Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:48, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
◦проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
◦исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
◦проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
◦исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
◦исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
◦проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
◦обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
1.3. Инвестиционный политика принимающего государства и средства ее осуществления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . . 24
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций в РФ в период . . . 24
2.2. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . .
40
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
61
3.1. Меры по улучшению инвестиционного климата в России . . . . 61
3.2. Основные направления структурной политики . . . . . . . . . . . . . 74
3.3. Программное обеспечение инвестиционной деятельности . . . 79
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Препятствием является также отсутствие надежных структур по привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.
В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.
Тем не менее, можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка. Благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций. При нормальном развитии процессов реструктуризации национальной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока прямых иностранных инвестиций.
Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.
Итак, можно сформулировать ряд направлений, способствующих активизации деятельности по привлечению капиталовложений на российские предприятия, заинтересованности иностранных инвесторов.
Во-первых, России следует активизировать контакты и коммуникации с западным бизнесом, создать климат прозрачности, «умерить гордыню», демонстрировать реальную готовность к экономическому партнерству посредством конкретной программы по привлечению капитала в национальное хозяйство. Есть много прецедентов осуществления подобных программ. Чтобы заслужить доверие, такая программа должна информировать о реальности, а не пытаться исказить ее. Западный бизнес привык к использованию маркетинговых приемов, поэтому он воспринимает подобные программы как знак того, что страна действительно хочет сотрудничать в бизнесе.
Во-вторых, первоочередной целью программы должна быть демонстрация формирующихся основ политической стабильности и гражданского общества, стратегии развития России и широкой поддержки этой стратегии в обществе.
В-третьих, Россия должна показать, что она понимает опасения инвесторов и что у нее есть стратегия, которая переживет любую смену лидера или режима, поскольку она отвечает реальным потребностям страны.
В-четвертых, должны быть сформулированы конкретные задачи развития экономики, но не на уровне объемов производства, как во времена советских пятилеток. Россия должна демонстрировать прогресс в реформировании ключевых институтов и элементов инфраструктуры - законодательной и судебной систем, банковской системы, транспорта и связи.
В-шестых, пятых роль власти имеет в данном вопросе ключевое значение. Россия должна продемонстрировать, что властные институты функционируют и все подвластны закону.
Эти шаги, безусловно, заложат основы для коммуникаций следующего уровня - более позитивного позиционирования новой деловой России.
Приложение 1
Год | Прямые | Портфельные | Прочие | Всего |
1995 | 1876,7 | 30 | 889,8 | 2 796,5 |
1996 | 2090 | 45,4 | 4 307,7 | 6 443,1 |
1997 | 3897,3 | 342,8 | 6 257,9 | 10 498 |
1998 | 3361 | 191 | 8 221 | 11 773 |
1999 | 4260 | 31 | 5269 | 9560 |
2000 | 4429 | 145 | 6 384 | 10 458 |
2001 | 3980 | 451 | 9 280 | 14251 |
2002 | 4000 | 472 | 15300 | 19772 |
2003 | 6782 | 401 | 22515 | 29699 |
2004 | 9420 | 333 | 30756 | 40509 |
Приложение
2
Общий объем
иностранных инвестиций, поступивших
в 2004г., по видам
2004 г. | 2003 г. в % к | ||||
млн. долл. США | в % к | ||||
2003 г. | итогу | 2002 г. | итогу | ||
Инвестиции, всего | 40509 | 136,4 | 100 | 150,1 | 100 |
из них | |||||
прямые инвестиции | 9420 | 138,9 | 23,3 | 169,4 | 22,8 |
в том числе: | |||||
взносы в капитал | 7307 | в 3,3р. | 18,0 | 131,0 | 7,5 |
Лизинг | 23 | 117,4 | 0,1 | 70,2 | 0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций | 1695 | 80,5 | 4,2 | 161,9 | 7,1 |
прочие прямые инвестиции | 395 | 16,4 | 1,0 | в 2,5 р. | 8,1 |
портфельные инвестиции | 333 | 83,0 | 0,8 | 84,9 | 1,4 |
в том числе: | |||||
акции и паи | 302 | 81,8 | 0,7 | 130,5 | 1,2 |
долговые ценные бумаги организаций | 31 | 96,7 | 0,1 | 24,6 | 0,1 |
прочие инвестиции | 30756 | 136,6 | 75,9 | 147,1 | 75,8 |
в том числе: | |||||
торговые кредиты | 3848 | 129,4 | 9,5 | 132,6 | 10,0 |
прочие кредиты | 26416 | 137,4 | 65,2 | 148,7 | 64,7 |
из них: | |||||
на срок до 180 дней | 3790 | 95,0 | 9,3 | 105,8 | 13,4 |
на срок свыше 180 дней | 22626 | 148,6 | 55,9 | 166,3 | 51,3 |
прочее | 492 | 151,5 | 1,2 | в 2,4 р. | 1,1 |
Приложение 3
Год | Прямые | Портфельные | Прочие | Всего |
1995 | 67,1 | 1,1 | 31,8 | 100 |
1996 | 32,4 | 0,7 | 66,9 | 100 |
1997 | 37,1 | 3,3 | 59,6 | 100 |
1998 | 28,5 | 1,6 | 69,8 | 100 |
1999 | 44,6 | 0,3 | 55,1 | 100 |
2000 | 42,4 | 1,4 | 61,0 | 100 |
2001 | 27,9 | 3,2 | 65,1 | 100 |
2002 | 20,2 | 2,4 | 77,4 | 100 |
2003 | 22,8 | 1,4 | 75,8 | 100 |
2004 | 23,3 | 0,8 | 75,9 | 100 |
Приложение
4
Объем накопленных
иностранных инвестиций в экономике
России по основным странам-инвесторам
на конец 2004 года, млн.долларов США
Накоплено | В том числе | Поступило в 2004г. | ||||
всего | в % к итогу | прямые | портфельные | прочие | ||
Всего инвестиций | 81997 | 100 | 36147 | 1593 | 44257 | 40509 |
из них по основным странам-инвесторам | 71150 | 86,8 | 30450 | 1372 | 39328 | 35088 |
в том числе: | ||||||
Кипр | 13790 | 16,8 | 10094 | 585 | 3111 | 5473 |
Нидерланды | 11996 | 14,6 | 8805 | 43 | 3148 | 5107 |
Люксембург | 11880 | 14,5 | 263 | 1 | 11616 | 8431 |
Германия | 9324 | 11,4 | 2550 | 8 | 6766 | 1733 |
Великобритания | 8673 | 10,6 | 1602 | 142 | 6929 | 6988 |
США | 6624 | 8,1 | 4310 | 418 | 1896 | 1850 |
Франция | 3874 | 4,7 | 433 | 0,3 | 3441 | 2332 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 1902 | 2,3 | 1144 | 59 | 699 | 805 |
Швейцария | 1684 | 2,1 | 957 | 95 | 632 | 1558 |
Австрия | 1403 | 1,7 | 292 | 21 | 1090 | 811 |
Информация о работе Иностранные инвестиций в развитии экономики России