Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:19, курсовая работа
Главной целью работы является анализ использования фирм-однодневок в налоговых схемах и разработка предложений по борьбе с фирмами-однодневками. В работе были поставлены следующие задачи:
* рассмотрение понятия, сущности, целей создания фирм-однодневок
* определение признаков фирм-однодневок
* рассмотрение и анализ налоговых схем с участием в них фирм-однодневок
* рассмотрение практики борьбы с фирмами-однодневками в России на сегодняшний день.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Понятие, сущность и цели создания фирм-однодневок……………….3
1. Понятие и сущность фирм-однодневок………………………….3
2. Разновидности фирм-однодневок: «черные» и «серые» фирмы..6
3. Признаки фирм-однодневок………………………………………10
2. Анализ использования фирм-однодневок в налоговых схемах……..14
1. Заказ фиктивных услуг у фирмы-однодневки………………….14
2. Схема с привлечением фиктивного субподрядчика……………17
3. Фиктивная поставка товаров……………………………………..20
3. Перспективы существования фирм-однодневок………………………24
1. Борьба с фирмами-однодневками в России…………………….24
2. Предложения по борьбе с фирмами-однодневками……………32
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………………….35
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………….35
Введение
Тема курсовой работы – “Налоговые аспекты деятельности фирм-однодневок”. Главной целью работы является анализ использования фирм-однодневок в налоговых схемах и разработка предложений по борьбе с фирмами-однодневками. В работе были поставлены следующие задачи:
Выбранная
тема актуальна, так как в последние
годы тема использования «фирм-однодневок»
в качестве инструмента понижения налоговой
нагрузки становится все более обсуждаемой. Поскольку
использование «однодневок» приобрело
угрожающие масштабы, государство уже
давно принялось за активную борьбу с
ними. Эта борьба ведется по многим направлениям,
причем активное участие в ней принимают
не только налоговые, но и таможенные органы,
Банк России, органы МВД России и другие
государственные структуры, включая органы
финансового мониторинга, поскольку зачастую
использование «однодневок» связано с
легализацией (отмыванием) денежных средств,
полученных преступным путем. На сегодняшний
день «фирма-однодневка» представляет
серьезную угрозу для российского бизнеса.
Каждый налогоплательщик неожиданно для
себя самого может столкнуться с налоговыми
претензиями со стороны государства, которые
будут основаны на связях с недобросовестным
контрагентом.
1. Понятие, сущность и цели создания фирм-однодневок.
1.1. Понятие и сущность фирм-однодневок.
Российским налогоплательщикам очень часто приходится слышать о таком понятии, как «фирма-однодневка» (или просто «однодневка»): одни говорят о нем с предостережением, другие – с нескрываемым притворством, третьи – со страхом в голосе. В любом случае, данное понятие всегда вызывало и продолжает вызывать в сфере бизнеса большой ажиотаж.
Начнем
с того, что законодательное
Фирмами-однодневками1 принято называть юридические лица, создаваемые под конкретную операцию или на конкретный срок. Указанные юридические лица не имеют цели осуществления какого-либо вида деятельности, а также не представляют отчетность в налоговые органы, либо представляют «нулевую» отчетность. «Фирма-однодневка» имеет официальных учредителей, указанных в учредительных документах, и реальных «теневых», которые руководят юридическим лицом и обладают необходимыми материальными ресурсами.
Иными словами, фирма-однодневка – это макет, внешнее подобие реально существующей организации, созданной без цели осуществления реальной предпринимательской деятельности, не направленной на получение прибыли и зарегистрированной, как правило, на подставных лиц. Такие организации пользуются статусом полноценного юридического лица, полученного после прохождения процедуры государственной регистрации, и создаются для решения определенных задач, чаще всего связанных с уклонением от уплаты налогов. После выполнения поставленной задачи они прекращают всякую деятельность и «исчезают».
Цели создания фирмы-однодневки заведомо противозаконны. Они могут быть различными – начиная от помощи в уклонении от налогообложения путем фабрикации налоговых преимуществ у «хозяев» организации и заканчивая получением кредита с последующей ликвидацией заемщика. В данном случае рассматриваются вопросы использования «однодневок» в сфере налогообложения и построения налоговых схем, а также – для «обналичивания» денег. Об остальных аспектах их «деятельности» речь идти не будет.
Положение
фирмы-однодневки, как пособника
в искусственном занижении
Сущность всех существующих механизмов по уклонению от уплаты налогов при помощи «фирм-однодневок» сводится к следующему:
- «однодневка» не уплачивает налоги (либо уплачивает в минимальном размере) и не исполняет других своих обязанностей;
- реальный
создатель или пользователь «
- в действительности
«фирма-однодневка» не
- в результате
взаимодействия с «однодневкой»
Кроме того, «однодневки» позволяют удовлетворить потребность налогоплательщика в наличных денежных средствах.
По мнению ФНС России, использование в хозяйственной деятельности «однодневок», т.е. включение в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства, является одним из самых распространенных способов уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды.
Поэтому налоговая служба на своем сайте обнародовала два основных направления получения необоснованной налоговой выгоды с использованием «однодневок».
Первое: «однодневки» позволяют создавать фиктивные расходы, понижающие налог на прибыль, и получать вычеты по косвенным налогам (НДС) без соответствующего движения товара (работ, услуг). В данном случае организация, желающая получить необоснованную налоговую выгоду, заключает хозяйственные договоры с подконтрольной «однодневкой», не исполняющей свои налоговые обязательства, и перечисляет ей определенную договором сумму (в том числе сумму НДС). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. Таким образом, соблюдаются формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм НДС.
Второе: «однодневки» позволяют переносить налоговую нагрузку налогоплательщика на лица, не исполняющие налоговые обязательства. Обычно это происходит путем включения посредника (перепродавца) между производителем (оптовиком) и конечным продавцом. Эта схема характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость, когда производитель (оптовик) реализует продукцию «фирме-однодневке» с минимальной наценкой (исходя из которой и платит налоги). Далее «форма-однодневка» реализует тот же товар лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям, но уже с существенной наценкой (что позволяет последнему значительно увеличить расходы и размер налоговых вычетов по НДС). Получается, что производитель (оптовик) и конечный продавец платят налоги по минимуму, а основная налоговая нагрузка приходится на «однодневку», налоги не уплачивающую.
«Черными» фирмами принято называть «однодневки», обладающие явными признаками, свидетельствующими об их фиктивности.
Во-первых, не всякая «черная» фирма проходит государственную регистрацию: ежедневно в России заключаются тысячи договоров с незарегистрированными «юридическими лицами», т.е. не внесенными в реестр государственной регистрации юридических лиц (ЕГРЮЛ) и не имеющих зарегистрированного индивидуального идентификационного номера (ИНН). Такие организации в принципе никогда не имели правоспособности и существуют только на бумаге. При взаимодействии с ними налогоплательщик рискует очень сильно, поскольку все документы от такой «однодневки» фиктивны, что несложно доказать в суде.
Пример
из арбитражной практики
Налогоплательщик заключил договор
поставки с некой организацией, по которому
он приобретал и оплачивал партию товара.
Однако в ходе налоговой проверки было
установлено, что сведения о данном поставщике
отсутствуют в ЕГРЮЛ, а используемый им
ИНН никогда никому не присваивался. Оплата
по договору должна была производиться
наличными денежными средствами, но имеющийся
контрольно-кассовый чек был сделан на
контрольно-кассовой машине, некогда принадлежавшей
другому хозяйствующему субъекту, затем
утраченной им и находящейся в розыске.
Суд признал неподтвержденность расходов
налогоплательщика по данным договорам.
Кроме того, суды обращают внимание на то, что согласно п. 1 ст. 168 НК РФ выставлять счета-фактуры могут только налогоплательщики, к которым относятся организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, принять к вычету суммы НДС по счетам-фактурам, оформленным от имени несуществующей организации нельзя. Тем более, что в них невозможно указать необходимые реквизиты, в частности, ИНН продавца и его местонахождение.
Во-вторых, в качестве «черных» фирм используются организации, которые можно назвать юридическими лицами лишь условно, поскольку к моменту проведения сомнительных сделок они ликвидированы по решению суда и утратили правоспособность. Тем не менее, они по-прежнему продолжают прикрываться статусом юридического лица и используются в целях уклонения от уплаты налогов.
Пример
из арбитражной практики
Арбитражный суд признал незаконным
применение налогоплательщиком налогового
вычета по НДС по одному из его контрагентов.
Суд обосновал свое решение тем, что на
момент совершения сделок с данным поставщиком,
это юридическое лицо уже было ликвидировано,
следовательно, у него отсутствовала правоспособность.
Было решено, что риск от избрания подобного
«контрагента» всецело должен ложиться
на налогоплательщика.
В-третьих, к числу «черных» фирм относятся организации, фактическое существование которых сводится к регистрации юридического лица, применению изготовленной печати для создания фиктивных расходных документов и использованию расчетного счета для «обналички» денег. Они не уплачивают налоги (даже в минимальном количестве), не сдают финансовую и налоговую отчетность, не имеют штатного персонала и т.д.
Очевидно, что непосредственное взаимодействие с такими организациями представляет собой большую опасность для налогоплательщика, поскольку при обнаружении контакта с ней очень сложно доказать осмотрительность в выборе контрагента. А это (при определенных условиях) позволяет возложить на налогоплательщика ответственность за неуплату налогов его контрагентом. Идти на очевидный риск решается не каждый, поэтому на практике более часто используется другая разновидность «однодневок» - так называемые «серые» фирмы.
«Серые» фирмы налоговые органы также причисляют к «однодневкам», их отличие от «черных» фирм состоит в имитации внешнего благополучия, т.е. в создании видимости того, что организация осуществляет деятельность. Их главная задача состоит в том, чтобы отвести от самого налогоплательщика подозрения в связях с недобросовестными контрагентами.
Так, «серые» фирмы всегда зарегистрированы в ЕГРЮЛ, стоят на налоговом учете и даже зачастую имеют лицензии на осуществление определенных видов деятельности. От их имени сдаются бухгалтерские балансы и налоговые декларации, где указываются к уплате небольшие суммы налогов, которые реально попадают в бюджет.