Характеристика налогообложения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, указание на её относительную несовершенность и необходимость развития налогообложения и его реформирования.
Исходя из цели, раскрываются следующие задачи данной курсовой работы:
-Раскрытие сущности налоговых отношений;
-Определение характеристики налогообложения в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………....................................2
1.Теоретические основы налоговых отношений………...................................4
1.1.Возникновение налогов, их развитие……………………………………...4
1.2.Основные налоговые теории……………………………….........................8
1.3.Сущность и функции налогов……………………………………………..16
2. Характеристика налогообложения в РФ…………………………………..22
2.1. Основные принципы и механизмы построения налоговой системы РФ …………………………………………………………………………………...22
2.2. Современное состояние налоговой системы РФ…………………….…..28
3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в РФ…………………………………………………………...32
3.1. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения………32
3.2. Пути решения проблем налоговой системы РФ…………………………44
Заключение……………………………………………………………..……….47
Список литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

Nalogi_PNYu.docx

— 89.90 Кб (Скачать)

Классическая  теория налогов  (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723—1790 гг.), Давида Рикардо (1772—1823 гг.) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А.Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектам. А.Смит выступал против централизованного управления экономикой, которое провозглашали социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит подробно анализирует эти правила, к примеру, стремление свободной конкуренции приравнять цену к издержкам производства, что оптимизирует распределение ресурсов внутри отраслей.      

В то же время представляется, что  классическая теория сегодня абсолютно несостоятельна,поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, что бы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижают инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные  налоги повышают цены на товар и  воздействуют на потребление, а это  уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.

   Противоположностью  классицизма выступила кейнсианская теория, которая была основана на разработках английских экономистов Джона Кейнса (1883—1946 гг.) и его последователей. Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономикой и выступают одной из слагаемых её успешного развития. По мнению Дж. Кейнса, изложенному им в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Для того чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов.      

Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом и основана на количественной теории денег. По мнению её автора, регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кенсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором — излишние сбереженияя.      

Теория  экономики предложения сформулированная в начале 80-х годах американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером10 в большей степени чем кейнсианская теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит и к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.      

Частные налоговые теории. Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности ещё сохранялись демократические устои, налоговые системы строились, в основном, на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на состояние народа, поскольку они увеличивают стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, и, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции косвенные налоги является вредными, поскольку они ухудшают положение народа.      

Вторая  позиция, появившаяся в конце  средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного обложения. Посредством косвенных  налогов предлагалось установить равномерное  налогообложение. Дворянство через  различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому  сторонники идеи косвенного налогообложения  стремились заставить платить привилегированные  классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные  налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.      

Теорию  единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т.д.     

Единый  налог — это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого  объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др.      

Одним из наиболее ранних видов единого  налога является налог на земельную  ренту. Так, физиократы — сторонники сельскохозяйственной системы развития общества — считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено  в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог  на земельную ренту, как на единственный источник доходов. Следовательно, платить  этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея «всеобщности земли». Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства  происходят от земли. А поскольку  в действительности земля принадлежит  конкретным людям, то они как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839—1897 гг.), выдвигая идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира".      

Рассматривая  теорию единого налога, необходимо отметить, что каким бы ни был  объект налогообложения, данная теория не может являться прогрессивной. Признавая положительные моменты единого  налога, связанные, в частности, с  простотой его исчисления и сбора, тем не менее, необходимо признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с иными  системами налогообложения она  может сыграть положительную  роль.     

Одна  из основных проблем налогообложения  нашла свое отражение в теории переложения налогов, исследование которой началось ещё в XVII в. Причем вопрос о переложении налогов до сих пор является одним из наименее разработанных вопросов в налогообложении и это с учетом того, что её практическое значение очень огромно. Суть теории переложения основана на том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.      

По  словам американских экономистов Энтони Б.Анкинсона и Джозефа Э. Стиглица: «Один из наиболее ценных выводов, сделанных  в результате экономического анализа  государственных финансов, состоит  в том, что человек, на которого формально  распространяется действие положения  о налогообложении, и человек, платящий этот налог, — совсем не обязательно  одно и то же лицо. Определение реальной сферы действия налога или государственной  программы — одна из наиболее важных задач теории госсектора".     

Основоположником  теории переложения считается английский философ Джон Локк (1632—1704 гг.), который  делая, вывод о том, что все  налоги в конечном счете падают на собственника земли, предлагал конкретные пути и методы по разрешению этой проблемы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Сущность и функции  налогов      

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.     

Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.     

Таким образом, налогообложение — это  система распределения доходов  между юридическими или физическими  лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.2 Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.      

Функции налогообложения - это проявление его  сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется  их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства. На  практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в  каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.     

Рассматривая  современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:     

•   фискальная;     

•   распределительная (социальная);      

•   регулирующая;     

•   контрольная;     

Рассмотрим  эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное  ниже разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.     

Фискальная  функция      

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр  Римской империи, куда стекались  все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).     

Фискальная  функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.       

Распределительная функция     

Распределительная (или как её ещё называют —  перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.      

Посредством налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.     

Информация о работе Характеристика налогообложения в РФ