником его доходов, обеспечивая финансирование его деятельности. Налоги поступают в бюджет государства или другие денежные фонды государства. В последующем они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на экономическом положении государства, и следовательно на положение общества и населения в целом.
Введение
Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы
Система налогообложения в России в начале 20-го века
Особенности налогообложения в СССР
Современная структура налоговой системы РФ
Организационно-правовые основы функционирования налоговой системы России в период 1914 по 1999гг
Принципы построения и элементы налоговой системы РФ на современном этапе развития
Перспективы совершенствования системы налоговых отношений в России на основе исторического опыта
Заключение
Список использованной литературы
Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для государства налоги играют существенную роль, так как они являются основным источником его доходов, обеспечивая финансирование его деятельности. Налоги поступают в бюджет государства или другие денежные фонды государства. В последующем они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на экономическом положении государства, и следовательно на положение общества и населения в целом.
Налоговая система является
одним из главных элементов рыночной
экономики. Под налоговой системой
понимается совокупность налогов, пошлин
и сборов, взимаемых на территории
государства в соответствии с
Налоговым Кодексом, а также совокупность
норм и правил, определяющих правомочия
и систему ответственности
Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма. Понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование».
Рассмотрение темы «Налоги и сборы в СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы того времени сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.
Основными задачами написания работы являются характеристика становления и эволюции налоговой системы России в разные исторические этапы, анализ современной структуры налоговой системы РФ, а также рассмотрение перспектив совершенствования системы налоговых отношений в России на основе исторического опыта.
Предметом исследования является исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе.
Цель дипломной работы заключается в теоретической характеристике исторического опыта развития налоговой системы России, а также ее сравнение с существующей и действующей налоговой системой Российской Федерации.
Информационная база. При написании работы мы в первую очередь опирались на Налоговый Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовую базу федерального, регионального и местного уровня. Аналитическую основу составили отчетные данные налоговых органов, материалы официальных сайтов. а так же использовала информацию из таких периодических изданий как: «Налоговый вестник», «Российский налоговый курьер», «Финансы» и др.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых таких, как Т.Г.Скорик, Г.Титова, Д.Г.Черник, Е.Н.Евстигнеев, В.С.Бард, Л.П.Павлова, посвященные проблемам формирования налоговой базы юридических лиц, основным тенденциям её дальнейшего совершенствования в России.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Становление и эволюция налоговой системы России в разные исторические этапы
1.1 Система налогообложения в России в начале 20-го века
Развитие и реформирование налогообложения России было прервано такими событиями как I мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и др.), февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).
Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г. После октябрьской революции закончилась эпоха совершенствования налогообложения [1, с.113].
В период с 1918 по 1921 гг. налоговая система фактически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. Бюджет государства опустошается за счет гражданской войны и интервенции. В годы гражданской войны главную роль играли прямая экспроприация “буржуазии”. Применялась контрибуция с богатых – высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.
Под влиянием этих идей в феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат. В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п. Одним из первых постановлений о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были «О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам, штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции»; «О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев»; «О введении первого государственного промыслового налога».
В целом, эмиссия и контрибуция, никоим образом не способствовали налаживанию хозяйства.
О эффективности системы налогообложения говорить настолько же трудно, как и сложно отрицать реальность угрозы распада России в 1917 году. Неэффективность налогов того времени исходит из того, что в этот период в основу хозяйственной деятельности были взяты идеи о построении социалистического общества и отсутствовала необходимость денежного обращения.
Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа, когда появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций и т.д. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Финансовая система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Не смотря на это, складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и оценивалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения. Были введены следующие виды налогов:
Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий и других потребительских товаров.
В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны .
Преобладающее значение получили косвенные налоги. В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Основной налог, взимаемый с сельского населения – сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог.
Тем не менее, в течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%. Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее. В 1935 г. государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 г. [15, с.177]
В государственный бюджет поступали также таможенные доходы – таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту.
В начале 30-х годов вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.
В целом, это время нельзя
назвать стабильным в плане налогообложения.
Налоговое бремя постоянно
Все налоги этого времени были очень трудно платить. Это мешало процветанию экономики. Поскольку налоги было очень сложно считать, платить и осуществлять сбор такого количества налогов, то и экономическое процветание «буксовало».
В 1941 г. с началом Великой
Отечественной войны была установлена
стопроцентная ставка к подоходному
и сельскохозяйственному
В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.
Установление таких налогов было продиктовано военным временем и поэтому уже в 50-60-е годы такая система налогообложения была подвергнута реформированию. В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке[2].
В 1960-е годы существенный
поворот «вокруг собственной
оси» произошел в сфере налоговой
идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева
была предпринята попытка
Наряду с этим, в 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название «плата за основные фонды и оборотные средства». Был введен подоходный налог с колхозов. В 1966 г. – вводятся рентные платежи и затем платы за фонды.
Проблемы налогообложения заключались в том, что изначально была поставлена ложная цель, основанная на идеологии эффективности – “догнать и перегнать” Запад по всем направлениям, что также отражалось и на налогообложении. Государству следовало бы честно объявить своим гражданам, что “догнать Америку” и по ракетам, и по колбасе – задача трудноосуществимая и государство отказывается от этой цели. Поэтому государство готово гарантировать каждому некий минимальный набор материальных благ, а все, что сверх того, зависит только от личных достижений граждан. На государственном же (или общественном) уровне провозглашаются другие, нематериальные приоритеты. Это приводит к обеднению народа, а следовательно к уменьшению налоговых поступлений.
Еще на рубеже 1940-1950-х годов по инициативе Сталина была развернута всесоюзная дискуссия о пользе хозрасчета и возможностях его широкого внедрения. Одним из инициаторов такой политики, как и самой дискуссии, был тот же Алексей Косыгин. А в 1951-1953 годах некоторым предприятиям, в порядке эксперимента, стали снижать количество обязательных плановых нормативов и переводить эти предприятия на самоокупаемость.
Идеи Сталина в области налогообложения были основаны на производительности труда, Косыгин же в дальнейшем основывает систему налогообложения на увеличении издержек, нормативов по прибыли и норм выработки.
В середине 1921 г., с началом реализации новой экономической политики, появилась необходимость возврата к еще недавно отмененной налоговой системе, но вместе с тем необходимо было учитывать совершенно новые социально-экономические условия страны, проведение почти полной национализации промышленности, экономическое разорение в результате войн, изменение классового состава населения и другие факторы. Важно было не допустить излишнего обложения частного сектора, который играл важную роль в процессе восстановления хозяйства страны после войны. С помощью налогов в годы НЭПа сокращался дефицит бюджета и эмиссия денег.
Информация о работе Исторический опыт развития налогов в РФ и его значение на современном этапе