Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, указание на её относительную несовершенность и необходимость развития налогообложения и его реформирования.
Исходя из цели, раскрываются следующие задачи данной курсовой работы:
-Раскрытие сущности налоговых отношений;
-Определение характеристики налогообложения в РФ
Введение…………………………………………………....................................2
1.Теоретические основы налоговых отношений………...................................4
1.1.Возникновение налогов, их развитие……………………………………...4
1.2.Основные налоговые теории……………………………….........................8
1.3.Сущность и функции налогов……………………………………………..16
2. Характеристика налогообложения в РФ…………………………………..22
2.1. Основные принципы и механизмы построения налоговой системы РФ …………………………………………………………………………………...22
2.2. Современное состояние налоговой системы РФ…………………….…..28
3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в РФ…………………………………………………………...32
3.1. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения………32
3.2. Пути решения проблем налоговой системы РФ…………………………44
Заключение……………………………………………………………..……….47
Список литературы…………………………………………………………….49
Особо актуальным стало совершенствование налогового процесса посредством создания рациональной сбалансированной налоговой системы, соответствующей складывающейся структуре экономики и способствующей повышению эффективности производства, финансовому оздоровлению экономики страны, устранению диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, ускорению научно-технического прогресса, созданию взаимовыгодных условий деятельности в различных секторах экономики, сдерживанию роста цен и инфляции. Структура налоговой системы должна быть нацелена на отслеживание и учет всех "невидимых" в настоящее время финансовых потоков. Изменения в налоговой системе, взаимоувязанные с бюджетной реформой, должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто в результате двух взаимосвязанных действий: продолжения реформирования налоговой системы и борьбы с уклонением от уплаты налогов в рамках действующей системы.
При этом особое внимание должно быть обращено на упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков и сокращение налоговых льгот, перенос налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного воздействия на легализацию прибыли, личных доходов, а также на проведение комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности.
Одновременно с укреплением налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора экономики страны должно проходить укрепление налоговой базы субъектов Федерации, органов местного самоуправления в рамках предоставления субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций, и постепенного сокращения объемов федеральных трансфертов, а также ликвидации практики использования зачетных схем при исполнении бюджетов. Для реализации в налоговой системе принципов федерализма следует поэтапно осуществлять переход от практики "расщепления" отдельных видов налогов между бюджетами разных уровней (что крайне негативно влияет на межбюджетные отношения, подрывает налоговую дисциплину и серьезно осложняет работу налоговых органов) к порядку закрепления за бюджетами каждого уровня (начиная с федерального) собственных источников налоговых доходов с правом самостоятельно определять ставки налогов (в пределах, установленных законодательством). Это позволит заменить систему отчислений из регулирующих налогов на налоговую систему, четко разграниченную по уровням власти.
Необходимо искать возможности и для повышения доходов бюджетной системы. При этом надо понимать, что рост доходов должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.
Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.
В связи с этим необходимы действия по следующим ключевым направлениям. Следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным. Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки следует снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций - до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14 процентов в пределах страхуемого годового заработка. Необходимо создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности.
В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования. Необходимо проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.
Нельзя допускать, чтобы их реализация была связана со сложными процедурами, которые в большей степени носят перестраховочный характер и значительно осложняют экономическую жизнь организаций и повседневную жизнь граждан.
Надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков.
Стимулирование экономики. Снижение налоговых поступлений (например, вследствие сокращения объемов производства из-за чрезмерного повышения налоговой нагрузки на налогоплательщиков) имеет серьезные негативные последствия для функционирования государства, заключающиеся в том числе в сокращении затрат на оборону страны, решение социальных, природоохранных и ряда других задач.
Заключение
Налоговая политика является одной из основных составляющих государственного воздействия на экономику. Современное налогообложение как основной метод мобилизаций финансовых ресурсов возникло в результате длительной эволюции государственного устройства. Развитие изменение форм государственного устройства, как правило, сопровождалось преобразованием налоговой системы. Общепризнанные основы цивилизованного налогообложения сложились сравнительно недавно. Так, подоходный налог и налог на прибыль корпораций получили достаточно позднее развитие из-за сложности взимания налогов Для большой стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. В настоящее время таких нормативных актов существует (по разным подсчетам) от 600 до 800. Причина этого — огромное число налогов и ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов и трактующих их по- разному.
Не менее важным является установление паритетных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. В настоящее время права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налоговых инспекциях и в том, что налоговая инспекция не несет ответственности за разъяснения, оказавшиеся неточными.
Очевидно, во многих случаях необходимо вводить новые правила и новые инструменты потому, что старые уже не могут работать, не способны обеспечить интересы государства и не устраивают налогоплательщиков. Зачастую российское налоговое законодательство запаздывает и своевременно не видит проблем, существующих в реальной жизни и уже актуальных для налоговых органов и налогоплательщиков. Для решения существующих и будущих проблем неизбежно понадобятся новые подходы и абсолютно новые инструменты, которые нужно осторожно вводить в действие, тщательно анализируя и прописывая их в законе. Столь же очевидно, что требуется определенное время, прежде чем нюансы таких новаций станут понятными для участников налоговых правоотношений и эффективно заработают. При этом встраивать новые налоговые механизмы следует предельно аккуратно. Вряд ли возможны прямые заимствования из зарубежного законодательства, зачастую использующего довольно тонкие механизмы, адаптированные к иным условиям, совершенствовавшиеся в течение долгого времени, базирующиеся на иных правовых традициях и подкрепленные разработанными методиками и судебной практикой. Тонкие правила – дело будущего, но движение в этом направлении надо начинать. Сегодня экономике нужны более простые - и что немаловажно - более дешевые налоговые инструменты. На нынешнем этапе развития налоговой системы простота и дешевизна могут оказаться важнее высокой точности и справедливости.
Однако некоторые направления совершенствования налогового законодательства — включая исправление сделанных ошибок — отчетливо видны уже сейчас. Они связаны с расширением возможностей и состава инструментов контроля за ценами отдельных сделок на основе сравнения их с рыночными. Другое направление — пересмотр установленных правил определения и критериев взаимной зависимости участников этих сделок. Конечно, нерешенных вопросов остается много. Определенный оптимизм внушает то, что эти вопросы уже ставятся и обсуждаются. Прогресс российской налоговой системы и налоговой политики не вызывает сомнения и лучшей тому иллюстрацией является качественно новый уровень, на котором сегодня идет обсуждение путей их развития и совершенствования.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс Российской
Федерации части первая и
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации по состоянию на 20 февраля 2012 года.
3.Аронов А. В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый
вестник. - № 5 – с. 33 - 35
4. Астапов К. Л. О реформе налоговой политики // Финансы. – 2008г. - № 10
– с. 29 – 31
5.Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 464с.
6.Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/О.И. Мамрукова. – 8-е изд., переработ. – М.: Издательство «Омега – Л», 2010. – 302с. – ил., табл. – (Высшее финансовое образование).
7. Горский И. В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы. –2009г. - № 1 – с. 22 – 26
8.Финансы: Учебник / Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2009г.
9.Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие / Под ред.
Е. Н. Евтигнеева. – М.: ИНФРА – М, 2008г.
10. Караваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2008г. - № 10 – с. 26 – 28
11.Караваева И. В. Совершенствование налоговой политики России с учетом
канадского опыта // Все для бухгалтера. – 2010г. - № 4 – с. 31 – 41
12.Караваева И. В. Закономерности развития налоговых систем во второй
половине ХХ в. // Банковские услуги. – 2008г. - № 7 – 8 – с. 63 – 70
13. Караваева И. В, Налоговая политика в ХХ столетии // ЭКО. – 2007г. - № 8 – с. 117 – 133
14. Кашин В. А. Налоговая доктрина и налоговое право // Финансы. – 2009г. - № 7 – с. 27 – 29
15.Кашин В., Мерзляков И. Международная налоговая конкурентоспособность России // Аудитор. 2008г. - № 3 – с. 12 – 14
16. Налоговое право России: Учебник / Под ред. И. И. Кучерова. – М. Юр Инфо Р, 2010г., с. 279 – 284
17. Манько А. Налоговая политика в Российской Империи // Финансовый бизнес. – 2011г. - № 4 – с. 58 – 60
18. Материал предоставлен информационно – аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации РФ Проблемы налоговой реформы в современной России // Финансовый бизнес. – 200г. - № 3 с. 2 – 6
19. Назаров А. И. Учетная и налоговая политика и резервы увеличения доходов бюджета // Финансы. - 2008г. - № 10 – с. 37 – 38
20. Осипов С. Анализ некоторых параметров налоговой системы: реалии и
преувеличения // Налоги. – 2009г. - № 1 – с. 55 – 61
21. Пансков В. Г. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы. – 2008г. - № 1 – с. 33 – 37
22. Пансков В. Г. Идет ли в России налоговая реформа? // Российский
экономический журнал. – 2008г. - № 11 – 12 – с. 22 – 26
23. Пономаренко Е. О бюджетно – налоговой политике на 2009г. // Экономист. - № 11 – с. 59 – 66
24. Пушкарев В. М. Либеральный поворот налоговой политики В России //
Финансы. – 2009г. - № 1 – с. 24 – 27
25. Финансы: Учебник / Под ред. проф. Романовского. – М..: Перспектива,
Юрайт, 2010г., с. 279 – 284
26. Самохвалов А., Куникеев Б. Об основных тенденциях и результатах
налоговой политики // Финансист. – 2007г. - № 3 – с. 42 – 48
27. Шаталов С. Д. Опорные конструкции налоговых преобразований // Финансы. – 2008г. - № 2 – с. 3 – 7
28. Налоги и налогообложение: Учебник Под ред. Т. Ф. Юткиной. – М.: Инфра – М, 2008г., с. 128 - 133
1 Финансы: Учебник / Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2009 г.
2 Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/О.И. Мамрукова. – 8-е изд., переработ. – М.: Издательство «Омега – Л», 2010. – 302с. – ил., табл. – (Высшее финансовое образование).