Уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей . Основа закона- тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии..4
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты…………………………………………………………………4
1.2 Показатели качества жизни.……………………………………………..7
1.3 Критерии качества жизни……………………………………………….10
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны…………………………………………………………………….13
2. Качество жизни в Российской федерации……………………………….17
2.1 Тенденции в социально - экономическом развитии России…………..17
2.2 Политика правительства России по повышению качества жизни населения………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.36 Кб (Скачать)

Сегодня в экономике России наблюдается 2 тенденции: криминализация всей экономической  системы, особенно сферы предпринимательства, и коммерцизация преступной сферы. В подобном случае нет смысла выделять теневую экономику как специфическую сторону экономической жизни общества, поскольку криминализируется вся система экономических отношений. 

Предпринимателям  выгодно нанимать дешевых «нелегалов», так как не приходится делать отчисления в страховые и социальные фонды. Нелегальным рабочим такое положение  выгодно, так как они получают больший доход, чем на родине. 

Государство не получает при этом налогов ни от кампаний, нанявших нелегальных  рабочих, ни соответственно от самих  нелегальных рабочих. 

Разработать единый рецепт борьбы с теневой экономикой невозможно. Для выработки рекомендаций необходимо произвести обще - экономический  анализ её правовой и налоговой политики, учитывающий этническую специфику  страны, особенности её исторического  и экономического развития. При этом за частую возможен разумный экономический компромисс с теневой экономической деятельностью, так как полностью её учесть не возможно и лишь соответствующие изменения в налоговом законодательстве могут стимулировать её легализацию. 

2. Качество  жизни в России и пути его  улучшения. 

2.1Тенденции  в социально - экономическом развитии  России. 

Тенденцией  роста численности занятых экономической деятельностью отмечается с 1998 года. Прирост численности занятых в экономике за 1998-2001 годы составил 1,4 млн. человек. Численность занятых в экономике в 2001 году, по сравнению с 1998 годом, увеличилась на 2,2. 

Финансово - экономический кризис 1998 года крайне обострил ситуацию с безработицей. Только с 2000 года стало отмечаться устойчивое снижение общей численности безработных, рассчитанная по методологии МОТ. Общая численность безработных уменьшилась 8,6 млн. человек в 1998 году до 6,4 млн. человек в 2001 году. Уровень общей безработицы варьировал в пределах 1998 года - 11,9, 1999 года - 12,7, 2000 года - 10,4, 2001 года - 9 к экономически активному населению. 

Уменьшение  численности безработных, зарегистрированных в службе занятости, в 1999 - 2000 годах  ( с 1,6 млн. чел. до 1,1 млн. чел) объясняется в первую очередь увеличением спроса на рабочую силу (появлением новых рабочих мест в различных сферах экономик) и активизацией деятельности органов службы занятости, а так же отсутствием стимулов у граждан к регистрации в качестве безработных из - за задержки выплат пособий по безработице. 

 В  настоящее время процессы сокращения  регистрируемой безработицы замедлились,  и в 2001 году численность регистрируемых  безработных составила 10,1 млн.  человек. 

За 2001 год  номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 3283 рубля  и возросла по сравнению с 1998 годом  в 3,1 раза. 

В 2001 году удалось компенсировать последствия  падения реальной заработной платы  в результате роста потребительских  цен вследствие кризиса 1998 года. Реальная заработная плата в 2001 году составила 98 от уровня 1998 года. 

Основой позитивных тенденций в сфере  оплаты труда стало благоприятное  развитие макроэкономической ситуации в стране, рост промышленного производства, улучшения финансового состояния  предприятий и организаций. 

Увеличению  заработной платы в первую очередь  способствовали принятые решения о  повышении минимальных государственных  гарантий по оплате труда, заработной платы работников бюджетной сферы. 

На рост заработной платы позитивное влияние  оказало снижение издержек в связи  с введением с января 2001 года единой подоходной ставки подоходного налога, регрессивной шкалы отчислений в  государственные внебюджетные фонды. 

В результате среднемесячная начисленная заработная плата в 2001 году превысила величину прожиточного минимума трудоспособного  населения в 2 раза против 1,7 раза в 2000 году, 1,4 раза в 1999 году и 1,7 раза в 1998 году. 

В течение  всего периода сохранялась высокая  дифференциация в заработной плате  между отраслями, регионами, отдельными предприятиями и категориями  работающих. 

Уровень заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и искусства  составил к её уровню в промышленности в ноябре 2001 года 44, 41 и 44,( в ноябре 2000 - соответственно 45, 42 и 42, в ноябре 1999 года - соответственно 48,45, 44). 

Ситуация  с задолженностью по выплате заработной платы в 2001 году кардинально изменился  в лучшую сторону. По состоянию на 1 января 2202 года суммарная задолженность  по заработной плате равнялась 29,9 млрд. рублей, что составляет 38,8 от уровня задолженности на 1 января 1999 года, в  том числе по производственным отраслям - 44,7, а по отраслям социальной сферы - 19,7. 

Величина  прожиточного минимума за 1999 - 2001 годы в целом по Российской Федерации  увеличилась в 2,6 раза в соответствии с ростом потребительских цен  и составила в 2001 году 1500 рублей, в том числе трудоспособного  населения - 1629 рублей. Пенсионеров - 1144 рубля и детей - 1499 рублей. 

За этот период в структуре прожиточного минимума населения наметилась тенденция  к снижению доли расходов населения  на продукты питания, при относительно стабильной доле расходов на непродовольственные  товары. Это связано с опережающим  ростом потребительских цен на платные  услуги, доля которых в расходах населения повышается. 

Наметилась  тенденция к снижению численности  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2001 году она составила 39,9 млн. чел  ( 27,6 от общей численности населения) против 44,3 млн. человек (30,2от общей численности населения) в 1998 году. 

Соотношение доходов 10 наиболее обеспеченного и 10 наименее обеспеченного населения  снизилось до 13,8 в2001 году и 2000 году против 14 раз в 1999 году. Дифференциация доходов  по уровню доходов по - прежнему остаётся высокой. 

Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что помимо социальной бедности с традиционными категориями  населения - многодетными семьями, неполными  семьями, неполными семьями с  детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами - является высокой экономическая  бедность, когда работоспособные  граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из - за низкого уровня доходов населения. 

Наиболее  распространенной формой адресной социальной поддержки населения являются пособия  семьям, имеющим детей. С августа 1999 года выплата ежемесячного пособия  на ребенка, предусмотренного федеральным  законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», производится адресно, то есть указанное пособие предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. 

В 2001 году текущие выплаты осуществлены в  полном объёме. В результате у регионов появилось больше возможностей для  погашения накопившейся в предыдущие годы задолженности по выплате пособий. 

По данным Минфина России, на 1 января 2002 года в целом по России задолженность  по пособиям на детей имеется в 50 субъектах Российской Федерации, но общий объём её сократился до 17,7 млрд. рублей против 23,9 млрд. рублей на начало года. 

Состояние социально-культурной сферы в 1998 году характеризовалось как не удовлетворительное из-за сложившегося ряда проблем 

-Существующего  разрыва между обязательствами  государства и реальными финансовыми  возможностями их обеспечения; 

-Низким  уровнем заработной платы для  работников социальных отраслей; 

-Износа  материально-технической базы учреждений  социальной сферы и несоответствия  оказываемых услуг потребностям  населения; 

-Недостаточность  отработки механизмов привлечения  внебюджетных источников на содержание  учреждений социальной сферы. 

Решение проблем сферы социальных услуг  осуществлялось в рамках реализации мероприятий ряда социальных отраслевых федеральных целевых программ. 

Начиная с 2000 года, наметился рост объёмов  государственных капитальных вложений по отраслям социально-культурной сферы. 

Объёмы  государственных капитальных вложений, предусмотренные в федеральном  бюджете только в 2001 году, позволили  достичь уровня 1998 года. 

К числу  позитивных тенденций развития сферы  социальных услуг в 1999-2001 годах можно  отнести следующие: 

-Обновление  материально-технической базы учреждений  социальной сферы за счёт увеличения  расходов бюджетных уровней на  социально-культурную сферу; 

-Развитие  частных коммерческих и некоммерческих  образовательных, медицинских и  санитарно-курортных организаций,  организаций культуры, ,физической культуры и спорта; 

-В здравоохранении  осуществлялись меры по внедрению  территориальных программ государственных  гарантий оказания гражданам  Российской Федерации бесплатной  медицинской помощи. 

Наряду  с достигнутыми позитивными результатами сохранились и негативные тенденции: 

-Недостаточные  темпы реструктуризации учреждений  социальной сферы; 

-Низкое  качество социальных услуг, оказываемых  населению на бесплатной основе; 

-Неконтролируемое  замещение бесплатных социальных  услуг платными; 

-Возрастание  регионального и социального  неравенства в обеспечении населения  услугами образования, здравоохранения  и культуры. 

Крайне  негативное влияние на область образования  оказал финансовый кризис 1998 года. В  результате этого ухудшилось состояние  материально-технической базы, не проводилось  обновление парка учебно-лабораторного  оборудования, не пополнялись фонды  библиотек образовательных учреждений. 

В силу демографических причин в 2001 году по сравнению с 1999 годом сократился контингент обучающихся в общеобразовательных  учреждениях на 9, численность обучающихся  в учебных заведениях начального профессионального образования  увеличилась на 60 тыс. человек по сравнению с 1999 годом, численность  студентов в учреждениях высшего  профессионального образования  всех форм собственности возросла к 2001 году на 5,6 по сравнению с 1999 годом. В 2001 году количество общеобразовательных учреждений сократилось по сравнению с 2000 годом на 0,4 и составило 65665 школ, в которых обучается 19,19 млн. детей, что на 3,3 меньше числа обучающихся в прошлом году. 

Принята Федеральная программа развития образования и национальная доктрина развития образования, определившие долгосрочную перспективу и приоритеты в развитии отрасли. Проводилась большая работа по созданию и внедрению общеобразовательных  стандартов, разработке новых учебников  и учебно-методических материалов. 

Основной  целью государственной политики в области здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения  на основе обеспечения доступности  медицинской помощи путём создания правовых, экономических и организационных  условий предоставления медицинских  услуг, виды, качество и объёмы которых  соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения, современному уровню развития медицинской науки, а так же ресурсам, которыми распологают государство и граждане. 

Постановлением  Правительства от 24,07,2001 года « О  программе государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи» в указанную  программу внесены изменения  и дополнения, направленные на усиление роли амбулаторно-поликлинического звена  в системе медицинской помощи и развитие сети дневных стационаров  как формы стационарозамещающих технологий, что приведёт к сокращению расходов на дорогостоящее стационарное лечение (в настоящее время в среднем по России на содержание стационаров расходуется более60 финансовых средств, направляемых в здравоохранение, несмотря на то, что динамика показателей обеспеченности стационарными койками и амбулаторными поликлиническими учреждениями в целом соответствует поставленным задачам по реконструкции стационарной помощи, процесс реформирования идёт крайне медленно.). 

Продолжается  дальнейшая работа по совершенствованию  оказания медицинской помощи и санаторно-курортных  услуг, утверждены отраслевая программа  развития сёстринского дела в России и Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации. 

Информация о работе Уровень жизни