Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:19, курсовая работа
Главной целью работы является анализ использования фирм-однодневок в налоговых схемах и разработка предложений по борьбе с фирмами-однодневками. В работе были поставлены следующие задачи:
* рассмотрение понятия, сущности, целей создания фирм-однодневок
* определение признаков фирм-однодневок
* рассмотрение и анализ налоговых схем с участием в них фирм-однодневок
* рассмотрение практики борьбы с фирмами-однодневками в России на сегодняшний день.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Понятие, сущность и цели создания фирм-однодневок……………….3
1. Понятие и сущность фирм-однодневок………………………….3
2. Разновидности фирм-однодневок: «черные» и «серые» фирмы..6
3. Признаки фирм-однодневок………………………………………10
2. Анализ использования фирм-однодневок в налоговых схемах……..14
1. Заказ фиктивных услуг у фирмы-однодневки………………….14
2. Схема с привлечением фиктивного субподрядчика……………17
3. Фиктивная поставка товаров……………………………………..20
3. Перспективы существования фирм-однодневок………………………24
1. Борьба с фирмами-однодневками в России…………………….24
2. Предложения по борьбе с фирмами-однодневками……………32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………………….35
Хотя эти юридические лица также создаются не для осуществления реальной предпринимательской деятельности, а с целью уклонения от уплаты налогов, однако внешне они имеют значительно меньшее количество «проблемных признаков», чем «черные» фирмы. Так, данные фирмы обычно уплачивают налоги в минимальных размерах (например, налоговая база занижается за счет налоговых вычетов, либо в декларациях отражается заниженный объем налоговой базы), представляют финансовую отчетность, имеют функционирующий банковский счет и т. д.
В то же
время основные суммы денежных средств,
попадающие в «серую» фирму, отправляются
для перечисления в откровенно «черную»
фирму или для пущей конспирации «пропускаются»
еще через несколько себе подобных организаций
(реже – «обналичиваются» непосредств
Пример
из арбитражной практики
Налогоплательщик приобрел у некой организации
партию товара. Как было установлено налоговыми
органами позже, поставщик оказался посредником
(комиссионером), продающим товар, принадлежащий
третьему лицу (комитенту). При этом он
уплачивал налоги лишь с крохотной суммы
своего посреднического вознаграждения,
а основная сумма денег, полученных от
налогоплательщика, была перечислена
собственнику товара, который налоги не
уплачивал и, по мнению инспекторов, был
обычной однодневкой.
В суде налоговый орган указал на искусственное
«вклинивание» фирмы-комиссионера в отношения
между собственником товара
и налогоплательщиком, так как она была
зарегистрирована в другом регионе, не
имела штатного персонала и не осуществляла
операций по доставке товара налогоплательщику.
Дело направлено на новое расследование.
Как известно, обычно век «однодневки» не долог – она создается под одну-две краткосрочные хозяйственные операции, а затем, когда для нее наступает время заплатить налоги, и она исчезает. В отличие от этого, «серые» фирмы, частично исполняющие свои налоговые обязательства, на первый взгляд вызывают меньше недоверия у инспекторов, более долговечны и надежны.
И все же, несмотря на существенные усилия для имитации финансово-хозяйственной деятельности «серых» фирм, инспекторы научились бороться с ними, прослеживая движение денежных средств и распутывая созданные недобросовестными налогоплательщиками цепочки «черных» и «серых» фирм.
1.3. Признаки фирм-однодневок.
Условия, при
которых организация признается
фирмой-однодневкой:
- Не платит (или платит символические)
налоги и не сдает (или сдает нулевую или
с символическими цифрами) бухгалтерскую
и налоговую отчетность, не ведет достоверный
бухгалтерский и налоговый учет.
- Зарегистрирована по утерянному паспорту,
на умершего или психически ненормального
человека, бомжа, престарелую пенсионерку
и т.п.
- Не имеет фактического адреса (офиса)
и контактов.
- Не имеет работников.
- Обычно "живет" не более года, реже
- двух.
- Не отвечает на запросы о встречных проверках.
- Не ликвидируется официально (просто
бросается).
Причем необязательно, чтобы выполнялись все условия. Достаточно трех-четырех или хотя бы первых двух, которые являются основными.
Итак, во-первых, фирма-однодневка не платит налоги и отчетность в налоговые органы не сдает, либо сдает, но нулевую. Более "прогрессивные" однодневки налоги платят, но в символическом размере, явно не соответствующем масштабу их деятельности. Например, квартальная выручка компании исчисляется сотнями миллионов или даже миллиардами рублей. А всех налогов за тот же период она платит только несколько десятков тысяч. В этом случае однодневка даже ведет учет и представляет отчетность в налоговые органы, причем не нулевую. Но эта отчетность недостоверна. Она отражает не реальные, а фиктивные доходы и расходы, исходя из которых и рассчитывается символическая величина налогов.
Очевидно, что обычная компания, не уплачивающая налоги, рано или поздно должна столкнуться с претензиями налоговых органов. Однако люди, использующие однодневки, явно рассчитывают на то, что этого никогда не случится.
Второй основной признак фирм-однодневок - регистрация компании на так называемого номинального учредителя, то есть гражданина, который формально является единственным учредителем компании, но фактически не имеет к ней никакого отношения. Как правило, такие компании за небольшую плату регистрируются на имя различных асоциальных элементов, проще говоря, бомжей или алкоголиков, а также психически больных или просто очень старых людей. Возможны варианты регистрации по утерянному паспорту или паспорту уже умершего человека. При этом единственный учредитель компании назначается и ее директором, на которого возлагается ответственность за все ее деяния, в том числе за неуплату налогов. Понятно, что привлечь такого руководителя к ответственности практически невозможно. Более того, нередко ни саму эту компанию, ни ее руководителя вообще найти нельзя.
Поскольку на самом деле однодневка никакой деятельности не ведет, ей не нужны работники. По той же причине не требуется и офис. Когда нет офиса, нет и контактных данных: телефона, фактического адреса. А если с организацией невозможно связаться, скорее всего, она не будет отвечать на запросы налоговых органов при встречных проверках.
Следующий признак - очень короткий срок существования однодневки. "Живет" она, конечно, не один день, как следует из ее названия, но все-таки заметно меньше, чем нормальная организация, обычно 1 - 2 года. По окончании этого недолгого жизненного пути однодневка, как правило, не ликвидируется официально, а просто бросается ее создателями. Хотя, конечно, возможны и исключения. Встречаются и однодневки-долгожители, как бы странно это ни звучало, и однодневки, которые были официально ликвидированы. Но при этом они все равно остаются однодневками, потому что выполняются главные условия - неуплата налогов и номинальные директор и учредитель.
Существуют внешние признаки фирм-однодневок. Во-первых, это "массовый" юридический адрес и одновременно "массовые" директор и учредитель или заявитель о создании компании. Под "массовым" юридическим адресом понимается адрес, по которому зарегистрировано 10 или более компаний. В некоторых регионах налоговыми органами неформально применяется и меньший "норматив". Сама по себе регистрация по такому адресу, конечно, еще ничего не значит. Ведь есть бизнес-центры, в которых одновременно находятся не только 10, но и 50 и даже 100 вполне респектабельных компаний. И все эти компании в соответствии с законом будут зарегистрированы по одному и тому же адресу, поскольку именно там находятся их исполнительные органы.
То же можно сказать и о "массовых" учредителе и директоре. Вполне возможно, что компания зарегистрирована очень деятельным бизнесменом, который, кроме нее, создал еще десяток компаний и всеми ими действительно руководит. А может быть, этот человек развивает сеть в различных регионах и в каждом регионе создает отдельную компанию.
Еще один внешний признак однодневки - невозможно увидеть директора компании и пообщаться с ним. Однодневки, как правило, живут недолго, и людям, которые их используют, приходится периодически создавать все новые и новые компании.
Внешние признаки
однодневки:
- "Массовый" юридический адрес, "массовые"
директор и учредитель или заявитель.
- Нет офиса, нет городского телефона, возвращается
почта, отправленная на юридический адрес.
- Невозможно увидеть директора и пообщаться
с ним.
- Компания недавно зарегистрирована,
при том что ее представители работают
с вами уже давно.
- Расчетный счет открыт в "подозрительном"
банке.
- Не обращает внимания на ошибки в первичных
документах и актах сверки.
2. Анализ использования фирм-однодневок в налоговых схемах.
Механизмы, основанные на деятельности «фирм-однодневок», лежат в основе подавляющего большинства известных на сегодняшний день в России налоговых схем. Существуют десятки, и даже сотни различных механизмов уклонения от уплаты налогов, основанные на использовании «фирм-однодневок». Большинство из них имеет в качестве своей основной цели завышение расходов налогоплательщика по налогу на прибыль организаций (либо, например, расходов, учитываемых при исчислении единого налога при упрощенной системе налогообложения), а также завышение размера налоговых вычетов по НДС, хотя существуют и другие механизмы.
Заказ фиктивных услуг у «фирмы-однодневки» – это самый простой и самый распространенный способ обналичить деньги и параллельно с этим сэкономить на НДС и на налоге на прибыль организаций. Суть этой схемы до крайности проста. Напомним этапы использования этой «стандартной» схемы.
Как сказано в п. 5 ст. 38 НК РФ, услугами для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Прочитав это определение, становятся понятными причины ревностной привязанности недобросовестных налогоплательщиков к договорам на оказание услуг: оказание услуги не имеет конкретного овеществленного результата, т.е. не оставляет материального следа. Именно поэтому многие недобросовестные налогоплательщики считают, что по прошествии какого-то небольшого отрезка времени доказать, а была ли в действительности оказана услуга, невозможно. Это ошибка, поскольку «замести» следы так, чтобы в будущем не привлечь внимания налоговиков, вряд ли удастся.
Итак, при реализации рассматриваемой схемы недобросовестный налогоплательщик заключает с некой «фирмой-однодневкой» договор на оказание каких-нибудь услуг (чаще всего - консультационных, маркетинговых, информационных или иных). По фиктивному договору на банковский счет «однодневки» перечисляются денежные средства, которые очень быстро снимаются с этого счета (чаще всего в тот же день или на следующий) якобы на хозяйственные или иные нужды. Затем за вычетом комиссии средства передаются руководству налогоплательщика или иным лицам, перечислившим деньги «фирме-однодневке». Последняя, естественно, налогов не платит и, отслужив небольшой срок, испаряется.
Оплаченные услуги включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль, а суммы «входного» НДС включаются в состав налоговых вычетов.
Незамысловатый характер схемы как раз и проявляется в том, что практически не нужно заботиться о создании доказательств, подтверждающих реальное оказание услуг налогоплательщику его «контрагентом». Большинство «оптимизаторов» довольствуется скороспешным оформлением необходимого пакета документов, связанных с исполнением и оплатой договора (договоры, акты приема-передачи, счета, счета-фактуры), а в реальности соответствующие услуги налогоплательщику никто, конечно, не оказывает. Хотя в этой беспечности, как правило, и кроется большинство опасностей для недобросовестных налогоплательщиков: ведь начнись налоговая проверка, и спроси налоговый инспектор у сотрудников налогоплательщика о том, кто из них осуществлял взаимодействие с такой-то консалтинговой фирмой, вряд ли кто-то сумеет восстановить этот несуществующий эпизод в своей памяти.
Простота схемы также позволяет использовать ее практически любым налогоплательщикам вне зависимости от рода их деятельности, ведь консультационные, информационные, бухгалтерские, маркетинговые услуги теоретически могут понадобиться любому.
Пример
из арбитражной практики
Налогоплательщик заключил договор на
оказание консультационных услуг с некой
организацией и перечислил на ее счет
огромную сумму денег по этому договору.
Данная организация отсутствовала по
юридическому адресу, не представляла
финансовую отчетность, уплачивала минимальные
суммы налогов и обладала другими признаками
«фирмы-однодневки» в глазах налогового
органа. По указанным причинам налоговый
орган решил, что в реальности услуги налогоплательщику
не могли быть оказаны и доначислил налогоплательщику
большие суммы налоговых платежей по указанному
контрагенту.
Резюмируя сказанное,
следует отметить, что схема с
заказом фиктивных услуг у
«фирмы-однодневки» – это
Следующая разновидность налоговых схем по взаимодействию с «фирмой-однодневкой» стоится на базе договора на выполнение работ и связана с привлечением фиктивного субподрядчика.