Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст.2 НК РФ)
Введение…………………………………………………………….……………..3
I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5
1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………....…..7
1.3 Принципы построения налоговой системы………………………………...9
2. Налоговая система Российской федерации
2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14
2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15
3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура
3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22
3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27
3.3 Государственный кредит…………………………………………………....33
3.4 Фонды страхования…………………………………………………….……38
3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….39
3.6 Финансы предприятий…………………………………………………...….43
II Практическая часть……………………………………....................................46
Заключение……………………………………………….…………….…….......62
Список использованной литературы…………………………….……………..66
Ставка по налогу на прибыль организаций была снижена с 35 до 24%. Вместе с тем были отменены практически все налоговые льготы, действовавшие ранее. Рассмотрим положительные моменты с точки зрения налогоплательщиков, предусмотренные главой 25 НК РФ:
включение в состав расходов затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также на освоение природных ресурсов;
возможность списания на расходы затрат (практически: без ограничений) на рекламу, расходов на все виды обязательного и большую часть добровольного страхования;
изменение механизма амортизационных отчислений;
увеличение срока, в течение которого организация может возместить полученные убытки, с 5 до 10 лет и некоторые другие.
Принципиальные изменения в налоге на прибыль связаны с введением налогового учета.
По мнению представителей Правительства РФ и Государственной Думы, основные задачи реформы налога на прибыль - это расширение налоговой базы за счет легализации значительной части доходов предпринимателей теневого сектора экономики и, как следствие, увеличение налоговых доходов бюджета.
Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 6 июня 2005 г. вводятся новые изменения и дополнения в главу 25 НК РФ, сильно влияющие на порядок исчисления налога на прибыль и применения, льгот этому налогу.
Прямое налогообложение предприятий и организаций дополняется налогом на имущество организаций, цель введения которого стимулировать производительное использование имущества организаций. Вместе с тем данный налог рассматривается в качестве стабильного доходного источника региональных и местных бюджетов, поскольку объект налогообложения не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности и поэтому практически не подвержен колебаниям. Сумму налога исчисляют исходя из среднегодовой стоимости имущества. Конкретные ставки устанавливаются региональным законодательством. Предельный размер ставки не должен превышать 2,2% налогооблагаемой базы.
Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования фондов денежных средств для защиты и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Эти налоги должны оказывать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального потребления минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки [1,c209].
В настоящее время в России сложилась следующая система платежей за природные ресурсы: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, плата за лесопользование (лесной доход), земельный налог, плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Фискальное значение этих платежей существенно повысилось за последние годы.
Значительный размер в налоговых платежах организаций занимает единый социальный налог (ЕСН), введенный главой 24 НК РФ с 2001 г. и призванный унифицировать налоговую базу для уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, обеспечить единый порядок ее определения для налогоплательщиков и снизить общий размер отчислений в фонды (была введена регрессивная шкала ставок). С 1 января 2005 г. максимальная ставка налога снижена до 26% при налоговой базе до 280 тыс. руб. Основное предназначение этого налога состоит в том, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации прав граждан Российской Федерации на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Действующая шкала ставок по налогу пока не способствует выведению из тени реального фонда оплаты труда. Довольно сложен расчет налога, не сократился документооборот организации при исчислении ЕСН.
Удельный вес ЕСН в налоговых доходах федерального бюджета Российской Федерации составляет в среднем 10%.
Необходимо отметить, что налоги, уплачиваемые юридическими лицами, распределяются крайне неравномерно, поскольку теневой сектор (в котором создается, по разным оценкам, от 25 до 40% ВВП) вообще не платит никаких налогов.
Основными законопослушными налогоплательщиками среди юридических лиц являются крупные промышленные предприятия.
Существенную роль в налоговой системе Российской Федерации играют налоги с физических лиц. Центральное место среди них занимает налог на доходы физических лиц, которым облагается совокупный годовой доход физических лиц. С помощью этого налога государство должно стремиться решать такие задачи: обеспечивать достаточные денежные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов, помогать наименее защищенным категориям граждан. Благодаря налогу должно происходить перераспределение части высоких доходов в пользу нуждающихся категорий населения в интересах общества в целом для того, чтобы можно было некоторым образом сгладить степень неравенства в доходах.
Налогообложение доходов граждан в Российской Федерации претерпело кардинальные изменения с 1 января 2001 г. в связи с введением главы 23 НК РФ. Новая концепция налогообложения ориентирована на снижение налоговой нагрузки за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, и отказа от прогрессивных налоговых ставок и введения минимальной налоговой ставки 13% по доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей. По ставке 35% облагаются денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычайно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям.
Т.е. доходы, получение которых не связано с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, работ, услуг. Доходы, полученные физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются по ставке 30%.
Наиболее низкая ставка в размере 6% (с 1 января 2005 г. - 9%) установлена по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации.
Значительно увеличен размер вычетов из налогооблагаемого дохода. Теперь разрешено уменьшать налогооблагаемый доход на расходы и на платное образование (по оплате получения образования самим налогоплательщиком и его детьми) и на медицинское обслуживание, в том числе на приобретение медикаментов. При этом законодательством установлено ограничение на уменьшение налогооблагаемой базы. Итак, налогооблагаемая база (облагаемая по ставке 13%) уменьшается!' на доходы, не подлежащие налогообложению (перечисленные в НК РФ), и на размер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов".
Высока фискальная роль данного налога в формировании доходов региональных и местных бюджетов.
Наиболее состоятельные граждане - собственники строений (помещений) уплачивают также налог на имущество физических лиц. Этот налог дополняет подоходное налогообложение, регулируя имущественную состоятельность граждан. С 2000 г. ставки по нему дифференцируются в зависимости от стоимости совокупного недвижимого имущества, находящегося в собственности физического лица. В перспективе должна заметно усилиться их фискальная и социальная роль.
Недостатки налоговой системы связаны с несовершенством законодательной базы, например:
• с многочисленностью нормативных документов и частым несоответствием между законами и подзаконными актами, регулирующими налоговые отношения, и законами других отраслей права, имеющими отношение к вопросам регулирования налоговых отношений;
• с нестабильностью налогового законодательства, не позволяющей предпринимателям видеть перспективу своей деятельности, жесткие нормы ответственности за нарушение налогового законодательства.
Действующая с 1992 г. налоговая система Российской Федерации первоначально выполняла свою роль. Однако по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований присущие налоговой системе недостатки становились все более заметными. На протяжении последних лет в законодательство о налогах ежегодно вносились изменения, но они не затрагивали основ налоговой системы, которая в результате стала тормозом экономического развития страны. Поэтому возникла необходимость качественного реформирования действующей налоговой системы. Для этого нужно не устранять недостатки существующей налоговой системы, а принять Налоговый кодекс Российской Федерации в полном объеме с учетом всей системы налоговых отношений в Российской Федерации [1,c211].
3. Финансовая система РФ, её понятие и структура
3.1 Государственный бюджет
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодна, должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития [4,c31].
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
-государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
-с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
-пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
-область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.