Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 04:39, курсовая работа
В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей . Основа закона- тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.
Введение………………………………………………………………………3
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии..4
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты…………………………………………………………………4
1.2 Показатели качества жизни.……………………………………………..7
1.3 Критерии качества жизни……………………………………………….10
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны…………………………………………………………………….13
2. Качество жизни в Российской федерации……………………………….17
2.1 Тенденции в социально - экономическом развитии России…………..17
2.2 Политика правительства России по повышению качества жизни населения………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..29
Сегодня
в экономике России наблюдается
2 тенденции: криминализация всей экономической
системы, особенно сферы предпринимательства,
и коммерцизация преступной сферы.
В подобном случае нет смысла выделять
теневую экономику как специфическую
сторону экономической жизни общества,
поскольку криминализируется вся система
экономических отношений.
Предпринимателям
выгодно нанимать дешевых «нелегалов»,
так как не приходится делать отчисления
в страховые и социальные фонды.
Нелегальным рабочим такое
Государство
не получает при этом налогов ни
от кампаний, нанявших нелегальных
рабочих, ни соответственно от самих
нелегальных рабочих.
Разработать
единый рецепт борьбы с теневой экономикой
невозможно. Для выработки рекомендаций
необходимо произвести обще - экономический
анализ её правовой и налоговой политики,
учитывающий этническую специфику
страны, особенности её исторического
и экономического развития. При этом
за частую возможен разумный экономический
компромисс с теневой экономической деятельностью,
так как полностью её учесть не возможно
и лишь соответствующие изменения в налоговом
законодательстве могут стимулировать
её легализацию.
2. Качество
жизни в России и пути его
улучшения.
2.1Тенденции
в социально - экономическом развитии
России.
Тенденцией
роста численности занятых экономической
деятельностью отмечается с 1998 года. Прирост
численности занятых в экономике за 1998-2001
годы составил 1,4 млн. человек. Численность
занятых в экономике в 2001 году, по сравнению
с 1998 годом, увеличилась на 2,2.
Финансово
- экономический кризис 1998 года крайне
обострил ситуацию с безработицей.
Только с 2000 года стало отмечаться устойчивое
снижение общей численности безработных,
рассчитанная по методологии МОТ. Общая
численность безработных уменьшилась
8,6 млн. человек в 1998 году до 6,4 млн. человек
в 2001 году. Уровень общей безработицы варьировал
в пределах 1998 года - 11,9, 1999 года - 12,7, 2000
года - 10,4, 2001 года - 9 к экономически активному
населению.
Уменьшение
численности безработных, зарегистрированных
в службе занятости, в 1999 - 2000 годах
( с 1,6 млн. чел. до 1,1 млн. чел) объясняется
в первую очередь увеличением спроса на
рабочую силу (появлением новых рабочих
мест в различных сферах экономик) и активизацией
деятельности органов службы занятости,
а так же отсутствием стимулов у граждан
к регистрации в качестве безработных
из - за задержки выплат пособий по безработице.
В
настоящее время процессы
За 2001 год
номинальная начисленная
В 2001 году
удалось компенсировать последствия
падения реальной заработной платы
в результате роста потребительских
цен вследствие кризиса 1998 года. Реальная
заработная плата в 2001 году составила
98 от уровня 1998 года.
Основой
позитивных тенденций в сфере
оплаты труда стало благоприятное
развитие макроэкономической ситуации
в стране, рост промышленного производства,
улучшения финансового
Увеличению
заработной платы в первую очередь
способствовали принятые решения о
повышении минимальных
На рост
заработной платы позитивное влияние
оказало снижение издержек в связи
с введением с января 2001 года единой
подоходной ставки подоходного налога,
регрессивной шкалы отчислений в
государственные внебюджетные фонды.
В результате
среднемесячная начисленная заработная
плата в 2001 году превысила величину
прожиточного минимума трудоспособного
населения в 2 раза против 1,7 раза в 2000
году, 1,4 раза в 1999 году и 1,7 раза в 1998 году.
В течение
всего периода сохранялась
Уровень
заработной платы работников здравоохранения,
образования, культуры и искусства
составил к её уровню в промышленности
в ноябре 2001 года 44, 41 и 44,( в ноябре 2000
- соответственно 45, 42 и 42, в ноябре 1999 года
- соответственно 48,45, 44).
Ситуация
с задолженностью по выплате заработной
платы в 2001 году кардинально изменился
в лучшую сторону. По состоянию на
1 января 2202 года суммарная задолженность
по заработной плате равнялась 29,9 млрд.
рублей, что составляет 38,8 от уровня
задолженности на 1 января 1999 года, в
том числе по производственным отраслям
- 44,7, а по отраслям социальной сферы
- 19,7.
Величина
прожиточного минимума за 1999 - 2001 годы
в целом по Российской Федерации
увеличилась в 2,6 раза в соответствии
с ростом потребительских цен
и составила в 2001 году 1500 рублей,
в том числе трудоспособного
населения - 1629 рублей. Пенсионеров - 1144
рубля и детей - 1499 рублей.
За этот
период в структуре прожиточного
минимума населения наметилась тенденция
к снижению доли расходов населения
на продукты питания, при относительно
стабильной доле расходов на непродовольственные
товары. Это связано с опережающим
ростом потребительских цен на платные
услуги, доля которых в расходах
населения повышается.
Наметилась
тенденция к снижению численности
населения с денежными доходами
ниже величины прожиточного минимума.
В 2001 году она составила 39,9 млн. чел
( 27,6 от общей численности населения) против
44,3 млн. человек (30,2от общей численности
населения) в 1998 году.
Соотношение
доходов 10 наиболее обеспеченного и
10 наименее обеспеченного населения
снизилось до 13,8 в2001 году и 2000 году против
14 раз в 1999 году. Дифференциация доходов
по уровню доходов по - прежнему остаётся
высокой.
Отличительной
особенностью современного этапа развития
России является то, что помимо социальной
бедности с традиционными категориями
населения - многодетными семьями, неполными
семьями, неполными семьями с
детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами
- является высокой экономическая
бедность, когда работоспособные
граждане не могут обеспечить себе
социально приемлемый уровень благосостояния
из - за низкого уровня доходов населения.
Наиболее
распространенной формой адресной социальной
поддержки населения являются пособия
семьям, имеющим детей. С августа
1999 года выплата ежемесячного пособия
на ребенка, предусмотренного федеральным
законом «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей», производится
адресно, то есть указанное пособие предоставляется
семьям со среднедушевым доходом, не превышающим
величины прожиточного минимума в субъекте
Российской Федерации.
В 2001 году
текущие выплаты осуществлены в
полном объёме. В результате у регионов
появилось больше возможностей для
погашения накопившейся в предыдущие
годы задолженности по выплате пособий.
По данным
Минфина России, на 1 января 2002 года
в целом по России задолженность
по пособиям на детей имеется в 50
субъектах Российской Федерации, но
общий объём её сократился до 17,7
млрд. рублей против 23,9 млрд. рублей на
начало года.
Состояние
социально-культурной сферы в 1998 году
характеризовалось как не удовлетворительное
из-за сложившегося ряда проблем
-Существующего
разрыва между обязательствами
государства и реальными
-Низким
уровнем заработной платы для
работников социальных
-Износа
материально-технической базы
-Недостаточность
отработки механизмов
Решение
проблем сферы социальных услуг
осуществлялось в рамках реализации
мероприятий ряда социальных отраслевых
федеральных целевых программ.
Начиная
с 2000 года, наметился рост объёмов
государственных капитальных
Объёмы
государственных капитальных
К числу
позитивных тенденций развития сферы
социальных услуг в 1999-2001 годах можно
отнести следующие:
-Обновление
материально-технической базы
-Развитие
частных коммерческих и
-В здравоохранении
осуществлялись меры по
Наряду
с достигнутыми позитивными результатами
сохранились и негативные тенденции:
-Недостаточные
темпы реструктуризации
-Низкое
качество социальных услуг,
-Неконтролируемое
замещение бесплатных
-Возрастание
регионального и социального
неравенства в обеспечении
Крайне
негативное влияние на область образования
оказал финансовый кризис 1998 года. В
результате этого ухудшилось состояние
материально-технической базы, не проводилось
обновление парка учебно-лабораторного
оборудования, не пополнялись фонды
библиотек образовательных
В силу
демографических причин в 2001 году по
сравнению с 1999 годом сократился
контингент обучающихся в
Принята
Федеральная программа развития
образования и национальная доктрина
развития образования, определившие долгосрочную
перспективу и приоритеты в развитии
отрасли. Проводилась большая работа
по созданию и внедрению
Основной
целью государственной политики
в области здравоохранения
Постановлением
Правительства от 24,07,2001 года « О
программе государственных
Продолжается
дальнейшая работа по совершенствованию
оказания медицинской помощи и санаторно-курортных
услуг, утверждены отраслевая программа
развития сёстринского дела в России
и Концепция развития телемедицинских
технологий в Российской Федерации.