Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст.2 НК РФ)
Введение…………………………………………………………….……………..3
I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5
1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………....…..7
1.3 Принципы построения налоговой системы………………………………...9
2. Налоговая система Российской федерации
2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14
2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15
3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура
3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22
3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27
3.3 Государственный кредит…………………………………………………....33
3.4 Фонды страхования…………………………………………………….……38
3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….39
3.6 Финансы предприятий…………………………………………………...….43
II Практическая часть……………………………………....................................46
Заключение……………………………………………….…………….…….......62
Список использованной литературы…………………………….……………..66
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи(ст.38НК.РФ)[1].
1.3 Принципы построения налоговой системы
В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования.
Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.
Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.
Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:
принцип справедливости (равенства) налогообложения;
определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);
удобство сроков и способов уплаты;
экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.
Общепризнанно, что при всей важности каждого из этих принципов главным из них является принцип справедливости, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость - категория, прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является "чужеродным" элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным.
Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.
В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале - их не должно быть совсем.
В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.
В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, независящей от величины облагаемого дохода.
Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:
принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;
принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.
Реализация этого принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.
Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументирование, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ставок основных налогов - явление широко распространенное: как в прямой форме - в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой - преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.
Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. [1,c211].
Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить.
В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы
Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства.
Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.
2. Налоговая система Российской Федерации
2.1 Структура налогообложения РФ
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 гг., в период формирования основ рыночной экономики. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку налогового законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это повлияло на становление налоговой системы. Она создавалась главным образом на основе опыта зарубежных стран. Благодаря этому отечественная налоговая система по общей структуре и принципам построения в основном соответствовала распространенным в мировой экономике. Налоговая система стала представлять собой сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных [1,c206].
По отношению к ВВП налоговые сборы составляют немного по различным оценкам, от 20 до 30%, тогда как в зарубежных странах этот показатель достигает более высоких значений (до 40-50% в Германии, Франции, Бельгии, Швеции и др.).
Особенностью налоговой системы Российской Федерации является преобладание косвенных налогов. Так, доля поступлений от них в налоговых доходах федерального бюджета в среднем за последние годы составила 55%.
2.2 Основные налоги, взимаемые в России
Наиболее существенным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен актуальностью решения следующих задач: ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы, обеспечение стабильного источника доходов в бюджет, систематизация доходов. Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах разных стран неодинакова. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах - 24%. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России - 50,0%.
Этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.
Круг плательщиков НДС очень широк: все организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица; предприниматели, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Налог на добавленную стоимость включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). Для упрощения расчетов в качестве объекта налогообложения определена не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.
Объектом налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами. С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.
Следующим по значению косвенным налогом являются акцизы.
Это старейшая форма косвенного налогообложения, первое упоминание о которой относится к эпохе Древнего Рима. Уже тогда существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений акцизная форма налогообложения становится доминирующей, хотя в дальнейшем, по мере развития прямого подоходно-имущественного обложения, акцизы несколько сдали свои позиции. Однако и по сей день акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства; Исторически сложилось так, что объектами акцизного налогообложения являются, прежде всего, предметы массового спроса.
Это и предопределяет существенную фискальную роль данных налогов. В России в течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели, самостоятельного значения и были; по существу, неотъемлемой частью налога с оборота. В ходе налоговой реформы в Российской Федерации акцизы вновь были восстановлены в правах и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов. В Налоговом Кодексе Российской Федерации акцизы также, выступают важнейшим элементом системы федеральных налогов.
Акцизы представляют собой разновидность косвенных налогов, однако они имеют ряд специфических черт.
Во-первых, акциз - индивидуальный налог на отдельные виды, и группы товаров (в то время как НДС - универсальный косвенный' налог).
Во-вторых, объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров, причем перечень: подакцизных товаров ·ограничен всего несколькими наименованиями. Следовательно, из сферы обложения акцизами выпадают работы и услуги.
В-третьих, акцизы функционируют преимущественно в производственной сфере (а НДС - в сфере производства и обращения).
Инструментом государственного регулирования внутреннего рынка товаров в процессе его взаимодействия с мировым рынком являются таможенные пошлины, которые подразделяются на импортные: (ввозные) и экспортные (вывозные). Основные цели их установления - рационализация товарной структуры ввоза и защиты отечественного товаропроизводителя, поддержание оптимального соотношения, валютных доходов и pacxoдов, создание условий для прогрессивных, изменений в структуре производства и потребления товаров.
Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ и бывают следующих видов:
адвалорные - начисленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
специфические - начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров;
комбинированные - в которых сочетаются первые два вида таможенного обложения.
Особенность налоговой системы Российской Федерации заключается в преобладании в структуре прямых налогов доли налогов, уплачиваемых юридическими лицами. В зарубежных странах основу составляют подоходные налоги с физических лиц [1,c208].
Основным прямым налогом, взимаемым с организаций, является налог на прибыль. Его применение вызвано тем, что роль прибыли в условиях рыночной экономики существенно возрастает, она становится главным источником государственного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Основное назначение налога на прибыль организаций - стимулирование развития определенных сфер и видов деятельности, обеспечение стабильных инвестиционных процессов в сфере производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и наращивание капитала.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком, равная полученному доходу, и уменьшенная на величину произведенных расходов (экономически обоснованных и документально подтвержденных затрат). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.