Статистико-экономический анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе статистико-экономического анализа показателей себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Содержание

1. Теоретические основы статистики себестоимости продукции
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей себестоимости продукции.
2. Статистико-экономический анализ себестоимости продукции.
2.1 Характеристика структуры затрат на производство продукции.
2.2 Индексы себестоимости товарной продукции.
3. Снижение себестоимости как фактор социально – экономического развития предприятия.

Работа содержит 1 файл

статистика курсовая .doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     Индекс  планового задания:

      Т.е. планируется снижение на 9 %.

      Т.е. сверхплановый рост 5%.

     Индекс  динамики:

     Т.е. фактическое снижение на 4,5%.

     Перечисленные индексы взаимосвязаны:

      1,05 * 0,95= 0,955

     Таким образом, при плановом задании снижения себестоимости одного килограмма на 9% фактически произошло снижение на 5 %. В результате получен перерасход ресурсов.

     Общая сумма перерасхода (экономии) от изменения  себестоимости изделия определяется по формуле:

      (в нашем примере (105 – 110) *9714= - 48570 руб.).

     Вычтя из фактической экономии плановую, получим сверхплановую экономию (перерасход):

      При изучении динамики себестоимости по колбасе «Обыкновенной» видно, что при снижении себестоимости на 5% от планируемых 9% экономия составила 48570 рублей, однако если сравнивать с нормативной себестоимостью, то перерасход составил 41430 рублей.

     Проведем  индексный анализ по двум видам колбас

     Таблица 2.9

     Данные  за 2006-2007 гг.

Вид продукции Количество  произведенной продукции, кг Затраты на производство 1 кг продукции
2006 год 2007 год 2006 год 2007 год
Колбаса «Обыкновенная» 8691 9714 110 105
Колбаса «Докторская» 2659 2783 130 120
 

     Индивидуальные  индексы по колбасе « Обыкновенной»  и «Докторской» составляют:

     Iq(об.)=q1/q0 ; 9714/8691 * 100% = 111,8%

     Iq(док.)=q1/q0 ; 2783/2659* 100%= 104,7% , т.е.

     В отчетном году (2007) по сравнению с  базисным годом (2006) произведено колбасы « Обыкновенной» на 11,8% больше, а также увеличилось производство «Докторской» колбасы на 4,7%

     Индивидуальные  индексы себестоимости составят

     Iz(об.)=z1/z0 , 105/110*100%= 95,5%

     Iz(док.)=z1/z0 , 120/130*100%= 92,3%

     Таким образом затраты на колбасу «Обыкновенную» в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизились на 4,5%, а на «Докторскую» колбасу на 7,7%

     Индивидуальные  индексы конкретного вида продукции  в стоимостном выражении, соответственно, составят Iq(об.)=q1/q0 ; 9714/8691 * 100% = 111,8%

     Iqz(об.)=q1z1/q0z0, (9714*105/8691*110)*100 % = 1019970/956010*100 % = 106,7 %

     Iqz(док.)=q1z1/q0z0, (2783*120/2659*130)*100 % = 333960/345670*100 % =

     96,6 %

     Таким образом, объем в стоимостном  выражении колбасы «Обыкновенной» в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 6,7 %, а колбасы «Докторской» снизился 3,4 %.

     Для того, чтобы найти как изменился  объем этих видов продукции в 2007 году по сравнению в 2006 годом необходимо рассчитать сводные индексы продукции, затрат, и объем продукции.

     Сводные индекс объема продукции в стоимостном выражении составит:

     Iqz=∑q1z1/∑q0z0

     Iqz = ((9714*105) + (2783*120)/ (8691*110)+(2659*130))*100% =

     = (1353930/1301680)*100%= 104,01%

       Сводный индекс затрат на производство продукции составит:

     Iz=∑q1z1/∑q1z0

     Iz = ((9714*105) + (2783*120)/ (9714*110)+(2783*130))*100% =

     = (1353930/1430330)*100%= 94,66%

     Сводный индекс объема продукции составит:

     Iq=∑q1z0/∑q0z0

     Iq = ((9714*110) + (2783*130)/ (8691*110)+(2659*130))*100% =

     = (1430330/1301680)*100%= 109,88%

       Используя первое свойство индексов: индекс переменного состава равен произведению индексов постоянного состава и структурных сдвигов, имеем:

     Iqz= Iq * Iz

     104,01 % = 0,9466*1,0988*100 %

     104,01 % = 104,01 %

     Используя второе свойство индексов: разность числителя  и знаменателя индекса переменного состава равна сумме разности числителя и знаменателя индексов постоянного состава и структурных сдвигов, имеем:

     ∆qz(qz) = ∆qz(q) + ∆qz(z) , т.е (1353930-1301680) = (1430330-1301680) + (1353930-1430330) или 52250 = 128650 + (-76400)

     52250 = 52250

     Вывод: Таким образом, объем продукции в стоимостном выражении по колбасам «Обыкновенная» и «Докторская» увеличился на 4,01 % или на 52250 рублей, в том числе, за счет снижения себестоимости на 5,34 % объем продукции в стоимостном выражении изменился на 76400 рублей и за счет увеличения физического объема продукции на 9,88 % объем продукции в стоимостном выражении увеличился на 128650.

 

     3. Снижение себестоимости  как фактор социально-экономического  развития предприятия

 

     Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

  • в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве;
  • в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
  • в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства;
  • в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
  • в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

     Прежде  всего необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом. [1;27]

     Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

     Содержание  и сущность комплексной программы  по снижению издержек производства зависят  от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

  • комплекс мероприятий по более рационалыюму использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющей более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование нормативной базы предприятия; внедрение и использование более прогрессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.);
  • мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптималыюго размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;
  • мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия в аренду; улучшение качества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации персонала, обслуживаюшего машины и оборудование; применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.);
  • мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.);
  • мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства; внедрение бригадной формы организации производства и труда; совершенствование организационной структуры управления фирмой и др.).

     Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь  четкий механизм ее реализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом. [2;73].

 

      Заключение 

     Себестоимость продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятий. От уровня этого показателя зависят темпы расширенного воспроизводства, получение организацией прибыли или убытка и, в конечном счете - финансовое состояние субъектов хозяйствования. Это придает анализу себестоимости продукции особую значимость в процессе интенсификации промышленного производства Российской Федерации, выдвигая его на главенствующие позиции в структуре комплексного экономического анализа.

     Данный  анализ также необходим для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрипроизводственного анализа, обоснования решений о запуске в производство новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

     Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности.

     В работе дана оценка степени выполнения планового задания по снижению себестоимости с помощью индексов на примере предприятия, выпускающего мясную продукцию. Рассчитав индексы, можно сделать вывод, что перед предприятиями стоит проблема выживания. Руководителям необходимо изменить финансовую политику предприятий и добиться снижения себестоимости выпускаемой продукции.

     Вопросы калькуляции и анализа себестоимости  продукции занимают важное место  в производственно-хозяйственной  деятельности любого предприятия. Анализ себестоимости по статьям затрат дает возможность установить динамику отдельных статей и ее влияние на себестоимость продукции. Результат анализа позволяет видеть, под влиянием каких факторов сформировался тот или иной уровень себестоимости, в какой мере эти факторы влияли на общую себестоимость, в каких направлениях необходимо вести борьбу за снижение себестоимости.

     Планирование, контроль, управление, а вместе с  тем и калькулирование себестоимости  выпускаемой продукции является одним из емких участков менеджмента любого предприятия. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер должен уделять особое внимание значению статистико-экономического анализа и управления себестоимостью продукции, путем его всестороннего изучения. [8;10].

Информация о работе Статистико-экономический анализ себестоимости продукции