Федеральный бюджет Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 20:30, реферат

Описание работы

Целью написания курсовой работы, является углубленное изучение темы формирование налоговых доходов региональных бюджетов РФ на примере налоговых доходов РМ.

Объект курсовой работы налоговые доходы Республики Мордовия.

Предмет курсовой работы формирование и распределение налоговых доходов бюджета Республики Мордовия.

В процессе работы использовались аналитический, статистический, описательный методы исследования.

В результате исследования выявлены сущность и оценка формирования региональных бюджетов Республики Мордовия.

.Степень внедрения: частичная.

Область применения: в работе финансиста.

Эффективность: повышение теоретического и формирования налоговых доходов региональных бюджетов.

Содержание

Введение 5

1Теоретические основы формирования доходов бюджета

в современных условиях 8

1.Экономическое содержание доходов бюджета 8
1.2 Сущность местных бюджетов 11

2 Исследование формирования налоговых доходной бюджета

г.Саранск 18

2.1 Анализ налоговых доходов 2006-2008 гг. 18

2.2 Проблемы формирования налоговых доходов бюджета РМ 24

3 Направления совершенствования системы формирования

доходов местного бюджета 27

3.1 Методы укрепления доходной части местного бюджета 27

3.2 Совершенствование механизма формирования

бюджетных доходов 32

Заключение 35

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Проблемы налогового дохода в регионе).doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     Объем Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) в 2008 году составляет 52815,3 тыс. рублей.

     Из  Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) муниципальным районам (городскому округу) предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) Республики Мордовия.

     Распределение дотаций из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) производится в соответствии с приложением 12 к настоящему Закону.

     Уровень обеспеченности поселений налоговыми доходами (без учета налоговых  доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя устанавливается на 2008 год в размере 1554,6 рубля.

     Уровень обеспеченности муниципальных районов  налоговыми доходами (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в расчете на одного жителя устанавливается на 2008 год в размере 2594,7 рубля. 
 
 
 
 
 

     2.2 Проблемы формирования налоговых доходов бюджета  РМ 

     На  бюджеты субъектов РФ, согласно бюджетному законодательству, возложена существенная доля государственных расходов. Финансирование мероприятий по осуществлению социальной политики государства в значительной части проводится за счет средств региональных бюджетов.

     Соответствующие расходные полномочия должны осуществляться за счет доходных поступлений бюджета. Однако, в РМ данное положение реализовано  не в полной мере, основной причиной чего является нехватка в регионе собственных доходов и, прежде всего, главной их составляющей – налоговых поступлений.

     Однако, в настоящее время существует множество нерешенных  проблем, связанных с формированием налоговых доходов региональных бюджетов. Так, более устойчивые налоговые доходы закреплены за федеральным бюджетом (НДС, таможенные пошлины, акцизы). За региональным бюджетом закреплены трудно образуемые и трудно собираемые налоги (НДФЛ). Суммы же местных налогов очень малы и не могут обеспечить финансирование более 80% всех затрат страны на социальную политику.

     Существующая  методика разграничения налоговых  полномочий между уровнями бюджетной  системы РФ, ежегодное изменение  нормативов отчислений от федеральных  налогов приводит к снижению налоговых поступлений в бюджет субъекта. Поэтому целесообразно закрепление за региональными бюджетами большей доли основных налогов. Это повысило бы размер собственных доходов бюджетов субъектов РФ, заинтересованность регионов в повышении собираемости налогов, укрепило бы единство бюджетной системы.

     В целях компенсации потерь налоговых  доходов республиканского бюджета  РМ в условиях изменения налогового и бюджетного законодательства необходимо использование всех имеющихся резервов и возможностей мобилизации финансовых ресурсов.

     Поэтому, при формировании налоговых доходов  регионального бюджета следует  предусмотреть ряд мероприятий, направленных на достижение максимального  уровня собираемости доходов за счет мобилизации имеющихся резервов:

     - осуществление жесткой политики, направленной на обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов, а также обязательное вовлечение недоимки в оборот республиканского бюджета;

     - проведение активной работы по  инвентаризации, реструктуризации, погашению  накопившейся задолженности по налогам и сборам предприятий в республиканский бюджет;

     - применение процедур банкротства  в отношении неработающих предприятий  и налогоплательщиков, имеющих большую  и устойчивую задолженность по  налогам и сборам;

     - регулярное проведение мониторинга за группой крупных (бюджетообразующих) предприятий на основе системы комплексного контроля их финансово-хозяйственной деятельности, выявления и анализа финансовых и товарных потоков с целью оценки фактической налоговой базы;

     - широкое применение отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов, налоговых инвестиционных кредитов;

     - рационализация действующей в  республике системы налоговых  льгот.

     На  наш, взгляд, для укрепления финансово-бюджетных  отношений в регионе необходимы:

     - более глубокая разработка информационно-аналитической базы для анализа процессов формирования и исполнения бюджета региона;

     - развитие реального сектора экономики  и, прежде всего, повышение  уровня развития потребительского  рынка и промышленного развития  региона;

     - создание условий для роста заработной платы работников предприятий и организаций;

     - формирование регионального бюджета  в более полном соответствии  с финансовыми возможностями  региона, экономическим потенциалом  и уровнем социально-экономического  развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Направления совершенствования  системы формирования 

    доходов местного бюджета 

    3.1 Методы укрепления  доходной части  местного бюджета 

    Возможности наращивания доходов бюджета Республики Мордовия за счет увеличения номинального налогового бремени в настоящее время исчерпаны. Поэтому основной прирост доходов бюджета можно получить только за счет значительного сокращения налоговых льгот и совершенствования бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя, усиления значимости в доходах бюджета налогов с физических лиц. При этом основным приоритетом налоговой реформы становится не только увеличение доходов бюджета, но и обеспечение предпринимательской и деловой активности для оживления производства. Для дальнейшей стабилизации бюджета Республики Мордовия очень важна серьезная налоговая реформа, включающая:

    - совершенствование налогового законодательства  с целью его упрощения, придания  налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечения нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков;

    - пересмотр и отмену некоторых  налоговых льгот;

    - объединение налогов, имеющих  одинаковую налоговую базу;

    - совершенствование норм и кодификацию  правил, регламентирующих деятельность  налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового  и гражданского законодательств;

    - установление жесткого оперативного  контроля за соблюдением экономических операций, повышение ответственности граждан за уклонение от налогов.

    Необходимо  также четкое установление налогов  по различным уровням финансовой системы, прежде всего, введение и строгий  контроль закрытого перечня региональных и местных налогов на федеральном уровне, определение общих принципов действия этих налогов и предельных значений их ставок [24,С.552].

    Для предотвращения утаивания доходов  от налогообложения налоговые органы должны иметь право в случае явного несоответствия между образом жизни налогоплательщика и его официально уплачиваемыми налогами применять метод определения величины подоходного налога по внешним признакам богатства.

    Важнейшее значение для стабилизации налоговой  и бюджетной системы страны имеет  пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В необходимых случаях (в частности, предприятиям общества инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета [16,С.85].

    Необходимо  придать налоговому законодательству большую четкость и «прозрачность», не оставляющую места для неоднозначного толкования налоговых норм. В этих целях для улучшения собираемости налогов и предотвращения уклонения  от налогообложения должны быть осуществлены меры по рационализации и упрощению бухучета, определению экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость продукции.

    Борьба  с предоставлением незаконных льгот  и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности должна вестись через ужесточение контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих лиц».

    Скорейшее введение в действие перечисленных  мер позволит существенно повысить собираемость налогов, соотнести налоговую  систему с задачами достижения экономического роста.

    Бюджетная политика в области расходов в  ближайший период будет реализовываться  исходя из объема ресурсов, определенных в рамках прогноза доходов и источников финансирования бюджетного дефицита. Благодаря стабилизационным процессам  в экономике страны появилась возможность среднесрочного прогнозирования бюджетных доходов и расходов. С 2003 года составляются прогнозы социально-экономического развития страны на 3 года.

    Процедура составления проекта бюджета  должна позволять федеральным органам исполнительной власти самостоятельно определять наиболее важные направления расходования средств внутри отрасли исходя из возможностей бюджета по финансированию конкретных отраслей экономики и социальной сферы при сохранении общих приоритетов, предусмотренных в проекте федерального бюджета.

    Предстоит сокращение числа бюджетополучателей, так как наличие более 140 прямых получателей средств из федерального бюджета в настоящее время  делает его трудноисполнимым. Бюджетные  средства должны распределяться по перечню, ограниченному количеством федеральных органов исполнительной власти, а остальные бюджетные учреждения должны быть включены в состав профильных министерств и ведомств. Это позволит создать более эффективную ведомственную структуру расходов бюджета, строже спрашивать за его исполнение с ограниченного круга министерств и ведомств.

    Большая ответственность за исполнение бюджета Республики Мордовия возлагается на региональные власти и органы местного самоуправления. Кроме того, они наделены и большей самостоятельностью.

    Исполнение  бюджета Республики Мордовия -2007 идет опережающими темпами. За 11 месяцев его собственные доходы увеличились по сравнению с прошлым годом на 3 млрд. руб. и достигли 10,1 миллиарда (это, к слову, на 500 миллионов больше запланированного). Прогнозные показатели выполнили все без исключения муниципальные образования, причем Ромодановский район - на 115%, Зубово-Полянский и Дубенский - на 111%. Благодаря этому удалось почти полностью компенсировать предполагавшийся дефицит бюджета. Дополнительные доходы в сумме 294 миллионов рублей решено направить на строительство жилья в сельской местности, погашение ипотечных кредитов, поддержку производителей молочной продукции (а по сути - на сдерживание роста цен), реконструкцию Детской республиканской больницы №1 и средней школы в селе Мамолаево Ковылкинского района, развитие водоснабжения в  сельской местности. Кроме того, на дополнительное лекарственное  обеспечение граждан было решено выделить еще 5 млн. руб. Некоторые новшества на федеральном уровне потребовали также скорректировать бюджет республики на следующий год. Запланированные доходы казны увеличены на 350 млн. руб., расходы - на 424 миллиона. В целом же доходная ее часть составит почти 15,5 миллиарда рублей, а дефицит - свыше 1,3 миллиарда.

    В целях создания стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджет Республики Мордовия необходимо законодательное установление различных условий осуществления бюджетного процесса для субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня их дотационности. Это необходимо для того, чтобы заинтересовать субъекты Российской Федерации к зарабатыванию собственных доходов и переходу из одной категории бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в категорию с более высоким уровнем обеспеченности.

    Так, в отношении высокодотационных  субъектов Российской Федерации Республики Мордовия, в бюджетах которых в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) в объеме собственных доходов превышала 60 процентов, необходимо законодательное введение дополнительных требований по контролю за эффективностью использования бюджетных средств, включающих:

Информация о работе Федеральный бюджет Российской Федерации