Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ, указание на её относительную несовершенность и необходимость развития налогообложения и его реформирования.
Исходя из цели, раскрываются следующие задачи данной курсовой работы:
-Раскрытие сущности налоговых отношений;
-Определение характеристики налогообложения в РФ
Введение…………………………………………………....................................2
1.Теоретические основы налоговых отношений………...................................4
1.1.Возникновение налогов, их развитие……………………………………...4
1.2.Основные налоговые теории……………………………….........................8
1.3.Сущность и функции налогов……………………………………………..16
2. Характеристика налогообложения в РФ…………………………………..22
2.1. Основные принципы и механизмы построения налоговой системы РФ …………………………………………………………………………………...22
2.2. Современное состояние налоговой системы РФ…………………….…..28
3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в РФ…………………………………………………………...32
3.1. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения………32
3.2. Пути решения проблем налоговой системы РФ…………………………44
Заключение……………………………………………………………..……….47
Список литературы…………………………………………………………….49
Налоги на прибыль корпораций имеют тенденцию к относительному сокращению. За последние 20 лет удельный вес этого налога в доходах бюджета центрального правительства США снизился с 21,8% до 9,9%, в Великобритании —с 11,9 до 6,2%.
Одним из важнейших моментов выступает налогообложение выплат по дивидендам. Обычно уплата этого налога зависит от того, является ли акционер юридическим лицом, резидентом (постоянно живущим в стране) или иностранцем. Различия в подходах к налогообложению дивидендов весьма значимы, так как они во многом могут способствовать переливу капитала из страны в страну.
С налогом на прибыль тесно связан подоходный налог с физических лиц. Традиционно считалось, что подоходный налог оказывает относительно небольшое, по сравнению с налогом на прибыль, влияние на размещение производства, выработку тех или иных инвестиционных стратегий. Однако в настоящее время, когда формируется единый рынок рабочей силы и сняты почти все ограничения на перелив капитала, важность различий в системах, а особенно в максимальных ставках подоходного налога возрастает. Особенно существенное влияние этот налог может оказывать на размещение штаб-квартир корпораций, а также научно-исследовательских центров, производств, использующих высококвалифицированную и высокооплачиваемую рабочую силу. Сравнение ставок подоходного налога с физических лиц — еще более сложная задача, чем анализ налогов на прибыль. Основная проблема состоит в том, что во всех странах Европейского сообщества применяется система прогрессивных ставок подоходного налога с совершенно несхожими характеристиками прогрессии, с различными базовыми и максимальными ставками налога.
Налог на прибыль — в развитых странах мира налог на часть прибыли юридических (корпораций) и физических лиц, превышающей средний размер за определенный предшествующий период. Применяется, как правило, в качестве чрезвычайной меры при острых финансовых затруднениях государства и одновременном огромном росте прибыли монополий, главным образом в периоды войн или острого кризисного состояния. Впервые введен в Великобритании (1915 г.) и царской России (1916 г.). Использовался рядом государств (Великобритания, США, Германия, Япония) в годы второй мировой войны, США в период корейской войны, Великобританией для финансирования долгосрочной финансовой программы. Исчисляется двумя методами: процентным и нормативным. При первом ставка налога устанавливается в определенном проценте к капиталу. Так, в Великобритании в годы второй мировой войны она составляла 6 % на заемный капитал и в 1951—1954 гг.—10 % на акционерный капитал. При нормативном методе ставка устанавливалась в процентах к части прибыли, превышающей среднюю (нормальную) прибыль за ряд предшествовавших лет (как правило 3—4 года). Во всех государствах применялись высокие ставки налога: в США в 1943—1945 гг. они достигали 80 % сверхприбыли, в Великобритании в 1939— 1945 гг.—100%.
Налог на ценные бумаги применяется как: 1) налог на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемый с акционерных компаний. Ставки устанавливаются, как правило, в зависимости от вида ценных бумаг; 2) налог на биржевые сделки. Взимается при переходе права собственности на ценные бумаги. Так, в ФРГ существует налог с оборота по биржевым сделкам, взимаемый при приобретении ценных бумаг по ставкам, установленным в процентах к рыночной цене на день заключения сделки либо к номинальной цене. От обложения освобождаются облигации государственных и местных займов.
Налог с оборота — один из основных видов косвенных налогов; универсальный акциз, взимаемый с оборота товаров, произведенных внутри страны (в некоторых государствах — с товаров иностранного производства), а также с различных услуг. В отличие от индивидуального акциза, который устанавливается на отдельные товары и услуги, налог с оборота взимается со стоимости валового оборота предприятия. Налогом с оборота облагаются преимущественно товары массового потребления и услуги предприятий сферы обслуживания. Разновидностью налога с оборота является налог на покупки в оптовом звене. Объектом обложения выступают обороты в процессе производства товара и реализации его оптовыми фирмами. Если промышленные компании, минуя опт, непосредственно продают товары в розничную сеть, то их обороты также подлежат обложению налогом на покупки.
Широкое использование налога с оборота в развитых странах мира объясняется не только его большим фискальным значением в условиях инфляции, но и возможностью использовать для воздействия на процесс производства. Освобождая фирмы-экспортеры от обложения налогом с оборота, правительство стимулирует вывоз товаров за границу. Разрешение на покупку этого налога в сущности представляет собой государственное субсидирование экспорта, позволяющее монополиям осуществлять демпинг товаров и услуг. Поступления налога с оборота в бюджет развитых стран мира быстро увеличиваются. Так, во Франции только за последние 10 лет они утроились и обеспечили половину всех доходов бюджета. Это увеличение обусловлено значительным ростом ставок налога.
Акцизы — вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления и услуги частных предприятий, включаемые в цену или тариф. Плательщиками акцизов являются потребители при оплате товаров или услуг. Акцизы вызывают сокращение реальных доходов покупателей и акцизное обложение носит регрессивный характер. В развитых странах мира акцизы остаются важным доходом государства, обеспечивая, например, во Франции и ФРГ около 50 %, Великобритании — 38, Японии — 16 % всех доходов бюджета. В целях увеличения доходной базы бюджета и регулирования процесса воспроизводства расширяются объекты обложения и повышаются ставки акцизов. К обложению акцизами привлекаются различные коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги, имеющие широкое распространение. В ряде стран, кроме товаров внутреннего производства, акцизами облагаются импортные товары сверх таможенных пошлин, если аналогичные товары в стране подвергаются подакцизному обложению. Устанавливаются следующие ставки акцизов: единые — для товаров, сорта которых мало отличаются друг от друга по качеству и ценам (соль, спички, сахар); дифференцированные — для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, крепости (вина, масла, ткани); средние — для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия).
По способу взимания акцизы подразделяются на индивидуальные и универсальные. Например, в ФРГ насчитывается около 20 индивидуальных акцизов, в Японии — более чем 600. В последние годы наибольшее распространение приобретают универсальные акцизы, взимаемые с валового оборота предприятий (налог с оборота).
Налоговые системы стран — членов ЕЭС еще более усложняются наличием значительного количества разнообразных льгот. Во многих странах (особенно в Ирландии, Италии, Франции, а также Великобритании) в некоторых районах налоги взимаются по пониженной ставке, или же компании вовсе освобождаются (на определенный срок) от уплаты налога. Из-под налогообложения также выводится прибыль, направляемая на реинвестирование. Практически во всех странах — членах ЕЭС действуют льготы, согласно которым от налогов может быть освобождена определенная часть расходов, направленных на образование и подготовку кадров.
Местные налоги в экономике развитых стран мира играют важную роль в социально-экономическом развитии соответствующих территориальных единиц (города, района, графства, штата, земли и т. д.). Из местных бюджетов финансируются затраты на развитие транспорта, водо- и газоснабжения, на строительство школ, больниц и других объектов социальной инфраструктуры. Покрываются расходы на реконструкцию городов, благоустройство дорог и парков, коммунальное и текущее строительство. Кроме того, за счет местных бюджетов содержатся местные административные органы, полиция и суд.
Доходная часть бюджетов местных органов власти складывается главным образом из налоговых поступлений (30 % в Японии, 54 % во Франции, 65 % в США), а также субсидий и дотаций из центральных бюджетов. Для большинства зарубежных государств характерна множественность местных налогов, прямых и косвенных (до 100 разновидностей в целом по странам). Только в Великобритании источником налоговых поступлений в доходы местных бюджетов служит единственный налог — подушный. Подушный налог представляет собой единый универсальный налог, который выплачивает все население, достигшее 18 лет. Фактически это подоходный налог на уровне муниципалитетов. Он дает треть поступлений в казну.
При всем разнообразии систем местного налогообложения существует ряд налогов, представляющих значительный интерес для проведения обоснованной налоговой политики нашего государства. К ним относятся налоги на доходы (подоходный налог с физических лиц и корпораций в США, ФРГ и Франции, подушный налог в Великобритании, налог с наследства), налоги на недвижимость (поимущественный налог в США, поземельный налог в ФРГ, Франции; земельный налог со строений и налог' на жилище во Франции), налоги на деятельность (налог на профессию во Франции, промысловый налог в ФРГ), налог с товарооборота (налог с про даж в США; налог на добавленную стоимость в ФРГ и Франции; акцизы на бензин, табак, спиртные напитки), различного рода сборы и платежи (за автомобиль, парковку, открытие ресторанов, увеселительные зрелища, на охоту, защиту окружающей среды, собак, выдачу различного рода лицензий и документов).
Финансовую основу автономии местных органов составляет поимущественный налог, сбор которого и распоряжение полученными средствами происходят исключительно на местном уровне. Объектом обложения этим налогом служат: земля, строения (промышленные и жилищные) и другие виды недвижимости. Базой обложения почти во всех странах является оценочная стоимость имущества.
Наиболее фискальное значение на уровне местных органов власти имеет налог с продаж. Так, в США на этот вид налогообложения приходится примерно 32 % всех налоговых поступлений местных властей. Сбор налога производится на уровне штатов по ставке от 3 до 7 %. По законодательству США объектом обложения общим налогом с продаж является не только валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, но и оборот по оказанию услуг населению, что значительно расширяет налоговую базу штатов и муниципалитетов в условиях роста сферы услуг.
В ряде стран местные налоги начисляются как надбавка к налогам центрального правительства. Они устанавливаются в определенном проценте к государственным налогам, собираемым на территории местных органов власти. Так, в Италии в местные бюджеты попадает часть сборов по поземельному и сельскохозяйственному налогам. В США, ФРГ и Франции на местные органы власти возложен сбор подоходного налога (с физических лиц и компаний) и налога на добавленную стоимость (в ФРГ и Франции), при этом при передаче собранной суммы в госбюджет определенный процент финансовых средств оседает на местах и используется для решения местных проблем.
В последние годы роль местных органов в функционировании власти в развитых странах мира значительно возросла, и это нашло отражение в законодательстве.
В настоящее время активно обсуждается проблема участия государства в системе налогообложения. Такой подход является весьма актуальным, так как в условиях почти полностью свободного движения капитала в ЕЭС, начиная с 1992 г., возможен перелив капитала в страны с относительно льготным обложением прибыли. Сторонники невмешательства государства в экономику при этом утверждают, что создание свободного рынка не только не требует установления пределов налоговых ставок, но и делает такие пределы излишними, так как межгосударственная конкуренция сделает ненужной фиксацию верхнего уровня налога. Нижний уровень также станет ненужным, так как чрезмерное снижение налогов приведет к значительному увеличению бюджетного дефицита со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Одновременно лишь незначительная часть деловых кругов считает, что свободный рынок сам по себе способен решить проблему налогообложения прибыли и перелива капитала. Особенность в том, что национальные системы налогообложения прибыли отличаются друг от друга не только размером ставок, но и системами бухгалтерского учета, определением размера прибыли, подлежащей налогообложению и, наконец, эффективностью применения соответствующих законов, а также строгостью санкций за уклонение от уплаты налогов. Так, в Германии ставка корпоративного налога самая высокая в ЕЭС. Однако немецкие компании имеют право списать на себестоимость значительно большие амортизационные отчисления, чем компании других стран. Это и возможность получения инвестиционного налогового кредита привели к тому, что немецкие корпорации предпочитают, как правило, вкладывать деньги в обновление основного капитала, увеличивая рыночную стоимость акций, а не выплачивать высокие дивиденды.
Таким образом, законодательные различия, с одной стороны, относительно независимы от межгосударственной конкуренции и затрудняют свободное действие рыночного механизма. С другой стороны, они весьма существенно влияют на направление перелива капитала внутри ЕЭС. Страны, привлекательные с точки зрения низких ставок налога на прибыль, могут быть непривлекательными с точки зрения каких-то законодательных ограничений (например, определения прибыли для целей налогообложения и т.п.) и наоборот.
В процессе совершенствования системы налогообложения налоги в странах ЕЭС были значительно снижены. В настоящее время во многих из этих стран налоги на прибыль корпораций ниже, чем в США. В то же время проводить сравнения только на основании средних или базовых ставок налога может быть не совсем правильным из-за различного подхода разных стран к определению налога. С одной стороны, целый ряд европейских стран значительно снижает налоги для небольших фирм и при инвестировании в некоторых корпорациях. С другой стороны, некоторые государства устанавливают дополнительные налоги. Так, налог на прибыль в налоговых гаванях и свободных зонах Великобритании взимается по ставке 20 %; налог на прибыль промышленных компаний, расположенных в зоне Дублина в Ирландии, составляет всего 10 %, в то время как мактные власти в Италии увеличивают налог с прибыли корпораций с 36 до 46 %. Все это требует изменения рекомендаций сообщества, согласно которым в рамках разрешенного налогового интервала (30—40 %) должны быть учтены также и местные налоги.
Из отмеченного можно сделать вывод о том, что уже сегодня на уровне государств СНГ необходимо ставить и решать проблему гармонизации и унификации налоговых систем, бюджетного процесса, государственных расходов, системы контроля с целью координации внутренней и внешней политики государств, входящих в состав СНГ. Такое согласование необходимо особенно в области налогов. Этот путь проходят страны ЕЭС.
Следует отметить тот негативный факт, что идет обособленное налоговое законодательство в каждом из государств СНГ без согласования друг с другом. Несогласованная финансовая политика уже сказывается при взаимных расчетах, когда на одну и ту же продукцию существуют различные цены, а в них заложены различные ставки и размеры налогов. Эти различия приведут к тому, что одни государства будут переплачивать, другие недоплачивать за одну и ту же продукцию в сравнении с другими, т. е. нарушается паритет цен во взаимоотношениях между государствами СНГ.
3.2. Пути решения проблем налоговой системы РФ