Финансовая и налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст.2 НК РФ)

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3

I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5

1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5

1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5

1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………....…..7

1.3 Принципы построения налоговой системы………………………………...9

2. Налоговая система Российской федерации

2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14

2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15

3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура

3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22

3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27

3.3 Государственный кредит…………………………………………………....33

3.4 Фонды страхования…………………………………………………….……38

3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….39

3.6 Финансы предприятий…………………………………………………...….43

II Практическая часть……………………………………....................................46

Заключение……………………………………………….…………….…….......62

Список использованной литературы…………………………….……………..66

Работа содержит 1 файл

Финансовая и налоговая система в РФ распечатать!!! (2).doc

— 354.00 Кб (Скачать)

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи(ст.38НК.РФ)[1].

1.3 Принципы построения налоговой системы

 

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования.

Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.

Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:

      принцип справедливости (равенства) налогообложения;

      определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);

      удобство сроков и способов уплаты;

      экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

Общепризнанно, что при всей важности каждого из этих принципов главным из них является принцип справедливости, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость - категория, прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является "чужеродным" элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным.

Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.

В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале - их не должно быть совсем.

В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, независящей от величины облагаемого дохода.

Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:

      принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;

      принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Реализация этого принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументирование, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ставок основных налогов - явление широко распространенное: как в прямой форме - в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой - преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.

Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. [1,c211].

Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить.

 

В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы

Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства.

Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

 

2. Налоговая система Российской Федерации

2.1 Структура налогообложения РФ

 

Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 гг., в период формирования основ рыночной эко­номики. Отсутствие опыта правового регулирования реальных нало­говых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку налогового законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это повлияло на становление налоговой системы. Она создавалась глав­ным образом на основе опыта зарубежных стран. Благодаря этому оте­чественная налоговая система по общей структуре и принципам пост­роения в основном соответствовала распространенным в мировой экономике. Налоговая система стала представлять собой сочетание двух основных видов нало­гов: прямых и косвенных [1,c206].

 

 

По отношению к ВВП налоговые сборы составляют немного по различным оценкам, от 20 до 30%, тогда как в зарубежных странах этот показатель достигает более высоких значений (до 40-50% в Гер­мании, Франции, Бельгии, Швеции и др.).

Особенностью налоговой системы Российской Федерации явля­ется преобладание косвенных налогов. Так, доля поступлений от них в налоговых доходах федерального бюджета в среднем за последние годы составила 55%.

 

2.2 Основные налоги, взимаемые в России

 

Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость, влияющий на процесс ценообра­зования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен актуальностью решения следующих задач: ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы, обеспечение стабильного источ­ника доходов в бюджет, систематизация доходов. Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюд­жетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах раз­ных стран неодинакова. Так, во Франции НДС составляет 45% нало­говых поступлений в бюджет, в Нидерландах - 24%. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета Рос­сии - 50,0%.

Этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реа­лизованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Круг плательщи­ков НДС очень широк: все организации, независимо от форм собствен­ности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридиче­ского лица; предприниматели, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Налог на добавленную стоимость включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуе­мой потребителям (покупателям). Для упрощения расчетов в качестве объекта налогообложения определена не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собствен­ного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Объектом налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами. С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной стоимо­сти введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продук­ции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.

Следующим по значению косвенным налогом являются акцизы.

Это старейшая форма косвенного налогообложения, первое упомина­ние о которой относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существо­вали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потреб­ления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно-имущественного обложения, акцизы несколько сдали свои позиции. Однако и по сей день акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства; Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложе­ния являются, прежде всего, предметы массового спроса.

Это и предопределяет существенную фискальную роль данных налогов. В России в течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели, самостоятельного значения и были; по существу, неотъемлемой частью налога с оборота. В ходе налоговой реформы в Российской Феде­рации акцизы вновь были восстановлены в правах и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов. В Налоговом Кодексе Российской Федерации акцизы также, выступают важнейшим элементом системы федеральных налогов.

Акцизы представляют собой разновидность косвенных налогов, однако они имеют ряд специфических черт.

Во-первых, акциз - индивидуальный налог на отдельные виды, и группы товаров (в то время как НДС - универсальный косвенный' налог).

Во-вторых, объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров, причем перечень: подакцизных товаров ·ограничен всего несколькими наименованиями. Следовательно, из сферы обложения акцизами выпадают работы и услуги.

В-третьих, акцизы функционируют преимущественно в производственной сфере (а НДС - в сфере производства и обращения).

Инструментом государственного регулирования внутреннего рын­ка товаров в процессе его взаимодействия с мировым рынком являются таможенные пошлины, которые подразделяются на импортные: (ввозные) и экспортные (вывозные). Основные цели их установления - рационализация товарной структуры ввоза и защиты отечественного товаропроизводителя, поддержание оптимального соотношения, валютных доходов и pacxoдов, создание условий для прогрессивных, изменений в структуре производства и потребления товаров.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ и бывают следующих видов:

      адвалорные - начисленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

      специфические - начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров;

      комбинированные - в которых сочетаются первые два вида таможенного обложения.

Особенность налоговой системы Российской Федерации заклю­чается в преобладании в структуре прямых налогов доли налогов, уплачиваемых юридическими лицами. В зарубежных странах основу состав­ляют подоходные налоги с физических лиц [1,c208].

Основным прямым налогом, взимаемым с организаций, является налог на прибыль. Его применение вызвано тем, что роль прибыли в условиях рыночной экономики существенно возрастает, она стано­вится главным источником государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Основное назначение налога на при­быль организаций - стимулирование развития определенных сфер и видов деятельности, обеспечение стабильных инвестиционных про­цессов в сфере производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и наращивание капитала.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком, равная полученному доходу, и уменьшенная на величину произведенных расходов (эко­номически обоснованных и документально подтвержденных затрат). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произ­ведены для осуществления деятельности, направленной на получе­ние дохода.

Информация о работе Финансовая и налоговая система РФ