Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:48, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
◦проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
◦исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
◦проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
◦исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
◦исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
◦проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
◦обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Понятие и виды иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10
1.3. Инвестиционный политика принимающего государства и средства ее осуществления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . . 24
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций в РФ в период . . . 24
2.2. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования . . . . . . . . . . . . . . . . . .
40
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
61
3.1. Меры по улучшению инвестиционного климата в России . . . . 61
3.2. Основные направления структурной политики . . . . . . . . . . . . . 74
3.3. Программное обеспечение инвестиционной деятельности . . . 79
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
2.
Объем привлечения
3.
Импорт зарубежного капитала
увеличивается в страны с
4.
Транснациональные корпорации
5.
Динамика иностранных
6.
Наибольшая эффективность
7.
Принцип экономической
8.
Эффективная государственная
9.
Принцип зависимости
Государственная политика регулирования иностранных инвестиций проводится в отношении зарубежной собственности, в налоговой и таможенно-тарифной сферах, в валютной и ценовой областях и т.д. На практике она реализуется с помощью разного рода мер12. Одной из общепринятых классификаций мер государственной политики является классификация, разработанная ОЭСР, включающая в себя пять групп мер. Наиболее динамичными считаются меры торговой политики благодаря либерализации в рамках многосторонних торговых переговоров в ГАТТ/ ВТО. Именно эти меры наиболее значительно влияют на объем и направления капиталопотоков.
I группа - МЕРЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
• Таможенно-тарифные и количественные ограничения.
• Отраслевые ограничения импорта, в т.ч. «добровольные» ограничения экспорта.
•
Технические барьеры —
Перечисленные выше меры стимулируют инвестиции, ориентированные на замещение рыночных потребностей (импортозамещающие отрасли), но ограничивают все остальные инвестиции.
• Заключение региональных экономических соглашений о формировании зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков.
Содействует росту взаимных инвестиций стран — участниц группировки, стимулирует ТН К к развитию регионального интегрированного производства.
• Введение правил о происхождении товаров.
Ведет к росту инвестиций в производство промежуточной продукции.
• Создание экспортно-производственных зон.
Стимулирует рост инвестиционных вложений в экспортно ориентированные отрасли и трудоемкие отрасли,
• Финансирование экспорта.
Стимулирует прямые инвестиции, ориентированные на использование местных трудовых ресурсов, поможет негативно сказаться на экспортно ориентированных инвестициях в тех случаях, когда субсидии являются заменой девальвации национальной валюты или существует опасность применения ответных мер.
• Введение экспортного контроля.
Содействует росту ПЗИ в экспортозамещающие отрасли.
• Заключение соглашений о совместном производстве и компенсационной торговле.
Влияет на динамику и направления распределения инвестиций в зависимости от характера и содержания соглашений.
II группа - МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ П3И
• Налоговые льготы.
• Льготы в таможенно-тарифной области.
• Субсидирование инвестиций.
Стимулируют прямое инвестирование в отрасли, желательные для национальных интересов.
• Полная отмена ограничений на выход на местный рынок производителей услуг.
Стимулирует инвестиции в сферу услуг.
• Финансовая помощь иностранным инвесторам, в частности, для развития инфраструктуры, подготовки кадров.
Стимулирует все инвестиции и может быть использована для расширения их объема.
III группа - ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
• Установление процентных ограничений зарубежной собственности в уставном капитале местных компаний.
• Действие лицензионно-разрешительного порядка допуска ПЗИ.
• Ограничения на перевод капитала и прибыли за рубеж.
Ограничивают финансовые переводы за границу.
• Ограничения объема производства.
Ограничивают производство.
• Производственные требования.
Заменяют импорт.
• Требования в отношении передачи технологии.
Требуют передачи технологии.
• Требования в отношении обязательной продажи определенной доли произведенной продукции на местном рынке.
Заменяют импорт.
• Требования сбалансированности торговли. Заменяют экспорт других товаров.
• Установление нормы содержания местных компонентов в стоимости готовой продукции, произведенной на предприятии с зарубежным капиталом.
Заменяет импорт.
• Требования в отношении расширения экспорта товаров.
Заменяют экспорт других товаров.
• Требования замещения импорта товаров.
Заменяют импорт.
• Запрет на функционирование на местном рынке, в т.ч. ограничения на создание совместных предприятий.
Ограничивает все прямые инвестиции, но особенно негативно влияет на высокотехнологические инвестиционные проекты, связанные с приобретением патентов и лицензии.
• Валютные ограничения.
Ограничивают финансовые переводы за границу.
IV группа - МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ КОМПАНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНУЮ ДЕЛОВУЮ ПРАКТИКУ
• Меры в отношении раздела рынков.
Ограничивают экспорт.
• Меры в отношении организации тендеров.
• Меры в отношении отказа от дилерских связей.
Ограничивают экспорт/импорт.
• Меры в отношении отказа от исключительных дилерских связей.
Запрещают экспорт.
• Меры в отношении установления трансфертных цен.
Ведут к низким ценам на экспорт.
• Меры в отношении дифференциации цен.
Ведут к установлению завышенных цен.
• Меры в отношении фиксации цен.
Ведут к установлению завышенных цен.
• Меры по «связанной торговле».
Заменяют другой импорт/экспорт.
• Меры по поддержанию розничных цен.
Ведут к установлению завышенных импортных цен.
V группа - ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ СТРАНАМИ БАЗИРОВАНИЯ ТНК (ИЛИ СТРАНАМИ - ЭКСПОРТЕРАМИ КАПИТАЛА)
• Меры по ограничению экспорта зарубежных филиалов на территорию страны базирования головной компании ТНК.
Ограничивают торговлю.
• Налоговые льготы в отношении перевода доходов и прибыли от ПЗИ в страну базирования.
Субсидируют инвестиции.
• Льготное кредитование малых и средних компаний, вкладывающих ПЗИ в экономику главным образом развивающихся стран и государств с переходной экономикой.
Субсидирует инвестиции.
•
Система инвестиционного
• Создание специальных органов по поддержке иностранного инвестирования.
• Разработка программ поддержки инвестиций.
• Предоставление информационных услуг по организации выставок, ознакомительных поездок, специальных маркетинговых исследований, рекламы на государственных телеканалах, использование государственных визитов и поездок.
В целом национальная политика принимающего государства влияет на отраслевые направления инвестиционных вложений, и в меньшей степени на величину привлекаемого капитала.
Наличие эффективных правовых условий допуска и функционирования иностранных инвестиций — предварительный критерий оценки инвестиционного климата принимающей страны.
Более существенную роль играет наличие следующих макроэкономических факторов13:
-
емкость рынка принимающей
Информация о работе Иностранные инвестиций в развитии экономики России