Фискальная политика государства и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики.

Содержание

Введение. 3

Гл.1 – Фискальная политика: понятие, цели, типы, механизм. 5
1.1.Понятие и цели фискальной политики. 5
1.2. Типы и модели фискальной политики. 5

Гл.2 Механизм осуществления фискальной политики. 14
2.1 Формы и методы проведения фискальной политики. 14 Гл 3. Особенности фискальной политики в современной России. 27

3.1 Роль фискальной политики в развитии рыночной экономики. 27

3.2 Особенности проведения фискальной политики в современной России. 29 Заключение. 35 Список использованной литературы. 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ЭкТер.doc

— 290.00 Кб (Скачать)
 
 

В зависимости  от органа, который устанавливает  и имеет право изменять и конкретизировать налоги, они подразделяются на:

- федеральные  (общегосударственные), которые определяются  законодательством страны и являются  едиными на всей ее территории;

- региональные, которые устанавливаются в соответствии  с законодательством страны, законодательными  органами ее субъектов;

- местные,  которые вводятся в соответствии  с законодательством страны местными  органами власти.

По целевой  направленности введения налоги классифицируются:

- абстрактные  (общие) налоги, предназначенные  для формирования доходов государственного бюджета в целом;

- целевые  (специальные) налоги, которые вводятся  для финансирования конкретного  направления государственных расходов.

В зависимости  от субъекта-налогоплательщика это  налоги:

- взимаемые  с физических лиц (например, налог  на наследование или дарение);

- взимаемые  с юридических лиц (например, налог  на прибыль организаций);

- смежные,  которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

По срокам уплаты налоги бывают:

- срочные,  которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);

- периодично-календарные,  которые подразделяются в свою  очередь на: декадные, ежемесячные,  ежеквартальные, полугодовые, годовые.

 Реализация  практического назначения налогов  осуществляется посредством функций налогов.

     Фискальная  функция означает формирование государственных  доходов путем аккумулирования  в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходуются эти средства на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административное управление, на выплаты по государственному долгу.

     Регулирующая  функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестиционный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост производства, а также его структуру.

     Социальная  функция затрагивает проблемы справедливого  налогообложения и реализуется посредством:

- неравного  обложения налогом разных сумм  доходов (использование прогрессивной  шкалы налогообложения);

- применения  налоговых скидок (например, с доходов  граждан, направляемых на приобретение  или строительство нового жилья);

- введения  акцизов на предметы роскоши  (например, акциз на ювелирные  изделия).

     Поэтому граждане с большими доходами должны платить в бюджет большие суммы  налогов, и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени, исходя из величины доходов физического лица.

       Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и таким образом влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

     Основными рычагами фискальной политики государства  являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных  расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

     «В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики государства.

     Сторонники  кейнсианского направления традиционно  ориентируются на создание эффективного совокупного спроса как стимула  экономического развития. Поэтому они  рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. Одновременно в краткосрочном периоде происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является образование или увеличение бюджетного дефицита.

     Сторонники  теории «экономики предложения» рассматривают  уменьшение налоговых ставок как  фактор увеличения совокупного предложения. Они считают, что уменьшение налогового бремени приводит к росту доходов: 1) населения, а, следовательно, к росту сбережений, 2) бизнеса, а, следовательно, к увеличению прибыльности инвестиций. Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и дохода, что, в свою очередь, не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках налогов обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы (в соответствии с «эффектом Лаффера»). Эти причинно-следственные связи иллюстрирует рис 3.

  
 
 
 
 

 
 
 
 
 

  
 

 

Первоначально равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос AD1, совокупное предложение AS1) достигалось при объеме производства Q1 и уровне цен P1. Сокращение налоговых ставок с доходов населения привело к росту совокупного предложения с AD1 до AD2. При том же самом совокупном предложении это привело к росту равновесного объема ВНП и увеличению уровня цен (соответственно – Q2 и P2). Увеличение совокупного спроса при одновременном снижении налоговых ставок с доходов предпринимателей привело к росту и совокупного предложения с AS1 до AS2. Достигнуто новое равновесие в рамках национальной экономики (совокупный спрос AD2, совокупное предложение AS2) при объеме производства Q3 и уровне цен P3 .

 Следует  заметить, что воздействие налогов  на спрос осуществляется быстрее. В краткосрочном периоде снижение налогов приводит к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, хотя в долгосрочном периоде налоговые поступления могут и увеличиться в результате достигнутого экономического роста. Иными словами причинно-следственные связи между фискальной политикой и совокупным предложением рассчитаны на долгосрочный эффект, а сама цепочка этих связей велика.»10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гл.3 Особенности фискальной политики в современной России. 

3.1 Роль фискальной политики в развитии рыночной экономики.

«Развитие рыночной экономики сталкивается с  рядом противоречий. К основным из них относится неспособность  рыночных механизмов удовлетворять  Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная фискальная, социальная, антимонопольная и другие формы политики».

     Эффективность фискальной политики во многом зависит  от скорости реакции правительства  на изменения в экономике.

     В данной связи существует несколько  препятствий, которые снижают степень эффективности применяемой фискальной политики.

     «Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

     Во-вторых, существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.

     В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев».11

     Из-за проблем подобного рода дискреционная  фискальная политика все в большей  степени ориентируется на изменение  налогов.

     Фискальная  политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.

     Как известно, экономическая стабильность – это не единственная цель государственной  политики в области расходов и  налогообложения. Правительство занимается и такими вопросами как обеспечение населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической стабильностью ради достижения более весомых целей, таких как, например, победа в войне.

     В политических интересах бюджетный  дефицит порой преподносится  как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что  в обществе в какой-то момент может  возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера для политиков.

     Даже  при тех обстоятельствах, что  в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты. 
 
 
 
 
 

     3.2 Особенности проведения фискальной политики в современной России. 

     «По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим  повлек за собой целый ряд негативных явлений.

Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность.

Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная  деградация российской экономики.

В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны».12

В сложившихся  условиях актуализируются задачи оценки эффективности действующей системы  фискального регулирования и  отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество  различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления  налогов на затраты и перейти к схеме, предусматривающей  уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную  экономическую структуру.

Информация о работе Фискальная политика государства и ее особенности в России