2. Астапов К. Л. О реформе налоговой
политики // Финансы. – 2000г. - № 10 – с. 29
– 31
3. Брызгалин А.В. Современное
налоговое законодательство: особенности
и проблемы правоприменения - Финансы,
№1-1995.
4. Булатова А. С. Экономика. Учебник
для вузов. - М.: Бек, 2001.
5. Гулаев В.И. Налоги - состояние,
проблемы и решения - Финансы, №6-1995.
6. Жевакин С.Н. Общие проблемы
налоговой системы Российской Федерации
- Государство и право, №1-1995.
7. Караваева И. В Направления
и причины современных налоговых реформ
// Финансы. – 2000г. - № 10 – с. 26 – 28
8. Караваева И. В, Налоговая
политика в ХХ столетии // ЭКО. – 2000г. - №
8 – с. 117 – 133
9. Налоговое право России: Учебник
/ Под ред. И. И. Кучерова. – М. Юр Инфо Р,
2000г., с. 279 – 284
10. Налоги и налогообложение:
Учебник Под ред. Т. Ф. Юткиной. – М.: Инфра
– М, 1998г., с. 128 – 133
11. Налоговый кодекс Российской
Федерации. М, 2003
12. Основы налогообложения и
налогового права: Учебное пособие / Под
ред. Е. Н. Евтигнеева. – М.: ИНФРА – М, 2000г.
13. Основы налоговой системы
России: нормативные документы. Комментарии.
/ Сост. Фигурнов Э.Б. М.,1993.
14. Пансков В. Налоги и налоговая
политика-96 - РЭЖ, №1-1996.
15. Перов А.В., Толкушкин А.В.
Налоги и налогообложение. – М.: ЮРЛАЙТ
2001
16. Пеньков Б. Оптимизация налоговой
системы - Экономист, №5-1996.
17. Пономаренко Е. О бюджетно
– налоговой политике на 2001г. // Экономист.
- № 11 – с. 59 – 66
18. Самохвалов А., Куникеев Б.
Об основных тенденциях и результатах
налоговой политики // Финансист. – 2001г.
- № 3 – с. 42 – 48
19. Самсонов Н.Ф., Баранникова
Н.П., Стокова И.И. Финансы на макроуровне:
Учебное пособие для вузов. – М.: 1998, С.61-64
20. Сорокина Е.Л. Налоговая система
России - ЭКО, №3-1994.
21. Химичева Н.И. Налоговое право:
Учебник. М.: 1997. – С.10
22. Черник Д.Г., Воронков В.А.,
Глинкин А.А. и др. Налоги: учеб. пособие
для вузов. М.,1994.
23. Черник Д. Г. Налоги. Учебное
пособие. - М.: Финансы и кредит, 1999.
24. Экономист. 2007. N 9. С. 29, 34.
25. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение.
Учебник. – М.:ИНФРА-М.:2001.
26. Юткина Т.Н. Налоги и налогообложение:
Учебник. – М.: 1999, С.59
27. http://www1.minfin.ru.
- Принципы построения и элементы налоговой системы РФ на современном этапе развития
|
Эту игру
ждала вся Россия! Жми на газ!Погоняй
на русских тачках ОНЛАЙН! |
|
1
Реферат по дисциплине
«Теория и история налогообложения»
на
тему:
Понятие «Налоговая система».
Составные элементы налоговой системы.
Факторы, определяющие налоговую систему.
Пермь 2010г.
Содержание.
Введение |
2 |
-
Общие понятия налогообложения. Принципы налогообложения Адама Смита.
|
4 |
2. Понятие «Налоговая система». Факторы,
определяющие налоговую систему. |
7 |
-
Составные элементы налоговой системы.
|
9 |
4. Становление и развитие налоговой
системы в РФ. |
11 |
Заключение. |
16 |
Список использованной литературы. |
17 |
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества экономических рычагов,
при помощи которых государство воздействует
на рыночную экономику, важное место занимают
налоги. В условиях рыночных отношений,
и особенно в переходный к рынку период,
налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики. Государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
Взимание налогов – древнейшая функция
и одно из основных условий существования
государства, развития общества на пути
к экономическому и социальному процветанию.
Как известно, налоги появились с разделением
общества на классы и возникновением государственности,
как взносы граждан, необходимые для содержания
публичной власти. В истории развития
общества еще ни одно государство не смогло
обойтись без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных
потребностей ему требуется определенная
сумма денежных средств, которые могут
быть собраны только посредством налогов.
Исходя из этого минимальный размер налогового
бремени определяется суммой расходов
государства на исполнение минимума его
функций: управление, оборона, суд, охрана
порядка, - чем больше функций возложено
на государство, тем больше оно должно
собирать налогов.
В условиях рыночных отношений и особенно
в переходный к рынку период налоговая
система является одним из важнейших экономических
регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики. От того, насколько правильно
построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного
хозяйства. Именно налоговая система на
сегодняшний день оказалась, пожалуй,
главным предметом дискуссий о путях и
методах реформирования, равно как и острой
критики.
Цель данной работы – проанализировать
теоретические основы налогового обложения
и пронаблюдать их практическую реализацию
в налоговой системе России.
.
-
Общие понятия
налогообложения.
Принципы
налогообложения Адама Смита.
Прежде всего остановимся на необходимости
налогов. Налоги появились с разделением
общества на классы и возникновением государства,
как "взносы граждан, необходимые для
содержания... публичной власти... " (К.
Маркс, Ф. Энгельс). В истории развития
общества еще ни одно государство не смогло
обойтись без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных
потребностей ему требуется определенная
сумма денежных средств, которые могут
быть собраны только посредством налогов.
Исходя из этого, минимальный размер налогового
бремени определяется суммой расходов
государства на исполнение минимума его
функций: управление, оборона, суд, охрана
порядка, — чем больше функций возложено
на государство, тем больше оно должно
собирать налогов.
Итак, налогообложение — это система распределения
доходов между юридическими или физическими
лицами и государством, а налогипредставляют собой обязательные
платежи в бюджет, взимаемые государством
на основе закона с юридических и физических
лиц для удовлетворения общественных
потребностей. Налоги выражают обязанности
юридических и физических лиц, получающих
доходы, участвовать в формировании финансовых
ресурсов государства. Являясь инструментом
перераспределения, налоги призваны гасить
возникающие сбои в системе распределения
и стимулировать (или сдерживать) людей
в развитии той или иной формы деятельности.
Поэтому налоги выступают важнейшим звеном
финансовой политики государства в современных
условиях.
Денежные средства, вносимые в виде налогов
не имеют целевого назначения. Они поступают
в бюджет и используются на нужды государства.
Государство не предоставляет налогоплательщику
какой либо эквивалент за вносимые в бюджет
средства. Безвозмездность налоговых
платежей является одной из черт составляющих
их юридическую характеристику.
Наряду с понятием «налог» существуют
еще такие понятия, как «пошлина» и «сбор»,
которые являются похожими, но не одинаковыми.
Все эти понятия сближает принудительный
характер изъятия. Однако, в отличие от
налога, пошлина — это обязательный платеж,
взимаемый государственными и иными уполномоченными
органами за совершение в отношении плательщика
юридически значимых действий. Таким образом,
пошлина собирается не со всех, а только
с тех, кто вступает с соответствующими
органами власти в отношения по поводу
получения определенных услуг. В этом
смысле пошлина отличается от налога отсутствием
такой характеристики, как безэквивалентность.
Вместе с тем лицо, воспользовавшись услугой,
уже не может отказаться от уплаты соответствующей
пошлины. Здесь и проявляется принудительный
характер платежа, сближающий пошлину
и налог.
То же относится и к понятию «сбор». Под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в интересах
плательщика сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, сбор — это целенаправленный
платеж, адресность которого, как правило,
содержится в его названии (целевой сбор
на содержание милиции, сбор на нужды образовательных
учреждений и т.п.). Либо это безадресный
платеж с определенного вида деятельности
или за право осуществления такой деятельности
(сбор за право торговли, проведение местных
аукционов и т.п.). В отношении сбора также
не действует принцип безэквивалентности.
Однако, так же как пошлину, лицо, получившее
разрешение, обязано уплатить сбор.
Для того чтобы более глубоко вникнуть
в суть налоговых платежей, важно определить
основные принципы налогообложения, которые
сформулировал Адам Смит в форме четырех
положений, четырех основополагающих,
можно сказать, ставших классическими
принципов, с которыми, как правило, соглашались
последующие авторы. Они сводятся к следующему:
1. Подданные государства должны участвовать
в покрытии расходов правительства, каждый
по возможности, т. е. соразмерно доходу,
которым он пользуется под охраной правительства.
Соблюдение этого положения или пренебрежение
им ведет к так называемому равенству
или неравенству обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый,
должен быть точно определен, а не произведен.
Размер налога, время и способ его уплаты
должны быть ясны и известны как самому
плательщику, так и всякому другому...
3. Каждый налог должен взиматься в такое
время и таким способом, какие наиболее
удобны для плательщика...
4. Каждый налог должен быть устроен так,
чтобы он извлекал из кармана плательщика
возможно меньше сверх того, что поступает
в кассы государства".
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте
и ясности, не требуют никаких иных разъяснений
и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся
в них самих, они стали "аксиомами"
налоговой политики.
2.
Понятие «Налоговая система»
.
Факторы,
определяющие налоговую систему.
Налоговая система - совокупность налогов,
сборов, пошлин и других обязательных
платежей в бюджет, взимаемых на условиях,
определяемых законодательными актами.
Существенными характеристиками налоговой
системы той или иной страны являются:
совокупность налогов, установленных
законодательством; принципов, форм и
методов их установления и ввода в действие;
система налоговых органов, форм и методов
налогового контроля; права и ответственность
участников налоговых отношений, порядок
и условия налогового производства.
Термин «налоговая система» может использоваться
применительно к отдельным государствам
или их крупным экономическим сообществам.
Исторически налоговая система появилась
с возникновения первых государств Древнего
мира, которые вводили налоги на доходы
и имущество своих подданных. Это позволяло
концентрировать и расходовать средства
на содержание войск, возведение укреплений,
строительство храмов. Позднее в Римской
империи значительные средства расходовались
на устройство дорог, водопроводов, проведение
праздников, раздачу денег и продуктов
беднякам и другие общественные цели.
Налоговая система выполняет следующие
основные функции: фискальную - обеспечение
доходов государственного бюджета; регулирующую
- регулирование макроэкономических процессов,
совокупного спроса и предложения, темпов
роста и занятости: распределительную
- перераспределение национального дохода,
доходов физических и юридических лиц;
социальную — аккумулирование средств
для осуществления социальных программ;
стимулирующую - микроэкономическое регулирование;
контрольную - обеспечивает воспроизводство
налоговых отношений.
В Российской Федерации устанавливаются
следующие виды налогов и сборов: федеральные
налоги и сборы, налоги и сборы субъектов
Российской Федерации (далее - региональные
налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые НК РФ и обязательные
к уплате на всей территории Российской
Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые НК РФ и законами субъектов
Российской Федерации, вводимые в действие
в соответствии с настоящим Кодексом законами
субъектов Российской Федерации и обязательные
к уплате на территориях соответствующих
субъектов Российской Федерации.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые
НК РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления,
вводимые в действие в соответствии с
НК РФ нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления и обязательные
к уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
-
Составные элементы налоговой системы.
При установлении налогов должны быть
определены все элементы налогообложения.
Акты законодательства о налогах
и сборах должны быть сформулированы
таким образом, чтобы каждый точно
знал, какие налоги (сборы), когда
и в каком порядке он должен
платить. Налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены
налогоплательщики и элементы налогообложения,
а именно:
-
объект налогообложения;
-
налоговая база;
-
налоговый период;
-
налоговая ставка;
-
порядок исчисления налога;
-
порядок и сроки уплаты налога.
Объект налогообложения – реализация
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,
доход, расход или иное обстоятельство,
имеющее стоимостную, количественную
или физическую характеристику, с
наличием которого законодательство о
налогах и сборах связывает возникновение
у налогоплательщика обязанности по уплате
налога. Является одним из обязательных
элементов налога. При этом каждый налог
должен иметь самостоятельный объект налогообложения.
Налоговая база представляет собой стоимостную,
физическую или иную характеристики объекта
налогообложения.
Налогоплательщики-организации исчисляют
налоговую базу по итогам каждого налогового
периода на основе данных регистров бухгалтерского
учета и (или) на основе иных документально
подтвержденных данных об объектах, подлежащих
налогообложению либо связанных с налогообложением.
Индивидуальные предприниматели, нотариусы,
занимающиеся частной практикой, адвокаты,
учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют
налоговую базу по итогам каждого налогового
периода на основе данных учета доходов
и расходов и хозяйственных операций в
порядке, определяемом Министерством
финансов Российской Федерации.
Остальные налогоплательщики - физические
лица исчисляют налоговую базу на основе
получаемых в установленных случаях от
организаций и (или) физических лиц сведений
о суммах выплаченных им доходов, об объектах
налогообложения, а также данных собственного
учета полученных доходов, объектов налогообложения,
осуществляемого по произвольным формам.
Налоговая база и порядок ее определения
устанавливается Налоговым кодексом Российской
Федерации.
Под налоговым периодом понимается календарный
год или иной период времени применительно
к отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется
сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый
период может состоять из одного или нескольких
отчетных периодов.
Налоговая ставка представляет собой
величину налоговых начислений на единицу
измерения налоговой базы.
В случае, когда налоговая ставка выражена
в процентах к доходу налогоплательщика,
ее обычно называют налоговой квотой.
Основные виды:
-
Твёрдые — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы.
-
Пропорциональные — действуют в одинаковом проценте к налоговой базе без учета её величины.
-
Прогрессивные — возрастают по мере роста налоговой базы.
Порядок исчисления налога — налогоплательщик
самостоятельно исчисляет сумму
налога, подлежащую уплате за налоговый
период, исходя из налоговой базы, налоговой
ставки и налоговых льгот.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются
применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты
налога и сбора допускается только в порядке,
предусмотренном НК РФ.
При уплате налога и сбора с нарушением
срока уплаты налогоплательщик (плательщик
сбора) уплачивает пени в порядке и на
условиях, предусмотренных НК РФ.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются
календарной датой или истечением периода
времени, исчисляемого годами, кварталами,
месяцами и днями, а также указанием на
событие, которое должно наступить или
произойти, либо действие, которое должно
быть совершено.
Уплата налога производится разовой уплатой
всей суммы налога либо в ином порядке,
предусмотренном НК РФ и другими актами
законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается
(перечисляется) налогоплательщиком или
налоговым агентом в установленные сроки.
Уплата налога производится в наличной
или безналичной форме.
Заключение.
Налоговая система является одним из главных
элементов рыночной экономики. Она выступает
главным инструментом воздействия государства
на развитие хозяйства, определения приоритетов
экономического и социального развития.
Налоги в нашей жизни определяют многое,
от того, сколько их будет собрано, зависит
благополучие страны, региона, конкретного
города.
В сложное для нашей страны время налоги
играют немалую роль в укреплении экономической
позиции России. Налогам отводится важное
место среди экономических рычагов, при
помощи которых государство воздействует
на рыночную экономику. С помощью налогов
определяются взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности
с государственными и местными бюджетами,
с банками, а также с вышестоящими организациями. При
помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных
инвестиций, формируется хозрасчетный
доход и прибыль предприятия. |
- Введение
- 1. Этапы становления налоговой системы РФ
- 1.1 История развития налоговой системы РФ
- 1.2 Становление современной налоговой системы в РФ
- 2. Оценка эффективности налоговой системы РФ
- 2.1.Налоговая система на современном этапе развития
- 2.2 Сравнительный анализ налоговой системы 1992 г. и с введением Налогового кодекса РФ
- 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ
- 3.1 Предложения по совершенствованию налоговой системы РФ
- 3.2 Пробелы в Налоговом кодексе РФ и пути совершенствования налогового законодательства
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложения
Введение
Перед тем как обратится
к тематики моей курсовой работы, надо
понять, что же такое налоги и для чего
они служат. Прежде всего, с помощью налогов
определяются взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности
с государственными и местными бюджетами,
с банками, а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных
инвестиций, формируется хозрасчетный
доход и прибыль предприятия. Помимо этой
сугубо финансовой функции налоговый
механизм используется для экономического
воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру,
на состояние научно-технического прогресса.
В связи с этим приобретает особую роль
значение налоговой системы государства
и принципы ее организации и функционирования.
Сегодняшнее состояние налоговой
системы РФ характеризуется сложным
комплексом взаимоотношений, основанных,
прежде всего, на опыте и знаниях
предыдущих поколений, поэтому для
понимания состояния и перспектив
развития налоговой системы в
России необходимо сделать экскурс
в историю зарождения налогов
и развития налоговых отношений.
История не знает примера, когда
государство не собирало налоги со
своего народа. Это было всегда и
всегда будет. Давайте вспомним историю,
как и сейчас налог был основным
источником пополнения казны государства.
Надо было содержать армию и на
это уходило большая часть
средств. Но не все собираемые налоги
шли на оборону государства, оставшаяся
часть финансировала госкомитеты,
медицину, науку, образование и т.д.
Печальный пример всему миру
показывал СССР, когда на протяжении
70 лет вся страна работала на нужды
милитаризма и «мирового коммунизма».
Впоследствии это губительнейшим образом
сказалось на уровне развития информационных
технологий, банковских систем и кредитно-денежных
отношений, генетики и кибернетики и т.д.
Отрицание полезности двигателей современной
экономики, «железного занавеса» породило
огромный пробел в развитии экономики.
После распада СССР и переходе к рыночной
экономики, налоговая система создавалась
заново, так как в социалистическом строе
необходимость налогов как таковая отсутствовала,
особенно в сфере коммерции и торговли.
Как говорят мудрые люди, не зная прошлого
нельзя изменить настоящего. Поэтому в
данной работе я хотел проанализировать
ход развития налоговой системы России
до сегодняшнего дня. А так же злободневные
проблемы налогового законодательства
и возможные пути их решения
1. Этапы становления налоговой системы РФ
1.2 Становление современной налоговой системы в РФ
Сложившийся в конце 90-х
гг. в России экономический и финансовый
кризис требовал от Правительства РФ
проведения реформ и разработки стабилизационной
программы. При этом решающая роль в
преодолении кризиса принадлежала
налоговой службе, т.к. она обеспечивает
более 92% поступлений средств в федеральный
бюджет.
Экономисты и занимающиеся
налоговой реформой специалисты
считают, что состояние бюджета
зависит, главным образом, от трех групп
факторов. Во-первых, от уровня развития
экономики, особенно отечественной
промышленности и торговли. Во-вторых,
от соответствия налогового законодательства
экономической ситуации. И, в-третьих,
от того, насколько сильна налоговая
служба страны.
Кризис выявил крупные
недостатки в налоговом законодательстве
России. Такие как: нестабильность,
фискальная направленность, не позволяющая
стимулировать отечественных производителей,
противоречивость отдельных положений
законов и инструкций, применение
слишком жестких финансовых санкций
даже за неумышленные нарушения, наличие
«лазеек» для уклонения от налогообложения.
Вместе с тем, действующее
налоговое законодательство России
сыграло и позитивную роль на начальной
стадии перехода экономики к рыночным
отношениям.
Объективно анализируя сложившуюся
в то время ситуацию в стране,
можно сказать, что быстрое и
реальное увеличение доходов в бюджет
может обеспечить только активная деятельность
налоговой службы. Другие группы факторов
начнут работать лишь в более или
менее отдаленном будущем. Черник Д.Г.
К вопросу о налоговой реформе.
//Российский налоговый курьер - №4 -
1999г. - с.2.
Все это подчеркнуло необходимость
осуществления налоговой реформы,
которая должна была решать две главные
задачи, причем противоречащие друг другу.
С одной стороны, нужно ослабить
налоговое давление на предприятия
и организации, особенно на отечественных
производителей. Необходимо создать
им предпосылки для восстановления
утраченных оборотных фондов, для
повышения уровня выпуска продукции,
чтобы впоследствии начать новый
подъем. В перспективе же нужно
добиться конкурентоспособности российских
товаров на внутреннем и мировом
рынках. С другой стороны, стоит проблема
сбалансирования текущего бюджета
по доходам и расходам, сокращения
его дефицита, снижения внешнего долга,
обеспечения финансирования федеральных,
региональных и местных потребностей.
Ее решение требует роста налоговых
поступлений, включая и таможенные
сборы, ибо других реальных источников
просто нет.
Основным курсом налоговой
реформы было снижение федеральных
налогов, перенос их центра тяжести
с производителей на потребителей,
упорядочение взаимоотношений между
налогоплательщиками и государством.
Налоговый Кодекс РФ
Результатом первого этапа
налоговой реформы явилось принятие
Налогового Кодекса Российской Федерации,
первая часть которого вступила в
силу с 1 января 1999 года. Налоговый Кодекс
РФ (НК РФ) - основной законодательный
акт, регулирующий налоговые отношения.
В новом НК РФ, разграничились
понятия налог и сбор, что немаловажно.
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований. Сбор
отличается от налога тем, что уплачивается
за совершение в пользу плательщика определенных
юридически значимых действий.
НК РФ определяет общие
принципы и понятия налогообложения,
права и обязанности налогоплательщиков,
налоговых агентов и налоговых
органов, состав налоговых правонарушений,
процедуры рассмотрения дел по ним
и порядок взыскания сумм штрафов,
пеней и недоимок.
Круг налогоплательщиков
и плательщиков сборов - «Налогоплательщиками
и плательщиками сборов признаются
организации и физические лица, на
которых в соответствии с настоящим
Кодексом возложена обязанность
уплачивать соответственно налоги и (или)
сборы».
В дополнение ко всему необходимо
выделить объекты налогообложения,
льготы по налогам согласно закону.
Объектами налогообложения
могут являться операции по реализации
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,
доход, стоимость реализованных
товаров (выполненных работ, оказанных
услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную,
количественную или физическую характеристики,
с наличием которого у налогоплательщика
законодательство о налогах и
сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога.
По налогам могут устанавливаться
в порядке и на условиях, определяемых
законодательными актами, следующие
льготы:
· необлагаемый минимум объекта
налога;
· изъятие из обложения
определенных элементов объекта
налога;
· освобождение от уплаты налога
отдельных лиц или категории
плательщиков;
· понижение налоговых
ставок;
· вычет из налогового оклада
(налогового платежа за расчетный
период);
· целевые налоговые льготы,
включая налоговые кредиты (отсрочку
взимания налогов);
· прочие налоговые льготы.
Для более детального рассмотрения
проблем налоговой системы России
необходимо также рассмотреть понятие
“налоговое бремя”.
Налоговое бремя - это величина
налоговой суммы, взимаемой с
налогоплательщика. Оно зависит, прежде
всего, от размеров прибыли налогоплательщика.
11 Налоговый кодекс Российской
Федерации. Часть первая. //Библиотечка
«Российской газеты» - № 17. - 2000г. - с.6.
В НК РФ провозглашен ряд
вполне разумных постулатов, например
следующие:
- законодательство о налогах
и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства налогообложения
исходя из принципов справедливости;
- налоги не могут иметь
дискриминационный характер;
- налоги должны иметь
экономическое основание и не
могут быть произвольными;
- не допускается устанавливать
налоги, нарушающие единое экономическое
пространство России, прямо или
косвенно ограничивающие свободное
перемещение товаров, работ, услуг
или денежных средств в пределах
территории РФ;
- законодательные акты
о налогах должны быть сформулированы
так, чтобы каждый точно знал,
какие налоги и в какой сумме
он должен платить;
- все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности законодательных
актов толкуются в пользу налогоплательщика.
11 Черник Д.Г. К вопросу о налоговой
реформе. //Российский налоговый курьер
- №4 - 1999г. - с.2.
К положительным результатам
первого этапа налоговой реформы
можно отнести формирование разветвленной
сети государственных органов, обеспечивающих
организацию сбора налогов; внедрение
системы налогового учета и контроля;
образование относительно стабильной
системы налогообложения.