Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:48, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
◦проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
◦исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
◦проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
◦исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
◦исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
◦проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
◦обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
1.3. Инвестиционный политика принимающего государства и средства ее осуществления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . . 24
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций в РФ в период . . . 24
2.2. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . .
40
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
61
3.1. Меры по улучшению инвестиционного климата в России . . . . 61
3.2. Основные направления структурной политики . . . . . . . . . . . . . 74
3.3. Программное обеспечение инвестиционной деятельности . . . 79
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Что касается такого фактора, как ускорение темпов роста российской экономики, на наш взгляд, прямых инвесторов не столько волнует, насколько вырос ВВП - на 2% или на 4 - 7%, им скорее важно, что дочерние компании крупных западных транснациональных корпораций в России развиваются очень быстро, минимум, в 5 раз быстрее, чем в Европе.
Сегодня можно говорить и о стремительном улучшении корпоративного управления в России. Изначально плохое корпоративное управление стало в России экстремальной проблемой и являлось главным барьером для инвестиций в страну. Но сейчас корпоративное управление в России стремительно улучшается как нигде в мире, и уже сейчас оно не хуже, а в ряде случаев - гораздо лучше, чем в Китае, Латинской Америке и Индии.
Необходимо принять во внимание, что Россия - не только самая богатая природными ресурсами страна, но и страна, где многие ресурсы находятся в частной собственности, поэтому инвесторы могут прийти в Россию и заключить соглашения с частным бизнесом. Квалифицированные и готовые к инновациям люди, не требующие чрезмерно высоких зарплат, - еще один привлекательный момент. У Boeing огромный исследовательский центр в Москве, у Intel-в Нижнем Новгороде, и дело не столько в дешевизне труда, сколько в том, что русские ученые оказались способными решать сложные задачи.
Выше рассмотренные преимущества и недостатки инвестиционного климата России можно подытожить в SWOT-матрице (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
географическое
положение (близость к европейскому
и азиатскому рынку) квалифицированная
рабочая сила наличие значительного
количества природных ресурсов на территории
страны относительно
низкие издержки факторов производства принятие Земельного,
Таможенного и Налогового Кодексов растущая покупательная способность внутреннего рынка |
Коррупция административные
барьеры высокая неопределенность значительные
регулирующие барьеры для ведения
бизнеса непрозрачность
принятия политических решений неэффективность
судебной системы «развитая» бюрократия слабое конкурентное
законодательство организованная преступность |
Возможности | Угрозы |
высокий
уровень экономического роста макроэкономическая
стабильность политическая
стабильность проведение структурных реформ |
высокая зависимость
политической и экономической стабильности
от конъюнктуры на мировых рынках
нефти отсутствие согласованной
и целенаправленной политики привлечения
ПИИ слабое инвестиционное законодательство |
Глава
3. Проблемы и перспективы
привлечения иностранных
инвестиций.
3.1.
Меры по улучшению
инвестиционного
климата в России.
Снижение административных
барьеров и
дебюрократизация экономики
Необходимость дебюрократизации экономики обсуждается практически на каждой встрече с представителями Правительства и деловым сообществом. Снижение административных барьеров для входа на рынок и создание равных конкурентных условий повысит уровень рыночной конкуренции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, позволит рыночными методами перераспределить трудовые ресурсы из неэффективных предприятий в более эффективные и востребованные секторы экономики.
В настоящее время принят ряд законопроектов, призванных улучшить предпринимательский и деловой климат.
Система регистрации юридических лиц. ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". Указанные законопроекты основаны на принципе единообразия и идее "одного окна" и предусматривают единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности, а также принципы ведения единого государственного реестра юридических лиц. Принятие закона способствует упрощению порядка регистрации для заявителя, поскольку обязанность информирования налоговых и иных органов о регистрации юридического лица возлагается не на заявителя, а на регистрирующий орган.
Еще один проект закона из "пакета по дебюрократизации" касается защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля на рынке. Законопроект "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", принятый Государственной Думой, оговаривает основные процедурные моменты проведения проверок с выходом на предприятия для того, чтобы снизить издержки предпринимателя на борьбу с контролерами, уменьшить возможность злоупотреблений в части недобросовестной конкуренции. Законом предлагается установить: периодичность проверок; механизм усиления контроля в тех случаях, когда выявлены нарушения; механизм перевода предприятия на облегченный режим в определенных условиях.
Особого упоминания требует деятельность Минэкономразвития России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти по разработке новой редакции Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Необходимо отметить, что лицензирование -очень сильный способ государственного вмешательства в работу отраслевых рынков. И использоваться он должен в исключительных случаях. Поэтому основными задачами при разработке новой редакции этого закона были: формирование закрытого перечня лицензируемых видов деятельности, одновременное сокращение этого перечня и введение единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации с запретом применять отсылочные нормы.
Исходными положениями для введения лицензирования являются невозможность регулирования другими методами, такими, как: регистрация, сертификация, стандартизация и аккредитация, недостаточность полномочий, имеющихся у контрольных и надзорных органов, а также потенциальная опасность данного бизнеса для жизни и здоровья неограниченного круга лиц. При этом следует четко выделять тот вид деятельности, который действительно необходимо лицензировать.
В апреле 2001 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проекты законов "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем".
Принцип "одного окна" при регулировании инвестиционной деятельности.
Законодательные инициативы Правительства Российской Федерации включают разработку ряда законопроектов, направленных на закрепление гарантий прав при осуществлении инвестиционной деятельности, установление четких и понятных принципов осуществления государственной поддержки инвестициям. Законопроекты, также предусматривают устранение необоснованных административных барьеров, повышение эффективности, согласованности и ответственности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за выполнение согласующих, стимулирующих, защитных и непосредственно инвестиционных функций при регулировании инвестиционной деятельности на территории страны.
В сфере регулирования рынка земли и недвижимости предусматривается:
Законодательно урегулировать процедуру землеустройства, в частности, сформировать земельные участки в качестве объектов недвижимости, что обеспечит защиту прав на землю и будет способствовать вовлечению земли в гражданский оборот. Утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Подготовлены предложения о порядке передачи владельцам зданий и предприятий в собственность земельных участков, на которых они расположены.
Подготовлены предложения по упорядочению пользования находящимися в государственной собственности застроенными земельными участками, раздел которых невозможен. Разработаны предложения по регулированию процесса приобретения приватизированными предприятиями в собственность земельных участков, на которых расположены эти предприятия, что значительно повысит их инвестиционную привлекательность. Подготовлены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, которые предусматривают создание и вовлечение в гражданский оборот единого объекта недвижимости, в основу которого положен принцип единства прав на земельный участок и расположенную на нем недвижимость, а также невозможность вовлечения в гражданский оборот названных составляющих единого объекта недвижимости отдельно друг от друга.
Положительное влияние на инвестиционный климат и ускорение темпов реформирования экономики, оказало принятие Земельного Кодекса во втором чтении в июле 2001 года.
Работа Минэкономразвития России, других министерств и ведомств сосредоточена на максимальном соблюдении принципа "одного окна" при осуществлении инвестиционной деятельности. В частности, в рамках внесенного Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" предусматривается введение ясного и простого порядка получения прав на осуществление строительной деятельности.
Как
минимум вдвое должны быть сокращены
продолжительность
Зашита прав собственников и инвесторов.
В области защиты прав собственников и инвесторов наметились обнадеживающие сдвиги, как со стороны государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности собственников и менеджеров в повышении капитализации компаний, нормализации отношений между собой и с владельцами внешнего капитала. Это можно расценивать как появление в российском частном секторе действительно эффективных собственников, заинтересованных в реализации долгосрочных экономических проектов, выстраивании стабильных легальных связей со своими контрагентами, развитии своего бизнеса и его интеграции в мировую экономику.
Так, в целях обеспечения прав и законных интересов собственников и недопустимости осуществления национализации в интересах отдельных финансовых и политических групп был разработан проект федерального закона, в котором сформулированы основания и принципы проведения национализации, в том числе, носящей принудительный характер; определен объект национализации (предприятие как имущественный комплекс либо его часть); установлено обязательное принятие отдельного федерального закона по каждому объекту национализации.
Решается задача защиты прав на интеллектуальную собственность, что необходимо для обеспечения благоприятных условий для активизации инновационной деятельности. С этой целью будут внесены изменения в Патентный закон Российской Федерации, гарантирующие соблюдение прав заявителей и патентообладателей и. тем самым, повышающие привлекательность и безопасность патентования в Российской Федерации. Многие положения Патентного закона будут приведены в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, являющимся частью договоров ВТО.
Совершенствование корпоративного управления.
Корпоративное право должно быть дополнено нормами, регламентирующими процедуры слияния и поглощения, процедуры выделения и разделения хозяйственных обществ в тех случаях, когда в результате этого формируются юридические лица с доминирующим собственником, механизмы интеграции (создания холдингов, финансово-промышленных групп и иных интегрированных бизнес-групп).
Также, требуется существенное усиление ответственности собственников за действия исполнительных менеджеров и за собственные решения по развитию подконтрольной корпорации, принятые на уровне собрания акционеров или совета директоров. Необходимо сформировать условия для поддержания баланса интересов между различными группами акционеров (собственников), в первую очередь - между доминирующими и миноритарными акционерами.
Информация о работе Иностранные инвестиций в развитии экономики России