Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст.2 НК РФ)
Введение…………………………………………………………….……………..3
I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5
1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………....…..7
1.3 Принципы построения налоговой системы………………………………...9
2. Налоговая система Российской федерации
2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14
2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15
3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура
3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22
3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27
3.3 Государственный кредит…………………………………………………....33
3.4 Фонды страхования…………………………………………………….……38
3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….39
3.6 Финансы предприятий…………………………………………………...….43
II Практическая часть……………………………………....................................46
Заключение……………………………………………….…………….…….......62
Список использованной литературы…………………………….……………..66
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
БЕРДСКИЙ ФИЛИАЛ
Курсовая работа
По дисциплине: «Налоги и налогообложение»
На тему: «Финансовая и налоговая система в РФ»
Вариант-6
Выполнила: студентка 3 курса
гр. ЭУБ-81
Бердск, 2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5
1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………....….
1.3 Принципы построения налоговой системы………………………………...9
2. Налоговая система Российской федерации
2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14
2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15
3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура
3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22
3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27
3.3 Государственный кредит…………………………………………………....3
3.4 Фонды страхования…………………………………………………
3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….3
3.6 Финансы предприятий…………………………………………………
II Практическая часть……………………………………...........
Заключение……………………………………………….…
Список использованной литературы…………………………….……………..6
Введение
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст.2 НК РФ) [1].
В бюджет каждого уровня государственной власти и местного самоуправления должны поступать достаточные суммы налоговых платежей, позволяющие проводить независимую, эффективную политику на подведомственной территории. Однако при этом должен учитываться принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
• приоритет норм, установленных налоговым законодательством, перед нормами иных законодательно нормативных актов, не относящихся к нормам налогового права, однако в тои или иной мере затрагивающих вопросы налогообложения;
• определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов - с другой,
• учет фактора инфляции при построении и взимании того или
иного налога.
Основными критериями в оценке налоговой системы служат следующие:
• выбор форм налогов является, как правило, взвешенным компромиссом между эффективностью налоговой системы и ее справедливостью с точки зрения распределения налогового бремени;
• учет соотношения между административными издержками и затратами налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства;
• сначала повышение эффективности налоговой системы при росте налоговых ставок, а затем снижение эффективности [1,c206].
Деньги - обязательное условие существования финансов. Они являются материальным носителем финансовых отношений, которые опосредованы движением потоков денежных средств. Но финансы и деньги - разные экономические категории. Деньги в современных рыночных условиях - это декретируемое государством фидуциарное средство платежа. Финансы представляют собой комплекс экономических отношений, выражающийся с помощью движения денег.
Распределительный характер финансов обусловлен тем, что соответствующие отношения всегда сопровождаются распределением денежных доходов, которые в процессе финансового распределения меняют либо собственников, либо цель использования. При этом движение денежных средств не сопровождается движением встречных потоков товаров и услуг. Финансовые отношения многообразны и возникают, в частности, в следующих случаях:
при формировании и использовании общегосударственных фондов денежных средств;
при перераспределении временно свободных финансовых ресурсов между экономически независимыми собственниками на основе спроса и предложения;
в процессе инвестиционной деятельности;
в связи с формированием и использованием страховых фондов;
в связи с формированием и использованием доходов и накоплений организаций и домашних хозяйств [5,c 34].
1. Понятие налоговой системы
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства
Налоговая система - это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Государство устанавливает разнообразные виды налоговых платежей, используя различное функциональное назначение налогов, для достижения тех или иных целей. Налоговые системы государств имеют национальные особенности, формируемые в соответствии с определенными принципами. Но при этом налоговая система любого государства призвана достичь следующих целей:
1) служить интересам государственной казны;
2) стимулировать, но ни в коей мере не ограничивать предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов, т.е. заинтересовывать налогоплательщиков в расширении производства;
3) в определенной мере смягчать расслоение общества на классы; в настоящее время налоговая система Российской Федерации должна реально влиять на укрепление рыночных основ способствовать развитию производства и служить одним из барьеров на пути социального обнищания населения. К числу наиболее важных принципов, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы, относятся:
• разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими, доходы.
Должен поддерживаться баланс прямых и косвенных налогов, позволяющий сгладить отрицательные черты, присущие каждому из них в отдельности.
В период обострения кризисной ситуации, в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета.
Множественность налогов позволяет создать предпосылки для гибкой налоговой политики;
• универсализация налогообложения - обеспечивает одинаковое для всех налогоплательщиков требование эффективности хозяйствования, независимо от организационно-правовых форм хозяйствования; одинаковый подход к исчислению величины налога вне: зависимости от источника полученного дохода, сферы деятельности;
• однократность обложения, заключающаяся в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;
• научный подход к определению конкретной величины ставки налога состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит налогоплательщику иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие;
• дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок. Дифференцированные ставки целесообразно устанавливать по тем налогам, которыми облагается либо доля дохода, либо конечный доход. Установление индивидуальных ставок приводит к неравномерному распределению налогового бремени и вызывает стремление у некоторых налогоплательщиков скрывать часть объекта обложения;
относительная стабильность нормативной базы, процедур налогообложения и простота порядка исчисления и взимания налогов;
единый подход к вопросам налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, и защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти [1,c205].
1.2 Правовое значение объекта налогообложения
Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т. д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Такой характер налоговых правоотношений определяет их весьма большое сходство с правоохранительными отношениями, где речь идет о привлечении нарушителя к юридической ответственности. Не зря, поэтому налоги называют не только обязательными платежами, но даже принудительными.
Это в свою очередь настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. К сожалению, данные требования, сформулированные еще два-три столетия тому назад, так и не могут получить удовлетворительного выражения в современном налоговом законодательстве.
Одним из возможных путей решения этой правовой проблемы могло бы стать использование в законодательстве такой категории, как налоговый состав, которая, как и состав правонарушения, может рассматриваться как один из видов юридического состава. В таком случае налоговый состав и налоговое производство (порядок исчисления и уплаты налога) станут основными элементами налогового режима, устанавливающего определение и исполнение налоговой обязанности (возникновение и реализацию налогового правоотношения) [3,c256].
Одним из элементов налогового состава является объект налогообложения. При этом налоговый состав является системной категорией, где все его элементы, в том числе объект налогообложения, взаимосвязаны с другими элементами, иными словами, имеют системообразующие связи. Поэтому, например, объектом налога является не просто имущество (строения, земельный участок, транспортные средства и т. д.), а имущество, характеризующееся своей принадлежностью определенному лицу - налогоплательщику (субъекту налога). В то же время сами элементы налогового состава (субъект - объект - ставка - льготы) также имеют сложную природу и в свою очередь могут быть раскрыты через присущие им признаки.
Итак, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговое правоотношение и налоговую обязанность, является фактическим обстоятельством как основанием взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т. д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (вспомните налог на пользователей автомобильных дорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом либо налоговым органом.
Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава - ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения).
С объектом налогообложения связаны и некоторые налоговые льготы, реализация права на которые уменьшает объем налоговой обязанности или вовсе освобождает от нее. Сюда относятся такие льготы по налогам, как установление необлагаемого минимума объекта и изъятие из обложения определенных его элементов, причем последняя является одной из наиболее распространенных налоговых льгот (наряду с такой, как освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков).
Известно, что наше законодательство перегружено налоговыми льготами и неоднократно на официальном уровне ставилась задача их разумного сокращения. В то же время льготы должны быть достаточно весомыми, чтобы налогоплательщик ощущал их реальную значимость. Например, в печати высказано суждение о такой льготе, как необлагаемый минимум по подоходному налогу с физических лиц: «назвать это социальной защитой оскорбительно для работающих», это лишь усложняет работу бухгалтеров и затрудняет работу налоговых инспекторов, ибо сама по себе такая льгота весьма незначительна.