Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:09, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики.
Введение. 3
Гл.1 – Фискальная политика: понятие, цели, типы, механизм. 5
1.1.Понятие и цели фискальной политики. 5
1.2. Типы и модели фискальной политики. 5
Гл.2 Механизм осуществления фискальной политики. 14
2.1 Формы и методы проведения фискальной политики. 14 Гл 3. Особенности фискальной политики в современной России. 27
3.1 Роль фискальной политики в развитии рыночной экономики. 27
3.2 Особенности проведения фискальной политики в современной России. 29 Заключение. 35 Список использованной литературы. 37
Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.
«Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.
Недостаток
автоматической фискальной политики в
том, что она только помогает сглаживать
циклические колебания, но не может
их устранить. Следует отметить, чем
выше ставки налогов, чем больше трансфертные
платежи, тем более действенна недискреционная
политика».5
Гл.2
Механизм осуществления
фискальной политики.
2.1
Формы и методы
проведения фискальной
политики.
Фискальная
политика строится на использовании
двух экономических регуляторов: налогов
и государственных расходов. Они
могут применяться в различных сочетаниях,
что дает множество вариантов воздействия
на реальный объем национального производства
и его структуру, на занятость и инфляцию.
Оба рычага подчинены одной цели и тесно
связаны между собой.
Сущность политики расходов.
Государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.
Государственные расходы делятся на четыре основных группы:
«Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т. п.»6
По
роли в воспроизводственном
По целевому назначению государственные расходы делятся на:
По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные, расходы субъектов федерации и местные расходы.
По
источникам государственные
Расходы
государства в экономику
В
настоящее время участие
«Эффективность бюджетных расходов – одно из направлений, которому в последние годы уделяется достаточно много внимания. Это обусловлено как возросшим интересом к методам программно-целевого планирования оценки, так и первым опытом использования оценки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления через призму эффективности их деятельности. Однако зачастую эффективность отождествляют с экономностью, результативностью, рациональностью и т.д.
Так, например, Бюджетный кодекс РФ под эффективностью понимает расходование бюджетных средств, соответствующее одному из следующих условий: достижение заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижение наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств. Как бы то ни было, но эффективность в классическом понимании является соотношением результата к затратам, и вкладывать в понятие эффективности иной смысл, на наш взгляд недопустимо. Сложность оценки эффективности в бюджетном секторе (как эффективность бюджетных расходов, так и деятельности органов управления) состоит в том, что затраты и результаты, как правило выражены в разных показателях. Это, в свою очередь, и побуждает либо сводить эффективность к социальному эффекту, что, например, и произошло с оценкой эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (указан результат, затраты на его достижение, и соотношение затрат к результатам в расчётах оценки «эффективности» не используется вовсе).
Таким образом, оценка эффективности бюджетных расходов возможна только при сопоставимости результата и затрат, что является непременным условием корректности расчёта. На наш взгляд, можно сформулировать два основных подхода приведения в сопоставимые величины результата и затрат в бюджетном секторе. Первый подход состоит в приведении результатов бюджетных расходов к денежному эквиваленту. Второй – в приведении как результатов бюджетных расходов, так и бюджетных затрат к единому абстрактному эквиваленту – индексу. Каждый подход представлен набором характерных методов измерения эффективности. В зависимости от того, что рассматривается результатом бюджетных расходов, можно сформулировать ряд методов оценки эффективности бюджетных расходов. Рассмотрим более подробно методы первого подхода – приведения результата к денежному эквиваленту».7
Метод
оценки доходов бюджета
Например, открытие детского сада даст дополнительные доходы в виде налога на доходы физических лиц, уплачиваемых работниками детского сада, но расходы на его содержание всё равно превысят ожидаемые дополнительные поступления. Причём даже само предположение об увеличении не является бесспорным: в крупном городском округе открытие муниципального учреждения создаст конкуренцию для частного сектора, оказывающего подобные услуги.
Для оценки эффективности бюджетных расходов данным методом необходимо учитывать и макроэкономический эффект: так в результате открытия детского садика увеличится численность работающих, которые будут уплачивать налог с собственного дохода, возрастёт объём прибыли предприятий, объём основных средств, а, следовательно, и налог на прибыль организаций, земельный налоги т.д. Причём это коснётся не только одного учреждения, но и других, связанных с ним производственным циклом. Однако подобные изменения приведут к увеличению поступлений во все уровни бюджетной системы, притом, что затраты только одного бюджета.
Таким образом, применение данного метода весьма ограничено. В масштабе отдельного публично-правового образования применение данного метода подходит для оценки эффективности инвестиционных расходов: предоставление государственных и муниципальных гарантий, взносов в уставные фонды предприятий, предоставление субсидий субъектам малого бизнеса и т.д.
Метод оценки доходов населения определяет эффективность как соотношение дополнительных доходов, полученных гражданами в результате предоставления им бюджетных услуг к бюджетным затратам на предоставление бюджетных услуг с учётом временного фактора. Преимущество данного метода состоит в том, что появляется возможность измерить результат «вложений в человеческий капитал» в денежном эквиваленте, а так же просчитать эффективность данных вложений. Например, повышение уровня доходов работника является результатом, достигнутым благодаря расходованию бюджетных средств на предоставление ему бюджетных услуг по переподготовке и повышению квалификации, получение среднеспециального или высшего образования. Аналогичные примеры можно привести и в сфере здравоохранения – от качества предоставляемой медицинской услуги зависит время пребывания работника в больничном листе и как следствие – уровень его доходов.
Недостаток данного метода обусловлен высоким риском искажения результата: получив высшее образование, выпускник вуза может в силу как объективных, так и так и субъективных причин не работать в дальнейшем по специальности. Сотрудник бюджетного учреждения, прошедший курсы повышения квалификации, не всегда получит прибавку, а в случае, если переподготовку не пройдёт или получит низкую оценку – не потеряет в зарплате.
Данный метод позволяет измерить эффект совокупных усилий всего бюджетного сектора как предоставляющего бюджетные услуги, так и создающего условия для их предоставления, а так же для оценки эффекта работы органов управления. Например, сложно определить, как посещение театра скажется в последствии на уровне дохода работника или какое влияние на доходы родителей окажет учёба их детей в музыкальной, художественной или спортивной школе. Однако эти услуги оказывают влияние на результаты труда и как следствие – на уровень доходов, но измерить эти влияния в рублёвом эквиваленте невозможно.
Осуществление государственного и муниципального так же может влиять на доходы населения: от того, созданы условия для развития бизнеса или нет, зависит количество рабочих мест, уровень оплаты труда, уровень легальности доходов работников, их защищенность.
Уровень дохода работника – универсальный показатель, он характеризует насколько успешно государство, муниципалитеты в совокупности решают социальные задачи. Имея высокий уровень доходов, работник в состоянии самостоятельно приобретать услуги образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги благоустройства, транспортного обслуживания. Данный посыл заставляет скептически взглянуть на предоставление новых льгот, когда их получателями становятся работники бюджетного сектора, их родители или дети.
Среди недостатков данного метода необходимо отметить высокий риск возникновения «ловушки бюджетной эффективности». Дело в том, что создание условий для увеличения уровня дохода граждан, работающих в коммерческом секторе – задача сложная, требующая учёта множества факторов, как в момент принятия решения о расходовании бюджетных средств, так и на перспективу. Более простой способ добиваться высокого результата – повысить доходы работников бюджетного сектора. Возьмём наш пример с детским садиком, где заработная плата персонала составляет около 40% всех расходов учреждения, а с учётом отчислений на фонд заработной платы – более 50%. Увеличив расходы на содержание данного учреждения на 10%, но направив их на выплату заработной платы работникам, сможем увеличить их доход на 20%. Следовательно эффективность расходов бюджетного учреждения, измеренная в рамках данного метода, составит 200%. А с учётом, что повышение заработной платы в бюджетном секторе вызывает рост оплаты труда и в коммерческих предприятиях, то эффективность будет ещё выше. Аналогичная ситуация возникает и при увеличении социальных выплат. Но каковы последствия такой «эффективности»?
Информация о работе Фискальная политика государства и ее особенности в России