Финансовая и налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст.2 НК РФ)

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3

I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5

1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5

1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5

1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………....…..7

1.3 Принципы построения налоговой системы………………………………...9

2. Налоговая система Российской федерации

2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14

2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15

3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура

3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22

3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27

3.3 Государственный кредит…………………………………………………....33

3.4 Фонды страхования…………………………………………………….……38

3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….39

3.6 Финансы предприятий…………………………………………………...….43

II Практическая часть……………………………………....................................46

Заключение……………………………………………….…………….…….......62

Список использованной литературы…………………………….……………..66

Работа содержит 1 файл

Финансовая и налоговая система в РФ распечатать!!! (2).doc

— 354.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БЕРДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Налоги и налогообложение»

На тему: «Финансовая и налоговая система в РФ»

Вариант-6

 

                                                                Выполнила: студентка 3 курса

гр. ЭУБ-81

                                                    Иванова Е.О.

                                                                     Шифр: 505668110

                                                          Проверила: старший преподаватель

                                                          Носкова Татьяна Николаевна

 

 

Бердск, 2010 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….……………..3

I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5

1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5

1.1  Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5

1.2  Правовое значение объекта налогообложения………………………....…..7

1.3  Принципы построения налоговой системы………………………………...9

2. Налоговая система Российской федерации

2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14

2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15

3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура

3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22

3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27

3.3 Государственный кредит…………………………………………………....33

3.4 Фонды страхования…………………………………………………….……38

3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….39

3.6 Финансы предприятий…………………………………………………...….43

II Практическая часть……………………………………....................................46

Заключение……………………………………………….…………….…….......62

Список использованной литературы…………………………….……………..66


Введение

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст.2 НК РФ) [1].

В бюджет каждого уровня государственной власти и местного самоуправления должны поступать достаточные суммы налоговых платежей, позволя­ющие проводить независимую, эффективную политику на подведом­ственной территории. Однако при этом должен учитываться принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

• приоритет норм, установленных налоговым законодательством, перед нормами иных законодательно нормативных актов, не относящихся к нормам налогового права, однако в тои или иной мере затрагивающих вопросы налогообложения;

• определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов - с другой,

• учет фактора инфляции при построении и взимании того или

иного налога.

Основными критериями в оценке налоговой системы служат следующие:

• выбор форм налогов является, как правило, взвешенным компромиссом между эффективностью налоговой системы и ее справедливостью с точки зрения распределения налогового бремени;

• учет соотношения между административными издержками и затратами налогоплательщика на соблюдение налогового законода­тельства;

• сначала повышение эффективности налоговой системы при росте налоговых ставок, а затем снижение эффективности [1,c206].

Деньги - обязательное условие существования финансов. Они являются материальным носителем финансовых отношений, которые  опосредованы движением потоков денежных средств. Но финансы и деньги - разные экономические категории. Деньги в современных рыночных условиях - это декретируемое государством фидуциарное средство платежа. Финансы представляют собой комплекс экономи­ческих отношений, выражающийся с помощью движения денег.

Распределительный характер финансов обусловлен тем, что соответствующие отношения всегда сопровождаются распределением денежных доходов, которые в процессе финансового распределения меняют либо собственников, либо цель использования. При этом дви­жение денежных средств не сопровождается движением встречных потоков товаров и услуг. Финансовые отношения многообразны и возникают, в частности, в следующих случаях:

     при формировании и использовании общегосударственных фондов денежных средств;

     при перераспределении временно свободных финансовых ресурсов между экономически независимыми собственниками на основе спроса и предложения;

     в процессе инвестиционной деятельности;

     в связи с формированием и использованием страховых фондов;

     в связи с формированием и использованием доходов и накоплений организаций и домашних хозяйств [5,c 34].

1.      Понятие налоговой системы

1.1         Сущность налогов и их роль в экономике государства

 

Налоговая система - это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Государство устанавливает разнообразные виды налоговых платежей, используя различное функциональное назначение налогов, для достижения тех или иных целей. Налоговые системы государств имеют национальные особенности, формируемые в соответствии с определенными принципами. Но при этом налоговая система любого госу­дарства призвана достичь следующих целей:

1)    служить интересам государственной казны;

2)    стимулировать, но ни в коей мере не ограничивать предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов, т.е. заинтересовывать налогоплательщиков в расширении производства;

3)    в определенной мере смягчать расслоение общества на классы; в настоящее время налоговая система Российской Федерации должна реально влиять на укрепление рыночных основ способствовать развитию производства и служить одним из барьеров на пути социального обнищания населения. К числу наиболее важных принципов, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы, относятся:

• разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими, доходы.

Должен поддерживаться баланс прямых и косвенных налогов, позволяющий сгладить отрицательные черты, присущие каждому из них в отдельности.

В период обострения кризисной ситуации, в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета.

Множественность налогов позволяет создать предпосылки для гибкой налоговой политики;

• универсализация налогообложения - обеспечивает оди­наковое для всех налогоплательщиков требование эффективности хозяйствования, независимо от организационно-правовых форм хозяй­ствования; одинаковый подход к исчислению величины налога вне: зависимости от источника полученного дохода, сферы деятельности;

• однократность обложения, заключающаяся в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;

• научный подход к определению конкретной величины ставки налога состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит налогоплательщику иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие;

• дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая не должна превращаться ни в запретитель­ную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок. Дифференцирован­ные ставки целесообразно устанавливать по тем налогам, которыми облагается либо доля дохода, либо конечный доход. Установление индивидуальных ставок приводит к неравномерному распределению налогового бремени и вызывает стремление у некоторых налогопла­тельщиков скрывать часть объекта обложения;

               относительная стабильность нормативной базы, процедур налогообложения и простота порядка исчисления и взимания налогов;

               единый подход к вопросам налогообложения, включая предо­ставление права на получение налоговых льгот, и защиту закон­ных интересов всех налогоплательщиков;

               четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти [1,c205].


1.2         Правовое значение объекта налогообложения

 

Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т. д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Такой характер налоговых правоотношений определяет их весьма большое сходство с правоохранительными отношениями, где речь идет о привлечении нарушителя к юридической ответственности. Не зря, поэтому налоги называют не только обязательными платежами, но даже принудительными.

Это в свою очередь настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. К сожалению, данные требования, сформулированные еще два-три столетия тому назад, так и не могут получить удовлетворительного выражения в современном налоговом законодательстве.

Одним из возможных путей решения этой правовой проблемы могло бы стать использование в законодательстве такой категории, как налоговый состав, которая, как и состав правонарушения, может рассматриваться как один из видов юридического состава. В таком случае налоговый состав и налоговое производство (порядок исчисления и уплаты налога) станут основными элементами налогового режима, устанавливающего определение и исполнение налоговой обязанности (возникновение и реализацию налогового правоотношения) [3,c256].

Одним из элементов налогового состава является объект налогообложения. При этом налоговый состав является системной категорией, где все его элементы, в том числе объект налогообложения, взаимосвязаны с другими элементами, иными словами, имеют системообразующие связи. Поэтому, например, объектом налога является не просто имущество (строения, земельный участок, транспортные средства и т. д.), а имущество, характеризующееся своей принадлежностью определенному лицу - налогоплательщику (субъекту налога). В то же время сами элементы налогового состава (субъект - объект - ставка - льготы) также имеют сложную природу и в свою очередь могут быть раскрыты через присущие им признаки.

Итак, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговое правоотношение и налоговую обязанность, является фактическим обстоятельством как основанием взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т. д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (вспомните налог на пользователей автомобильных дорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом либо налоговым органом.

Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава - ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения).

 

С объектом налогообложения связаны и некоторые налоговые льготы, реализация права на которые уменьшает объем налоговой обязанности или вовсе освобождает от нее. Сюда относятся такие льготы по налогам, как установление необлагаемого минимума объекта и изъятие из обложения определенных его элементов, причем последняя является одной из наиболее распространенных налоговых льгот (наряду с такой, как освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков).

Известно, что наше законодательство перегружено налоговыми льготами и неоднократно на официальном уровне ставилась задача их разумного сокращения. В то же время льготы должны быть достаточно весомыми, чтобы налогоплательщик ощущал их реальную значимость. Например, в печати высказано суждение о такой льготе, как необлагаемый минимум по подоходному налогу с физических лиц: «назвать это социальной защитой  оскорбительно для работающих», это лишь усложняет работу бухгалтеров и затрудняет работу налоговых инспекторов, ибо сама по себе такая льгота весьма незначительна.

Информация о работе Финансовая и налоговая система РФ