Уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей . Основа закона- тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии..4
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты…………………………………………………………………4
1.2 Показатели качества жизни.……………………………………………..7
1.3 Критерии качества жизни……………………………………………….10
1.4 Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны…………………………………………………………………….13
2. Качество жизни в Российской федерации……………………………….17
2.1 Тенденции в социально - экономическом развитии России…………..17
2.2 Политика правительства России по повышению качества жизни населения………………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.36 Кб (Скачать)

a. Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения « утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности 

b. В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения; 

c. Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни. 

d. стабильность общественно - политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост. 

Современная Российская действительность пока не удовлетворяет  ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать  подход, который с определенной долей  условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни  должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально - экономическую  ситуацию. 

1.3Критерии качества  жизни 

Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных. 

Разно плановость понятия  «качество» жизни обусловлена многообразием  показателей. Последние могут характеризовать  отдельный элемент качества жизни  или всю совокупность. Соответствующие  показатели включают:  

1) Здоровье 

- Возможность вести  здоровый образ жизни на всех  ступенях жизненного цикла; 

- Влияние нарушения  здоровья на отдельных лиц; 

2) Индивидуальное  развитие путём обучения 

- Усвоение детьми  основных знаний и навыков,  а так же ценностей, необходимых  для их индивидуального развития  и успешной деятельности как  члена общества; 

- Возможность продолжения  самообразования и умение использовать  эти умения; 

- Использование и  развитие индивидуумами своих  знаний, навыков и мобильности,  требующихся для реализации их  экономического потенциала и  при желании дающих возможность  для их интеграции с экономическим  процессом; 

- Сохранение и  развитие культурного развития  индивидуумом для того, чтобы  внести свой вклад в благополучие  членов различных социальных  групп; 

3) Занятость и  качество трудовой жизни 

- Наличие выгодной  работы для тех, кто стремится  её получить; 

- Характер трудовой  деятельности; 

- Удовлетворенность  индивидуума своей трудовой жизнью 

4) Время и досуг 

- Возможность выбора  своего времяпрепровождения 

5) Возможность приобретения  товаров и пользования услугами 

- Личная возможность  приобретения товаров и пользования  услугами; 

- Количество людей,  испытывающих материальные лишения; 

- Степень равенства  в распределении товаров и  услуг; 

- Качество, возможности  выбора и доступность товаров  и услуг, производимых в частном  и общественных секторах; 

- Защита индивидуумов  и их семей при возникновении  экономических трудностей; 

6) Личная безопасность  и правовые органы 

- Насилие, преследование,  и беспокойства, причиненные индивидууму; 

- Справедливость  и гуманность правовых органов; 

- Степень доверия,  оказываемого индивидуумом правовым  органам; 

5) Социальные возможности  и социальная активность. 

 Степень возможного  участия в общественной жизни,  в тех или иных общественных  институтах и принятии решений  Статистическая оценка уровня  жизни населения предусматривает  использование системы показателей,  способных измерить уровень и  степень удовлетворения потребностей  людей в материальных благах (продуктах  питания, одежде, обуви, предметах  культуры и быта, в жилье), бытовых  услугах в широком понимании  ( в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах ( в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искус. Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида:

1) СинтетическиПроанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия « качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев. 

Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей  условности эти критерии можно назвать  объективными. 

Вторая группа полностью  состоит из оценок, основанных на социологических  опросах населения, при которых  респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным. 

Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению  качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода  заключается в том, как верно  полагают М. Адамиц и К. Порналк, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующие: 

a. Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения « утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности 

b. В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения; 

c. Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни. 

d. стабильность общественно - политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост. 

Современная Российская действительность пока не удовлетворяет  ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать  подход, который с определенной долей  условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни  должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально - экономическую  ситуацию. 

1.3Критерии качества  жизни 

Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных. 

Разно плановость понятия  «качество» жизни обусловлена многообразием  показателей. Последние могут характеризовать  отдельный элемент качества жизни  или всю совокупность. Соответствующие  показатели включают:  

1) Здоровье 

- Возможность вести  здоровый образ жизни на всех  ступенях жизненного цикла; 

- Влияние нарушения  здоровья на отдельных лиц; 

2) Индивидуальное  развитие путём обучения 

- Усвоение детьми  основных знаний и навыков,  а так же ценностей, необходимых  для их индивидуального развития  и успешной деятельности как  члена общества; 

- Возможность продолжения  самообразования и умение использовать  эти умения; 

- Использование и  развитие индивидуумами своих  знаний, навыков и мобильности,  требующихся для реализации их  экономического потенциала и  при желании дающих возможность  для их интеграции с экономическим  процессом; 

- Сохранение и  развитие культурного развития  индивидуумом для того, чтобы  внести свой вклад в благополучие  членов различных социальных  групп; 

3) Занятость и  качество трудовой жизни 

- Наличие выгодной  работы для тех, кто стремится  её получить; 

- Характер трудовой  деятельности; 

- Удовлетворенность  индивидуума своей трудовой жизнью 

4) Время и досуг 

- Возможность выбора  своего времяпрепровождения 

5) Возможность приобретения  товаров и пользования услугами 

- Личная возможность  приобретения товаров и пользования  услугами; 

- Количество людей,  испытывающих материальные лишения; 

- Степень равенства  в распределении товаров и  услуг; 

- Качество, возможности  выбора и доступность товаров  и услуг, производимых в частном  и общественных секторах; 

- Защита индивидуумов  и их семей при возникновении  экономических трудностей; 

6) Личная безопасность  и правовые органы 

- Насилие, преследование,  и беспокойства, причиненные индивидууму; 

- Справедливость  и гуманность правовых органов; 

- Степень доверия,  оказываемого индивидуумом правовым  органам; 

5) Социальные возможности  и социальная активность. 

 Степень возможного  участия в общественной жизни,  в тех или иных общественных  институтах и принятии решений  Статистическая оценка уровня  жизни населения предусматривает  использование системы показателей,  способных измерить уровень и  степень удовлетворения потребностей  людей в материальных благах (продуктах  питания, одежде, обуви, предметах  культуры и быта, в жилье), бытовых  услугах в широком понимании  ( в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах ( в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искус.

Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей  условности разделить на 3 вида:

1) Синтетические  стоимостные показатели ( ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)

2) Натуральные показатели, измеряющие объём потребления  конкретных материальных благ( обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)

3) Показатели, демонстрирующие  пропорции и структуру распределения  благосостояния (распределение населения  по доходным группам, показатели  концентраций и дифференциации  доходов потребления и т. д.).

Всероссийский центр  уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним: Среднедушевые денежные доходы ( в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум ( в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год.

Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально - бытовое  обслуживание, характеризуемые при  помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в  расчете на одного жителя, степень  обеспеченности жилищного фонда  современными удобствами, структура  жилищного фонда по формам собственности  ( государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально - бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро - километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.

Информация о работе Уровень жизни