Анализ налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы стоит рассмотрение порядка налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, изучить особенности и сравнить с налогообложением соответствующего категории предприятий в Российской Федерации, а также проведение анализа налогообложения на примере ИП Романова О.Н. зарегистрированного в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Становление и развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь
1.1 Порядок ведения предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь
1.2 Порядок учета индивидуальными предпринимателями результатов деятельности
1.3 Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Беларусь
2. Анализ налогообложения ИП Романова О.Н.
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2 Анализ налогообложения ИП Романов О.Н.
3. Пути совершенствования налогообложения ИП
3.1 Совершенствование применения упрощенной системы Налогообложения
3.2 Оценка эффективности перехода с ЕНВД на упрощенную систему налогообложения ИП Романова О.Н.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

     Современные налоговые системы капиталистических  стран являются продуктом длительного процесса совершенствования, но продолжают развиваться и улучшаться в направлении соответствия общим принципам налогообложения, выработанным мировым сообществом. Эти принципы должны стать основополагающими при формировании Налогового кодекса.

     Главными  критериями оценки цивилизованности и  эффективности налоговой системы признаны:

     1. Равенство и справедливость налогов  по отношению ко всем налогоплательщикам.

     2. Определенность и однозначность  налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору. Нарушение этого принципа приводит к тому, что налогоплательщик отдается во власть сборщика налогов.

     3. Удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков  уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.

     4. Стабильность, позволяющая прогнозировать  финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции на изменение экономической ситуации.

     5. Эффективность, предполагающая не  только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства.

     Первый  принцип - принцип равенства и  справедливости по отношению к налогоплательщикам. Однако его нарушения очевидны и обусловлены фискальными мотивами. В целях обеспечения наибольших сборов налогов белорусские законодатели выбрали в качестве главных объектов налогообложения выручку от реализации продукции, работ и услуг, и заработную плату.

     Чрезмерное  налогообложение выручки от реализации продукции, работ и услуг означает перенесение большей части платежей на их потребителя путем включения налогов в цену товаров и услуг, приводит к завышению этой цены, ставит отечественные товары и услуги в разряд неконкурентоспособных на мировом рынке.

     Заработная  плата на предприятиях облагается пятью  видами платежей: отчислениями в фонд социальной защиты населения, отчислениями в фонд содействия занятости, отчислениями во внебюджетный местный фонд содержания детских дошкольных учреждений, подоходным налогом с граждан. В общей сложности предприятия включают в себестоимость продукции, работ, услуг на каждые 100 рублей начисленной заработной платы еще 45 рублей налогов и отчислений. Поскольку в мировой практике издержки производства не связывают с налоговыми платежами, себестоимость белорусских товаров и услуг также становится неконкурентоспособной.

     Материалоемкие  и энергоемкие производства имеют  возможность переложить на государственный бюджет часть своих финансовых потерь от роста цен на ресурсы, от нерационального их использования.

     В трудоемких отраслях, наоборот, постоянный инфляционный рост заработной платы сопровождается увеличением налоговой нагрузки и снижением прибыли.

     Дискриминационность налоговой политики в отношении  к трудоемким отраслям национальной экономики выражается также в  том, что при выборе в качестве объекта налогообложения фонда заработной платы происходит отрыв этою объекта от источника уплаты налогов, что при отсутствии или недостаточности последнего (выручки от реализации) приводит к вторжению налоговых изъятий в воспроизводственные ресурсы предприятий. Речь идет о том, что в бюджет и во внебюджетные фонды вносятся начисленные и включенные в себестоимость продукции суммы безотносительно к наличию реальных источников их уплаты.

     Недостаток  собственных оборотных средств, обусловленный их отвлечением на платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, предприятия вынуждены восполнять за счет кредитов банка, в результате чего себестоимость продукции увеличивается еще и за счет банковских процентов. Таким образом, действующая налоговая система усугубляет финансовую напряженность хозяйств, а следовательно, и возможность в дальнейшем своевременных расчетов с бюджетом, что, безусловно, отражается на оперативности пополнения государственной казны.

     Принцип равенства и справедливости в  налоговой системе нарушается также  при формировании целевых бюджетных или внебюджетных фондов для поддержки отдельных отраслей экономики. При этом происходит переложение затрат одних предприятий на другие, многие из которых сами нуждаются в финансовой помощи.

     Целевое финансирование сельского, жилищного, дорожного хозяйств за счет средств других отраслей порождает иждивенческие настроения, противоречит всем принципам рыночной экономики. Проблемы финансовой поддержки следует решать в пределах бюджетных средств, не обременяя дополнительными сборами всех налогоплательщиков.

     Принцип равенства и справедливости налогов  тесно связан с принципами их определенности, однозначности и удобства уплаты. Налоговая система должна быть построена так, чтобы добросовестный налогоплательщик в ней свободно ориентировался и был полностью уверен в правильности своих действий. Такая уверенность дает экономическую свободу и реальные перспективы для развития.

     Налоговое законодательство не соответствует  этим принципам, так как чрезвычайно  усложнено и перегружено мелкими  деталями, не оправдывающими получаемый эффект.

     Унификация  указанных объектов освободила бы налогоплательщиков от непреднамеренных ошибок в начислении платежей, а работников налоговых  органов от неоправданно больших  затрат по их исправлению. Кроме того, все множество платежей, уплачиваемых от одного и того же объекта исчисления, можно было бы, для удобства налогоплательщиков, свести в один платеж с совокупной ставкой, перечисляемые средства аккумулировать на едином корреспондентском счете в казначействе и с него распределять по соответствующим направлениям. Для государства такая задача не должна составлять никакой сложности.

     Большой недостаток белорусской налоговой  системы видится в зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепи налоговых нарушении по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям, которые могут превышать недоплаченную сумму в 5-6 и более раз.

     Например, если налогоплательщик в начале налоговой  цепочки ошибочно излишне начислил отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, то при этом, как следствие, он занизил сумму отчислений в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, акцизов, НДС и "сокрыл" прибыль, которая будет изъята полностью в бюджет, плюс финансовые санкции за недоначисление каждого из перечисленных платежей. То же касается и ошибок в пользу бюджета, допущенных при исчислении налогов и отчислений, относимых на себестоимость продукции, работ и услуг.

     Подобный  механизм построения налоговой системы  не применяется в экономически развитых странах. Каждый налог должен иметь свой четко установленный объект обложения и только за его сокрытие налогоплательщики должны нести финансовую ответственность.

     Налоговые законы должны быть законами прямого  действия, тогда они будут одинаково  трактоваться налогоплательщиками и налоговыми органами. Многочисленные методические указания, письма, разъяснения перегружены ненужными деталями, запутывающими методику, написаны тяжелым для понимания языком, не обработаны редакционно. Они идут нескончаемым потоком через печать и не всегда вовремя доходят до своего адресата.

     Сложность налоговых инструкций и их множество  привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые опытные аудиторы. Рядовые бухгалтеры не в состоянии овладеть всем объемом налоговой информации, уследить за ее изменениями и потому допускают ошибки, чреватые немалыми финансовыми потерями для предприятий.

     Налоговая система не может быть абсолютно  простой, сведенной до двух-трех налогов. Подобные проекты разрабатывались учеными разных стран и не имели успеха. Вместе с тем, усложнения должны быть оправданы реальной необходимостью и приносить бюджету ощутимый эффект. В противном случае от них нужно отказаться, соизмерив результативность с затратами труда на осуществление тех или иных требовании.

     В настоящее время налогоплательщики  обязаны представлять в налоговую  инспекцию ежемесячно минимум 13 форм налоговых расчетов при отсутствии облагаемых оборотов, а также перечислять  в бюджет платежи, начиная с одной тысячи рублей (один деноминированный рубль). Стоимость бумаги и затрат труда бухгалтеров, банковских и налоговых работников значительно превышает бюджетный эффект.

     Установленные формы налоговых отчетов также  не совершенны. Они сверх меры перегружены информацией. Например, при наличии полного объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими номера кодов налоговой инспекции и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать лишь учетный номер и наименование предприятия.

     Принцип удобства налогов предполагает также  максимально возможное приближение  сроков их уплаты к моменту получения доходов. В этом отношении срок перечисления большинства платежей в бюджет - 22 числа каждого месяца не вполне рационален, так как именно в этот период происходит также выплата заработной платы трудовым коллективам. Передвижение сроков уплаты на конец месяца, например, на 25 число, как это практиковалось до 1995 года, облегчило бы налогоплательщикам проблему мобилизации денежных средств для своевременных расчетов и с работниками, и с государством.

     В спектре повышенных интересов налогоплательщиков находится принцип стабильности налогов. Многочисленные изменения правил уплаты, тем более вводимые задним числом практикующиеся в Республике Беларусь, вызывают негативную реакцию, уменьшают доверие к государству, не способствуют росту инвестиций в национальную экономику. Поэтому гибкость налоговой системы, адекватно отвечающей на изменения экономической ситуации, должна сочетаться с гарантиями стабильности общей налоговой нагрузки в течение не менее пяти лет. Ежегодные поправки в законы о налогообложении, принимаемые при утверждении государственного бюджета, не должны наносить ущерб налогоплательщикам в рамках указанного срока.

     Большое значение в стимулировании предпринимательских  инициатив в нужном для национальной экономики направлении имеет  правильный выбор инструментов налогового регулирования. Государство может воздействовать на материальные интересы налогоплательщиков различными методами: изменением субъектов и объектов налогообложения, влияющими на стоимостную структуру налоговых изъятий; дифференциацией ставок налогов по категориям плательщиков; налоговыми льготами, включая полное освобождение от уплаты налога; отсрочкой платежей (налоговый кредит); аннулированием налоговой задолженности и даже возвратом уплаченных сумм; изменением базы налогообложения; предоставлением налоговой амнистии и другими. 

     3.2 Оценка эффективности  перехода с ЕНВД  на упрощенную  систему налогообложения  ИП Романова О.Н. 

     Во  втором квартале 2009 года ИП Романова О.Н. в качестве объекта налогообложения при упрощенной системе налогообложения были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, что привело к следующим показателям деятельности организации за квартал:

     величина  дохода - 400 587,00 рублей,

     общая величина расходов - 352 828,44 рублей,

     налогооблагаемая  база - 47 758,56 рублей,

     ставка  налога - 15 %,

     сумма налога к уплате - 7 163,00 рублей.

     В случае если бы ИП Романова О.Н. при  переходе на упрощенную систему налогообложения  для определения налогооблагаемой базы применило объект налогообложения  в виде доходов, показатели ее деятельности могли бы выглядеть следующим образом:

     величина  доходов -400 587,00 рублей (фактически полученные доходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания  второго квартала, то есть с 13 апреля 2009 года до 30 июня 2009 года);

     общая величина расходов - 352 828,44 рублей (фактически произведенные расходы, рассчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода 13 апреля 2007 года до окончания  второго квартала 30 июня 2007 года);

     налогооблагаемая  база -400 587,00 рублей (денежное выражение доходов);

     ставка  налога - 6%, (одинаковая для всех организаций - независимо от организационно-правовых форм и видов деятельности);

     исчисленная сумма налога - 24 035,00 рублей

     вычеты  из налога - 10 470,00 рублей

Информация о работе Анализ налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь