Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:48, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
◦проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
◦исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
◦проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
◦исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
◦исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
◦проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
◦обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
1.3. Инвестиционный политика принимающего государства и средства ее осуществления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . . 24
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций в РФ в период . . . 24
2.2. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . .
40
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
61
3.1. Меры по улучшению инвестиционного климата в России . . . . 61
3.2. Основные направления структурной политики . . . . . . . . . . . . . 74
3.3. Программное обеспечение инвестиционной деятельности . . . 79
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
- уровень политического риска страны. Этот показатель определяется как специальными подразделениями ТНК (данные показывают, что около 80% всех ТНК имеют подобные подразделения в рамках своей внутрифирменной структуры), так и специализированной частной организацией Political Risk Services Group Inc.. (находится в Нью-Йорке и публикует справочник «International Country Risk Guide»). Политический риск страны зависит от уровня политической стабильности и демократического .характера политической системы страны. Первый показатель— уровень политической стабильности — определяется правительственной стабильностью. состоянием экономики сточки зрения ожиданий населения. Так, в 1995 г уровень риска политической стабильности в мире в целом составлял 5,22. в том числе в странах «семерки» — 5,06; промышленно развитых странах — 5,04; странах Африки (за исключением ЮАР)—4,40: странах Восточной Европы — 4,46; в государствах Латинской Америки и Карибского бассейна — 4,91; в азиатских новых индустриальных экономиках — 5,85; в государствах Ближнего и Среднего Востока — 5,27. Демократический характер политической системы определяется уровнем демократического развития страны с точки зрения гарантий гражданских свобод, основных демократических прав человека. Поданным указанной организации, в 1995 г. уровень риска политической системы в мире в среднем равнялся 6,83, в том числе в африканских странах — 3,54; в государствах Африки (за исключением ЮАР) — 2,30; в Азии —2,07; в странах Восточной Европы—6,015; в странах «семерки»— 9,43; в промышленно развитых странах — 9,74; в азиатских НИЭ —6,11.
-
динамика валютного курса
Следует выделить и другие группы факторов:
-
географические и природно-
-
оценка предпринимательского
В последние годы растет важность и других факторов:
-
открытость национальной
-
уровень развития
Таким
образом, стабильная политическая и макроэкономическая
ситуация в стране, открытость национальной
экономики, наличие адекватной инфраструктуры
и коммуникаций, сохранение предсказуемой
и эффективной правовой и институциональной
среды лежат в основе инвестиционной привлекательности
страны.
Глава
2. Иностранные инвестиции
в Российской Федерации
2.1.
Анализ структуры и
динамики инвестиций
Приступая к анализу динамики и структуры поступления иностранных инвестиций в Россию, необходимо отметить, что в общем объеме доля прочих инвестиций не всегда превалировала над другими их видами: прямыми, и портфельными. Однако с 1996 года, когда на рынок ГКО-ОФЗ были допущены нерезиденты, объемы прочих инвестиций резко пошли вверх в силу появившейся возможности зарабатывать «легкие» деньги, рискуя при этом минимально.
Соответственно, это повлекло за собой значительное сокращение средств, направляемых в прямое инвестирование. Так, если в 1995 году структура иностранного капитала, привлеченного в Россию из-за рубежа, по данным Госкомстата выглядела следующим образом: прямые инвестиции – 67,7 %, портфельные – 1,3 % и прочие – 31 %, то по уже итогам 1998 года это соотношение составило: прямые – 28,6 %, портфельные – 1,6 %, прочие –69,8 %, а в 2004 г. соотношение стало следующим: прямые – 23,3 %, портфельные – 0,8 %, прочие –75,9 %14.
Как известно, перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится прежде всего к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе.
И, тем не менее, иностранные инвестиции поступают в Россию (см. табл. 2.1 и рис. 2.1-2.4).
Таблица 2.1
Год | Прямые | Портфельные | Прочие | Всего |
1995 | 1876,7 | 30 | 889,8 | 2 796,5 |
1996 | 2090 | 45,4 | 4 307,7 | 6 443,1 |
1997 | 3897,3 | 342,8 | 6 257,9 | 10 498 |
1998 | 3361 | 191 | 8 221 | 11 773 |
1999 | 4260 | 31 | 5269 | 9560 |
2000 | 4429 | 145 | 6 384 | 10 458 |
2001 | 3980 | 451 | 9 280 | 14251 |
2002 | 4000 | 472 | 15300 | 19772 |
2003 | 6782 | 401 | 22515 | 29699 |
2004 | 9420 | 333 | 30756 | 40509 |
Рис. 2.1. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику России, млн. долл. США
Рис. 2.2. Динамика портфельных иностранных инвестиций в экономику
России,
млн. долл. США
Рис. 2.3.
Динамика прочих иностранных
инвестиций в экономику
России, млн. долл. США
Рис. 2.4.
Общая динамика иностранных
инвестиций в экономику
России, млн. долл. США
Данные таблицы 2.1 и рисунков 2.1-2.4 показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Исключение составляет только 1999 г., что связано с финансовым кризисом августа 1998г.
Наибольший рост иностранных инвестиций произошел в 2003-2004 гг. В 2003 г. рост иностранных инвестиций, по сравнению с 2002 г., составил 150,1%. В 2004 г. в экономику России поступило 40,5 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 36,4% больше, чем в 2003 году (см. табл. 2.2).
Приведенные цифры, с одной стороны, дают основания для оптимизма: в целом произошел значительный рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко возросли (в 1997 г.), что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения зарубежного капитала. В итоге дело, как известно, закончилось финансовым кризисом 1998 г. и резким падением объемов иностранных инвестиций.
Таблица 2.2
Общий
объем иностранных
инвестиций, поступивших
в 2004г., по видам
2004 г. | 2003 г. в % к | ||||
млн. долл. США | в % к | ||||
2003 г. | итогу | 2002 г. | итогу | ||
Инвестиции, всего | 40509 | 136,4 | 100 | 150,1 | 100 |
из них | |||||
прямые инвестиции | 9420 | 138,9 | 23,3 | 169,4 | 22,8 |
в том числе: | |||||
взносы в капитал | 7307 | в 3,3р. | 18,0 | 131,0 | 7,5 |
лизинг | 23 | 117,4 | 0,1 | 70,2 | 0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций | 1695 | 80,5 | 4,2 | 161,9 | 7,1 |
прочие прямые инвестиции | 395 | 16,4 | 1,0 | в 2,5 р. | 8,1 |
портфельные инвестиции | 333 | 83,0 | 0,8 | 84,9 | 1,4 |
в том числе: | |||||
акции и паи | 302 | 81,8 | 0,7 | 130,5 | 1,2 |
долговые ценные бумаги организаций | 31 | 96,7 | 0,1 | 24,6 | 0,1 |
прочие инвестиции | 30756 | 136,6 | 75,9 | 147,1 | 75,8 |
в том числе: | |||||
торговые кредиты | 3848 | 129,4 | 9,5 | 132,6 | 10,0 |
прочие кредиты | 26416 | 137,4 | 65,2 | 148,7 | 64,7 |
из них: | |||||
на срок до 180 дней | 3790 | 95,0 | 9,3 | 105,8 | 13,4 |
на срок свыше 180 дней | 22626 | 148,6 | 55,9 | 166,3 | 51,3 |
прочее | 492 | 151,5 | 1,2 | в 2,4 р. | 1,1 |
Ситуация 1997 г. показала, что ко всякого рода оптимистическим прогнозам необходимо относиться с осторожностью. По этой причине можно выразить ряд сомнений в устойчивости и «прогрессивности» инвестиционного роста.
В первой главе данной работы отмечалось, что наиболее желательными для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они могут гарантировать более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ, по сравнению с другими формами инвестирования, состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики (в отличие от девальвации национальной валюты или положительного торгового сальдо). Кроме того, их приход сопровождается притоком технологий и ноу-хау15.
Рассмотрим
структуру иностранных инвестиций
в экономику России в 1995-2004 гг. (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Год | Прямые | Портфельные | Прочие | Всего |
1995 | 67,1 | 1,1 | 31,8 | 100 |
1996 | 32,4 | 0,7 | 66,9 | 100 |
1997 | 37,1 | 3,3 | 59,6 | 100 |
1998 | 28,5 | 1,6 | 69,8 | 100 |
1999 | 44,6 | 0,3 | 55,1 | 100 |
2000 | 42,4 | 1,4 | 61,0 | 100 |
2001 | 27,9 | 3,2 | 65,1 | 100 |
2002 | 20,2 | 2,4 | 77,4 | 100 |
2003 | 22,8 | 1,4 | 75,8 | 100 |
2004 | 23,3 | 0,8 | 75,9 | 100 |
Информация о работе Иностранные инвестиций в развитии экономики России