Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 04:39, курсовая работа
В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей . Основа закона- тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.
Введение………………………………………………………………………3
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии..4
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты…………………………………………………………………4
1.2 Показатели качества жизни.……………………………………………..7
1.3 Критерии качества жизни……………………………………………….10
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны…………………………………………………………………….13
2. Качество жизни в Российской федерации……………………………….17
2.1 Тенденции в социально - экономическом развитии России…………..17
2.2 Политика правительства России по повышению качества жизни населения………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..29
В России теневая экономика особенно актуальна, во - первых потому, что масштабы теневых операций составляют по различным оценкам 25-40 ( или более ), может, они уже превысили этот порог, за которым теневая экономика начинает выступать как самостоятельный фактор, дезъинтегрирующий хозяйственную систему и берущий на себя выполнение её наиболее важнейших жизненных функций. Более того, в последние годы происходит процесс институализации теневой экономики.
Само существование теневой экономики влечет за собой ряд конкретных негативных социально - экономических последствий ( снижение реальных доходов и уровня жизни населения, снижение производственного потенциала, инвестиционный спад, отсутствие внутренних источников накопления, дезорганизация финансовой и денежной системы, кризис в сфере социально - экономического управления). В - третьих, теневая экономика негативным образом сказываетсяна социальной стабильности общества, влияет на будущий экономический, социальный и политический порядок.
Раскол хозяйства на легальный и нелегальный сектор « оказывает негативное влияние на экономику в целом, выражающееся в снижении производительности, неэффективности налоговой системы, удорожанием коммунальных услуг, замедление технического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики.»
Имеет явление такой парадокс неформальных заработков, которые имеют в среднем такую же величину, как и в формальном секторе, а то и выше. Главная причина заключается в том, что участники теневой экономики не однородны в классовом отношении. Они предлагают различать собственно наформальных рабочих, которые трудятся без договорной организации и правовой защиты, и неформальных предпринимателей, организующих работу по контрактам с формальным сектором. Заработки неформальных рабочих в среднем значительно ниже, чем в легальной экономике. Зато заработки неформальных предприятий хотя и неустойчивы, но могут быть значительно выше.
Ключевым критерием при различении формального и неформального труда является наличие или отсутствие фиксированного вознаграждения.
Существует 3 группы доходов горожан:
А) Формальные доходы- зарплата в государственном и частном секторах , трансфертные платежи.
Б) Законные неформальные доходы - от занятости в первичном (с х), вторичном ( работ по контрактам или самостоятельно - ремесленники, сапожники, портные), и третичном ( строительство, транспорт, крупная и мелкая торговля).
С) Незаконные неформальные
доходы - от услуг и трансфертов.
Факторы, определившие
масштабность и степень распространения
теневой экономики в России в
период реформ, исследователи делят
на 2 группы: «фоновые», присущие Российской
экономике ещё со времени существования
СССР, и факторы относительно краткосрочные,
действующие в течение
К числу 1 относятся
традиции противостояния граждан государству,
в рамках которых не законосообразное
по отношению к государству
2 фактор, возникший
с разрушением партийно - государственных
структур СССР, резкое снижение уровня
и действенности защиты государством
легальной собственности колхозов.
Всех исследователей,
анализирующих социально - экономическую
роль теневого сектора и следствия
его функционирования в экономике
можно разделить на 2 группы.
Кто требует подавления
теневой экономики и тех, кто
считает возможный
Позитивные функции
определяются участием в нем значительной
части населения, что позволило
компенсировать снижение или полную
утрату доходов по сравнению с
уровнем дореформенного периода. Занятость
в теневой экономике
Негативные социально
- экономические функции теневой
экономики концентрируются по 2-м
основным направлениям: формирование
расширенной экономической базы
организованной преступности и сохранении
доходов государственного бюджета.
Что касается отдельных
социально - экономических последствий
функционирования теневой экономики,
то вот наиболее важные из них:
1.Снижение реальных
доходов и уровня жизни
2.Инвестиционный
спад, отсутствие внутренних
3.Кризис в
сфере социально - экономического
управления. Отказавшись от методов
централизованного управления, государство
практически устранилось от
Сегодня в экономике
России наблюдается 2 тенденции: криминализация
всей экономической системы, особенно
сферы предпринимательства, и коммерцизация
преступной сферы. В подобном случае нет
смысла выделять теневую экономику как
специфическую сторону экономической
жизни общества, поскольку криминализируется
вся система экономических отношений.
Предпринимателям
выгодно нанимать дешевых «нелегалов»,
так как не приходится делать отчисления
в страховые и социальные фонды.
Нелегальным рабочим такое
Государство не
получает при этом налогов ни от
кампаний, нанявших нелегальных рабочих,
ни соответственно от самих нелегальных
рабочих.
Разработать единый
рецепт борьбы с теневой экономикой
невозможно. Для выработки рекомендаций
необходимо произвести обще - экономический
анализ её правовой и налоговой политики,
учитывающий этническую специфику
страны, особенности её исторического
и экономического развития. При этом
за частую возможен разумный экономический
компромисс с теневой экономической деятельностью,
так как полностью её учесть не возможно
и лишь соответствующие изменения в налоговом
законодательстве могут стимулировать
её легализацию.
2. Качество жизни
в России и пути его улучшения.
2.1Тенденции
в социально - экономическом развитии
России.
Тенденцией роста
численности занятых экономической
деятельностью отмечается с 1998 года. Прирост
численности занятых в экономике за 1998-2001
годы составил 1,4 млн. человек. Численность
занятых в экономике в 2001 году, по сравнению
с 1998 годом, увеличилась на 2,2.
Финансово - экономический
кризис 1998 года крайне обострил ситуацию
с безработицей. Только с 2000 года стало
отмечаться устойчивое снижение общей
численности безработных, рассчитанная
по методологии МОТ. Общая численность
безработных уменьшилась 8,6 млн. человек
в 1998 году до 6,4 млн. человек в 2001 году. Уровень
общей безработицы варьировал в пределах
1998 года - 11,9, 1999 года - 12,7, 2000 года - 10,4, 2001
года - 9 к экономически активному населению.
Уменьшение численности
безработных, зарегистрированных в
службе занятости, в 1999 - 2000 годах ( с
1,6 млн. чел. до 1,1 млн. чел) объясняется
в первую очередь увеличением спроса на
рабочую силу (появлением новых рабочих
мест в различных сферах экономик) и активизацией
деятельности органов службы занятости,
а так же отсутствием стимулов у граждан
к регистрации в качестве безработных
из - за задержки выплат пособий по безработице.
В настоящее
время процессы сокращения
За 2001 год номинальная
начисленная среднемесячная заработная
плата составила 3283 рубля и возросла
по сравнению с 1998 годом в 3,1 раза.
В 2001 году удалось
компенсировать последствия падения
реальной заработной платы в результате
роста потребительских цен
Основой позитивных
тенденций в сфере оплаты труда
стало благоприятное развитие макроэкономической
ситуации в стране, рост промышленного
производства, улучшения финансового
состояния предприятий и
Увеличению заработной
платы в первую очередь способствовали
принятые решения о повышении
минимальных государственных
На рост заработной
платы позитивное влияние оказало
снижение издержек в связи с введением
с января 2001 года единой подоходной
ставки подоходного налога, регрессивной
шкалы отчислений в государственные
внебюджетные фонды.
В результате среднемесячная
начисленная заработная плата в
2001 году превысила величину прожиточного
минимума трудоспособного населения
в 2 раза против 1,7 раза в 2000 году, 1,4 раза
в 1999 году и 1,7 раза в 1998 году.
В течение всего
периода сохранялась высокая
дифференциация в заработной плате
между отраслями, регионами, отдельными
предприятиями и категориями
работающих.
Уровень заработной
платы работников здравоохранения,
образования, культуры и искусства
составил к её уровню в промышленности
в ноябре 2001 года 44, 41 и 44,( в ноябре 2000
- соответственно 45, 42 и 42, в ноябре 1999 года
- соответственно 48,45, 44).
Ситуация с
задолженностью по выплате заработной
платы в 2001 году кардинально изменился
в лучшую сторону. По состоянию на
1 января 2202 года суммарная задолженность
по заработной плате равнялась 29,9 млрд.
рублей, что составляет 38,8 от уровня
задолженности на 1 января 1999 года, в
том числе по производственным отраслям
- 44,7, а по отраслям социальной сферы
- 19,7.
Величина прожиточного
минимума за 1999 - 2001 годы в целом по
Российской Федерации увеличилась
в 2,6 раза в соответствии с ростом
потребительских цен и
За этот период
в структуре прожиточного минимума
населения наметилась тенденция
к снижению доли расходов населения
на продукты питания, при относительно
стабильной доле расходов на непродовольственные
товары. Это связано с опережающим
ростом потребительских цен на платные
услуги, доля которых в расходах
населения повышается.
Наметилась тенденция
к снижению численности населения
с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума. В 2001 году она
составила 39,9 млн. чел ( 27,6 от общей численности
населения) против 44,3 млн. человек (30,2от
общей численности населения) в 1998 году.
Соотношение доходов
10 наиболее обеспеченного и 10 наименее
обеспеченного населения
Отличительной
особенностью современного этапа развития
России является то, что помимо социальной
бедности с традиционными категориями
населения - многодетными семьями, неполными
семьями, неполными семьями с
детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами
- является высокой экономическая
бедность, когда работоспособные
граждане не могут обеспечить себе
социально приемлемый уровень благосостояния
из - за низкого уровня доходов населения.