Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:48, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
◦проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
◦исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
◦проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
◦исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
◦исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
◦проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
◦обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
1.3. Инвестиционный политика принимающего государства и средства ее осуществления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . . 24
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций в РФ в период . . . 24
2.2. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . .
40
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
61
3.1. Меры по улучшению инвестиционного климата в России . . . . 61
3.2. Основные направления структурной политики . . . . . . . . . . . . . 74
3.3. Программное обеспечение инвестиционной деятельности . . . 79
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Некоторые инвесторы рассказывают истории (как правило, не из первых рук) о России, начиная с жалоб на неприятности, например о блокировании подъезда к офису из-за неуплаты взятки или внезапного обнаружения, что российская компания вовлекла ничего не подозревающего западного партнера в отмывание денег, и заканчивая откровенно шокирующими фактами, редко связанными с реальной действительностью. Независимо оттого, насколько правдива каждая из них, «страшилки» о России очень распространены в элитных кругах Запада, что весьма затрудняет назначение сотрудников на ответственные посты в России23.
2. Политическая нестабильность. Как отмечают, И.В. Рыжов и Е.Д. Сахончик, Президентом РФ В.В. Путиным на Западе сегодня многие восхищаются, количество леденящих душу новостей уменьшается (события в Чечне, уже в основном, после избрания законного президента республики, не противодействуют этому), однако распространено мнение о том, что Владимир Путин единолично «держит страну в руках».
У инвесторов нет уверенности в том, что в случае его ухода последователи продолжат рыночные реформы. Проблема, по мнению западных деловых кругов, состоит в отсутствии в России национальной стратегии, которая опиралась бы на широкую общественную поддержку.
Инвесторы постоянно отмечают недостаток надежной информации о России, и это расценивается как производное от «культуры скрытности». Впечатление секретности усиливает ощущение того, что в России есть многое, что следует скрывать в экономике, управлении, асоциальных условиях обычной жизни. Это подрывает доверие к России, тогда как фактор доверия очень важен для принятия решения о долговременной экономической вовлеченности в дела страны.
Как показал опрос, при принятии решений об инвестициях в России зарубежные компании берут информацию из самых разных источников, однако не все из них считаются надежными. Самыми достоверными источниками информации респонденты-инвесторы назвали других частных иностранных инвесторов в России (51%), международные финансовые организации (50%), инвестиционные банки и аналитиков (41%), международные деловые и торговые организации (37%), посольства и торговые консульства (34%). Самыми недостоверными источниками информации опрошенные компании считают российских государственных чиновников и российские средства массовой информации: 35% и 29% соответственно24.
3. Проблемы с государством напрямую связаны с неэтичным поведением властей, «дырами» в законодательстве, излишним администрированием. Национальная особенность российской коррупции состоит в том, что высшие эшелоны власти как представляет себе большинство западных инвесторов, честные, зато процветает неправедное чиновничество среднего уровня. Бороться с этим очень сложно из-за неэффективной судебной системы.
Инвесторы считают, что в период кризиса 1998 г. их обманывало государство. Те, кто кредитовал предприятия напрямую, свои деньги вернули.
Одно из самых больших разочарований всех кризисов в России - то, что виновные не наказываются. Например, в процессе реструктуризации ЮКОСа пострадали миноритарные, т.е. не имеющие контрольного пакета, акционеры. Они пытались судиться, но суды отвергали все иски, и правительство ничего не делало, чтобы прекратить эту правовую коллизию. Потом, правда, потери компенсировались благодаря росту стоимости акций. Аналогичная история - с ГМК «Норильский никель». Многие уже стали понимать эту игру, когда у тебя сначала отнимают часть, а потом делают так, чтобы оставшиеся средства многократно дорожали, и твои потери были бы покрыты в недалеком будущем.
4. Сырьевая зависимость экономики ограничивает инвестиции в отрасли, ориентированные на внутренний рынок, он представляется весьма неустойчивым. Поэтому стоит мировой конъюнктуре нефтяного рынка ухудшиться, рост экономики прекратится, она станет непривлекательной для инвестиций.
5. Недоверие к банковской системе и ее неэффективность. Одна из главных претензий зарубежных инвесторов состоит в том, что российские банки непонятны, непрозрачны и не внушают доверия не то что иностранцам - даже собственному населению и клиентам. Кроме того, они так и не стали институтами финансирования экономики, их ресурсы слишком малы и дороги.
Так, во время кризиса 1998 г. часто оказывалось, что получатель товара готов платить за него, он переводит деньги в банк-агент этого кредита, а банк в последующем не платил деньги поставщику. Многие такие банки входили в состав финансово-промышленных групп, которые потом успешно продолжили бизнес. Другие банки, вполне способные платить кредиторам, воспользовались случаем не делать этого. Например, Сбербанк расплатился по форвардным контрактам по цене, вдвое ниже реальной. А российский суд не признал обязательств банков по форвардным контрактам, сказав, что это сделки типа «пари» и выполнять их не обязательно.
6. Неудовлетворительная инфраструктура. Банковская система представляется неразвитой, а налоговая система - неустойчивой. Транспортные компании и коммунальная инфраструктура также имеют плохую репутацию (например, «Аэрофлот»). Информация о происходящих переменах в этих сферах вызывает сомнения.
У некоторых инвесторов, прилетавших в Россию в Шереметьево-2, пропадает всякое желание работать в нашей стране, поскольку они считают этот аэропорт одним из худших во всем мире.
Некоторых видов инфраструктуры в России просто вообще никогда не существовало, например, никогда не было развитой налоговой и банковской систем, потому что не было социальных и экономических предпосылок для их возникновения и развития. Другие элементы инфраструктуры оцениваются как находящиеся в катастрофическом состоянии, из-за недостатка инвестиций по их совершенствованию.
7. Неразвитое корпоративное управление. Широко распространено мнение, что любой российский партнер по приобретению или совместному предприятию должен быть тщательно изучен на предмет криминальных связей, достоверности любой финансовой информации о нем, характера его связей с правительством, местными властями, партнерами и конкурентами.
8. Низкий уровень бизнес-культуры в отношениях с инвесторами. Существует мнение, что российское правительство очень мало делает для того, чтобы информировать и привлекать западных инвесторов. Считается также, что история страны советского периода создала массовую антипатию к капитализму вообще, здесь нет приверженности ценностям предпринимательства и динамичных частных предпринимателей.
Инвесторы говорят, что они получали крайне мало информации об инвестиционных возможностях России в противовес гораздо большему объему подобной информации от более амбициозных в этом отношении стран. Компании, имевшие опыт контактов с Россией, говорили об ощущении, что их, скорее, склоняли к даче взятки (в том числе при контактах на очень высоком уровне), чем поддерживали в инвестировании.
Деловая культура и отношение к инвесторам вносят вклад в формирование у них определенной картины российского общества, которая характеризуется следующими моментами:
• ненормальное распределение богатства и бедности;
• растущая бедность на нижних «этажах» (невыплата мизерных зарплат, пенсий и т. д.);
• растущая проблема алкоголизма и ухудшение здоровья широких слоев населения;
• деморализация населения.
И, существует точка зрения, что в России мало частных компаний, добившихся честного успеха в инновационных секторах бизнеса. Создается впечатление, что предприимчивые люди эмигрируют из Российской Федерации и что даже умные образованные русские не способны использовать свои идеи, чтобы занять хорошее положение на конкурентных рынках.
9. Неуверенность в том, что российский бизнес заинтересован в западных инвестициях. Россия довольно часто производит у западных инвесторов впечатление страны, которая не допустит иностранцев в свои самые прибыльные в данный момент отрасли, например, связанные с добычей нефти и газа. Западный банковский бизнес чувствует, что если в чем-то он будет лучше российского, то его могут «попросить».
При этом иностранный инвестор далеко не всегда понимает, что нельзя использовать западные СМИ в качестве источника информации о России, это лишь образец заблуждений по поводу нашего государства. Они имеют некую программу относительно Российской Федерации и так или иначе ее «воплощают.
10.
Недоверие к русскому
бизнесу в целом. В России много предпринимателей,
которые, посмотрев в свое время на компанию
«ЮКОС», тоже захотели в десять раз увеличить
капитализацию. Однако, как показали последующие
события, делами не последних лиц нефтяного
гиганта почти сразу же заинтересовалась
Генеральная прокуратура Российской Федерации.
«Бизнесмены же для увеличения степени
капитализации поступают слишком просто
- приглашают пару независимых директоров,
нанимают западного аудитора, нанимают
финансового директора-иностранца, чтобы
он ездил на Roadshow и разговаривал с инвесторами.
Но это все нельзя считать настоящими
изменениями в корпоративном управлении.
Возможно, что в ближайшие год-два западные
портфельные инвесторы купят акции какой-нибудь
российской компании, которая на самом
деле выведет активы, и в итоге, когда это
все откроется, цена акций упадет. Сегодня
они слишком много думают о потенциале
и недостаточно - о рисках, о чем свидетельствует
опрос иностранных предпринимателей в
России (табл. 2.5).
Таблица 2.5
(5 -
самый высокий
уровень риска, 1 -
самый низкий)
Риск | Балл |
Произвол бюрократии и коррумпированиость | 4,3 |
Неэтичная конкуренция: использование лазеек в законах, применение связей с чиновниками, черный PR | 3,8 |
Риск потери собственности, возможность лишиться своих активов, иногда даже на формально законном основании | 3,7 |
Менеджеры, игнорирующие права инвесторов | 2.8 |
Непрозрачные финансы | 2.5 |
Риск смены законодательства, способный принести вред бизнесу | 1,8 |
Неэффективный менеджмент, недостаток знаний, устаревшие методы управления | 1,8 |
Потенциал России рассматривается не так четко, как ее проблемы. Это происходит как по причине драматизации указанных выше проблем в западных СМИ, так и из-за недостатка объективной информации о российской экономике. Есть общий интерес к России и общее ощущение, что такая огромная страна должна обладать большим потенциалом.
Некоторые компании делают переоценку возможностей России каждые несколько лет и находят ситуацию в стране интересной, но не более того - на уровне драмы. Для инвестиций же необходимы свидетельства фундаментальных перемен в стране и заслуживающие, доверия позитивные истории об ее развивающемся бизнесе.
В целом главными привлекательными факторами российского рынка для иностранных инвесторов являются25:
• очевидный масштаб страны и ее рынка (население, ресурсы, площадь);
• распространенное мнение о высокой образованности населения;
• представление о выдающихся навыках и талантах в определенных отраслях науки и инжиниринга, основанное на достижениях в производстве оружия, аэрокосмической сфере;
• природные ресурсы, которые рассматриваются как неоднозначное благо, поскольку они в собственности монополистов, с которыми трудно вести бизнес, а, кроме того, пример других стран (Саудовская Аравия, Венесуэла, Ирак) показывает, что изобилие ресурсов может препятствовать развитию предпринимательства;
• «нераскрытые секреты» - убеждение, что существуют открытия, разработки, новые технологии и какие-то новые направления бизнеса, которые таинственным образом еще не сообщили окружающему миру о своем существовании. Существуют, мол, и предприниматели-самородки, которых произвела на свет выдающаяся российская культура и которым западные инвесторы могли бы оказать поддержку.
Эти
выводы подтверждают и результаты опроса
инвесторов, проведенного в марте 2005 г.
(рис. 2.8)26. Два основных преимущества
инвестирования в Россию - это объем российского
рынка (88%) и ускорение темпов роста российской
экономики (77%). Участники опроса считают
также высокое качество и низкую стоимость
рабочей силы (55%), макроэкономическую
стабильность (46%) и общую политическую
стабильность (40%) важными преимуществами
при инвестировании в Россию.
Информация о работе Иностранные инвестиций в развитии экономики России