Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:09, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики.
Введение. 3
Гл.1 – Фискальная политика: понятие, цели, типы, механизм. 5
1.1.Понятие и цели фискальной политики. 5
1.2. Типы и модели фискальной политики. 5
Гл.2 Механизм осуществления фискальной политики. 14
2.1 Формы и методы проведения фискальной политики. 14 Гл 3. Особенности фискальной политики в современной России. 27
3.1 Роль фискальной политики в развитии рыночной экономики. 27
3.2 Особенности проведения фискальной политики в современной России. 29 Заключение. 35 Список использованной литературы. 37
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«»
Кафедра
общей экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
на тему
«Фискальная политика государства
и
ее особенности в России»
Выполнил:
студ. гр. ЭС - 082
Пупкин
К.З.
Научный руководитель:
канд.
экон. наук, доцент
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Гл.1 – Фискальная
политика: понятие, цели, типы, механизм.
1.1.Понятие и
цели фискальной политики.
1.2.
Типы и модели фискальной политики.
Гл.2 Механизм
осуществления фискальной политики.
2.1 Формы
и методы проведения фискальной политики.
3.1 Роль фискальной политики в развитии рыночной экономики. 27
3.2 Особенности
проведения фискальной политики в современной
России. 29
Заключение.
Введение.
Данная тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся еще в неустойчивой стадии формирования.
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времен бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков и экономистов. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.
Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.
Финансирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
«Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия как налоги и государственные расходы. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами. Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования».1
Ныне экономисты различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать
эффективность фискальной
- выяснить
состояние фискальной политики
в России в современных
Гл.1
Фискальная политика:
понятие, цели, типы,
механизм.
1.1
Понятие и цели фискальной
политики.
Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения. Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Потребность
в разработке и систематическом
проведении фискальной политики усилилась,
особенно во второй половине XX в., когда
финансы государства стали
Фискальная
политика значительно видоизменяется
в зависимости от таких стратегических
задач, как, например, антикризисное регулирование,
обеспечение высокой занятости, борьба
с инфляцией.
Цели
фискальной политики:
1.2.Типы
и модели фискальной
политики.
В зависимости от ситуации в экономике различают два основных направления фискальной политики:
- стимулирующая фискальная политика;
- сдерживающая фискальная политика.
В период экономического спада
правительство проводит
Стимулирующая
фискальная политика:
В
период спада возникает необходимость
в стимулирующей фискальной политике,
то есть политике, направленной на экономический
рост. Рассмотрим рис. 1, где мы предполагаем,
что резкое снижение инвестиционных расходов
привело к смещению кривой совокупного
спроса в экономике от AD1 до AD2.
Возможно, перспективы получения прибылей
от инвестиционных проектов стали более
туманными, поэтому инвестиционные расходы
и совокупный спрос значительно сократились.
В результате этого реальный ВВП уменьшился
с 505 млрд. руб. - величины, близкой к уровню
производства при полной занятости, - до
485 млрд. руб. Это падение реального производства
на 20 млрд. руб. сопровождалось ростом
безработицы, поскольку для производства
меньшего объема продукции требуется
меньше рабочей силы.
Реальный
ВВП (в млрд. руб.)
Рисунок 1. Стимулирующая фискальная политика.
Такая
экономика находится в фазе спада
с сопутствующей ему
Увеличение государственных расходов. При прочих равных условиях увеличение государственных расходов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, как показано на рис. 1, — от AD2 до AD1. Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что для ослабления спада правительство выделяет дополнительные 5 млрд. руб. на строительство шоссейных дорог, систем спутниковой связи и др. Мы представляем эти дополнительные 5 млрд. руб. государственных расходов горизонтальным отрезком между AD2 и пунктирной нисходящей линией, расположенной справа от AD2. При любом уровне цен реальный объем производимого продукта, на который предъявлен спрос (величина спроса), становится на 5 млрд. руб. больше, чем до увеличения государственных расходов.
Но кривая совокупного спроса смещается вправо, до AD1, то есть спрос увеличивается больше чем на 5 млрд. руб. дополнительных государственных расходов. Это происходит потому, что эффект мультипликатора приумножает первоначальное изменение спроса с каждым следующим циклом новых потребительских расходов. Если ПСП в экономике составляет 0,75, то простой мультипликатор равен 4. Кривая совокупного спроса сдвигается вправо на расстояние, в 4 раза превышающее длину отрезка, который представляет увеличение государственных расходов на 5 млрд. руб. Данное увеличение совокупного спроса происходит в пределах горизонтального отрезка кривой совокупного предложения, поэтому мультипликатор действует в полную силу и реальный объем производства возрастает в 4 раза. Заметьте, что реальный объем производства подскочил до 505 млрд. руб., то есть возрос на 20 млрд. руб. по сравнению с уровнем 485 млрд. руб., наблюдавшимся во время спада. Одновременно сокращается безработица, так как фирмы вновь нанимают работников, уволенных в период спада.
Информация о работе Фискальная политика государства и ее особенности в России