Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 04:39, курсовая работа
В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей . Основа закона- тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.
Введение………………………………………………………………………3
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии..4
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты…………………………………………………………………4
1.2 Показатели качества жизни.……………………………………………..7
1.3 Критерии качества жизни……………………………………………….10
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны…………………………………………………………………….13
2. Качество жизни в Российской федерации……………………………….17
2.1 Тенденции в социально - экономическом развитии России…………..17
2.2 Политика правительства России по повышению качества жизни населения………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..29
Наиболее распространенной
формой адресной социальной поддержки
населения являются пособия семьям,
имеющим детей. С августа 1999 года
выплата ежемесячного пособия на
ребенка, предусмотренного федеральным
законом «О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей», производится
адресно, то есть указанное пособие предоставляется
семьям со среднедушевым доходом, не превышающим
величины прожиточного минимума в субъекте
Российской Федерации.
В 2001 году текущие
выплаты осуществлены в полном объёме.
В результате у регионов появилось
больше возможностей для погашения
накопившейся в предыдущие годы задолженности
по выплате пособий.
По данным Минфина
России, на 1 января 2002 года в целом
по России задолженность по пособиям
на детей имеется в 50 субъектах
Российской Федерации, но общий объём
её сократился до 17,7 млрд. рублей против
23,9 млрд. рублей на начало года.
Состояние социально-культурной
сферы в 1998 году характеризовалось
как не удовлетворительное из-за сложившегося
ряда проблем
-Существующего
разрыва между обязательствами
государства и реальными
-Низким уровнем
заработной платы для
-Износа материально-
-Недостаточность
отработки механизмов
Решение проблем
сферы социальных услуг осуществлялось
в рамках реализации мероприятий
ряда социальных отраслевых федеральных
целевых программ.
Начиная с 2000 года,
наметился рост объёмов государственных
капитальных вложений по отраслям социально-культурной
сферы.
Объёмы государственных
капитальных вложений, предусмотренные
в федеральном бюджете только
в 2001 году, позволили достичь уровня
1998 года.
К числу позитивных
тенденций развития сферы социальных
услуг в 1999-2001 годах можно отнести
следующие:
-Обновление
материально-технической базы
-Развитие частных
коммерческих и некоммерческих
образовательных, медицинских
-В здравоохранении
осуществлялись меры по
Наряду с достигнутыми
позитивными результатами сохранились
и негативные тенденции:
-Недостаточные
темпы реструктуризации
-Низкое качество
социальных услуг, оказываемых
населению на бесплатной
-Неконтролируемое
замещение бесплатных
-Возрастание
регионального и социального
неравенства в обеспечении
Крайне негативное
влияние на область образования
оказал финансовый кризис 1998 года. В
результате этого ухудшилось состояние
материально-технической базы, не проводилось
обновление парка учебно-лабораторного
оборудования, не пополнялись фонды
библиотек образовательных
В силу демографических
причин в 2001 году по сравнению с 1999 годом
сократился контингент обучающихся
в общеобразовательных
Принята Федеральная
программа развития образования
и национальная доктрина развития образования,
определившие долгосрочную перспективу
и приоритеты в развитии отрасли.
Проводилась большая работа по созданию
и внедрению
Основной целью
государственной политики в области
здравоохранения является улучшение
состояния здоровья населения на
основе обеспечения доступности
медицинской помощи путём создания
правовых, экономических и
Постановлением
Правительства от 24,07,2001 года « О
программе государственных
Продолжается
дальнейшая работа по совершенствованию
оказания медицинской помощи и санаторно-курортных
услуг, утверждены отраслевая программа
развития сёстринского дела в России
и Концепция развития телемедицинских
технологий в Российской Федерации.
Объём инвестиций
в основной капитал за счёт всех
источников финансирования за 3 послекризисных
года возрос на 34,4. Наиболее динамично
инвестиции в основной капитал росли в
2000 году, когда они увеличились на 17,4(в
1999 году-на 5,3 и 2001 году-на 8,7) по отношению
к предъидущему году.
В 2001 году темпы
роста инвестиций в основной капитал
замедлились в связи с
Степень износа
основных фондов крупных организаций
к началу 2001 года 47,2, в том числе
машин и оборудования-62,9, а транспортных
средств-59,3.
С 1999 по2001 год
государственные капитальные
Выполненный объём
работ по договорам строительного
подряда за 1999-2001 гг. увеличился по сравнению
с 1998года на 30. В 2001 он составил737,5 млрд.
рублей, или 109,9 к уровню 2000 года.
За 1999-2001 годы было
введено жилых площадью 93,4 млн. кв.
метров.
По итогам 2001
года объём накопленных иностранных
инвестиций в российской экономике
составил 35,6млрд.$, в том числе
прямые инвестиции-18,2млрд. долл., портфельные
инвестиции-1,2 млрд. долл. И прочие инвестиции-16,2
млрд. долларов.
2.2 Политика правительства
России по обеспечению
Правительство
определило чёткие задачи во всех областях
экономики и социальной сферы, которые
начали реализовываться в 1999-2001 годах
и будут оставаться важнейшими направлениями
деятельности Правительства как
в краткросрочной так и в среднесрочной
перспективе.
Важнейшим приоритетом
правительственной политики в социальной
сфере является увеличение инвестиций
в человеческий капитал, прежде всего
образование и здравоохранение.
Начиная с 2000 года, каждый год в
рамках федерального бюджета повышается
объём средств, выделяемых на эти
сферы. В связи с этим в образовании
одной из важнейших мер станет
повышение эффективности
Важными приоритетами
политики Правительства в сфере
трудовых отношений, занятости и
миграции являются создание современного
трудового законодательства, отвечающего
требованиям динамично
В условиях сложившихся
негативных демографических тенденций
(старение населения, снижение в ближайшем
будущем доли трудоспособного населения)
важнейшим приоритетом политики
правительства является обеспечение
устойчивой системы пенсионного
обеспечения населения при
В сфере социальной
поддержки в числе важнейших
приоритетов деятельности Правительства
были и остаются снижение масштабов
бедности, усиление адресности социальной
поддержки, обеспечение эффективной защиты
социально уязвимых семей, не обладающих
возможностями для самостоятельного решения
социальных проблем, повышение эффективности
социального обслуживания населения,
решение проблем беспризорности. В 2000
и 2001 году политика Правительства в этой
сфере была направлена на рост реальных
доходов, поддержку малоимущих семей -
многократно индексировались заработная
плата бюджетников и пенсии пенсионеров.
В сфере модернизации
экономики приоритетными
Принятие в 2001
году ряда поправок в корпоративное
законодательствов насыщение потребительского
рынка товаров и услуг в натуральном выражении
и оказал воздействие не уровень потребительских
в сторону его понижения.
Негативные социально
- экономические функции теневой
экономики концентрируются по 2-м
основным направлениям: формирование
расширенной экономической базы
организованной преступности и сохранении
доходов государственного бюджета.
Что касается отдельных
социально - экономических последствий
функционирования теневой экономики,
то вот наиболее важные из них:
1.Снижение реальных
доходов и уровня жизни
2.Инвестиционный
спад, отсутствие внутренних
3.Кризис
в сфере социально - экономического
управления. Отказавшись от методов
централизованного управления, государство
практически устранилось от участия
в регулировании социальных и экономических
процессов. Запущен механизм казнокрадства,
не только скрытного, но и легального.
Фактически ликвидирован механизм контроля
власти со стороны общества. Ни парламент,
ни общественные организации не контролируют
сегодня структуры исполнительной власти
и не препятствуют распределению собственности
и бюджетных средств.