Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе статистико-экономического анализа показателей себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
1. Теоретические основы статистики себестоимости продукции
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей себестоимости продукции.
2. Статистико-экономический анализ себестоимости продукции.
2.1 Характеристика структуры затрат на производство продукции.
2.2 Индексы себестоимости товарной продукции.
3. Снижение себестоимости как фактор социально – экономического развития предприятия.
Индекс планового задания:
Т.е. планируется снижение на 9 %.
Т.е. сверхплановый рост 5%.
Индекс динамики:
Т.е. фактическое снижение на 4,5%.
Перечисленные индексы взаимосвязаны:
1,05 * 0,95= 0,955
Таким образом, при плановом задании снижения себестоимости одного килограмма на 9% фактически произошло снижение на 5 %. В результате получен перерасход ресурсов.
Общая
сумма перерасхода (экономии) от изменения
себестоимости изделия
(в нашем примере (105 – 110) *9714= - 48570 руб.).
Вычтя из фактической экономии плановую, получим сверхплановую экономию (перерасход):
При изучении динамики себестоимости по колбасе «Обыкновенной» видно, что при снижении себестоимости на 5% от планируемых 9% экономия составила 48570 рублей, однако если сравнивать с нормативной себестоимостью, то перерасход составил 41430 рублей.
Проведем индексный анализ по двум видам колбас
Таблица 2.9
Данные за 2006-2007 гг.
Вид продукции | Количество произведенной продукции, кг | Затраты на производство 1 кг продукции | ||
2006 год | 2007 год | 2006 год | 2007 год | |
Колбаса «Обыкновенная» | 8691 | 9714 | 110 | 105 |
Колбаса «Докторская» | 2659 | 2783 | 130 | 120 |
Индивидуальные индексы по колбасе « Обыкновенной» и «Докторской» составляют:
Iq(об.)=q1/q0 ; 9714/8691 * 100% = 111,8%
Iq(док.)=q1/q0 ; 2783/2659* 100%= 104,7% , т.е.
В отчетном году (2007) по сравнению с базисным годом (2006) произведено колбасы « Обыкновенной» на 11,8% больше, а также увеличилось производство «Докторской» колбасы на 4,7%
Индивидуальные индексы себестоимости составят
Iz(об.)=z1/z0 , 105/110*100%= 95,5%
Iz(док.)=z1/z0 , 120/130*100%= 92,3%
Таким образом затраты на колбасу «Обыкновенную» в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизились на 4,5%, а на «Докторскую» колбасу на 7,7%
Индивидуальные индексы конкретного вида продукции в стоимостном выражении, соответственно, составят Iq(об.)=q1/q0 ; 9714/8691 * 100% = 111,8%
Iqz(об.)=q1z1/q0z0, (9714*105/8691*110)*100 % = 1019970/956010*100 % = 106,7 %
Iqz(док.)=q1z1/q0z0, (2783*120/2659*130)*100 % = 333960/345670*100 % =
96,6 %
Таким
образом, объем в стоимостном
выражении колбасы «
Для того, чтобы найти как изменился объем этих видов продукции в 2007 году по сравнению в 2006 годом необходимо рассчитать сводные индексы продукции, затрат, и объем продукции.
Сводные индекс объема продукции в стоимостном выражении составит:
Iqz=∑q1z1/∑q0z0
Iqz = ((9714*105) + (2783*120)/ (8691*110)+(2659*130))*100% =
= (1353930/1301680)*100%= 104,01%
Сводный индекс затрат на производство продукции составит:
Iz=∑q1z1/∑q1z0
Iz = ((9714*105) + (2783*120)/ (9714*110)+(2783*130))*100% =
= (1353930/1430330)*100%= 94,66%
Сводный индекс объема продукции составит:
Iq=∑q1z0/∑q0z0
Iq = ((9714*110) + (2783*130)/ (8691*110)+(2659*130))*100% =
= (1430330/1301680)*100%= 109,88%
Используя первое свойство индексов: индекс переменного состава равен произведению индексов постоянного состава и структурных сдвигов, имеем:
Iqz= Iq * Iz
104,01 % = 0,9466*1,0988*100 %
104,01 % = 104,01 %
Используя
второе свойство индексов: разность числителя
и знаменателя индекса
∆qz(qz) = ∆qz(q) + ∆qz(z) , т.е (1353930-1301680) = (1430330-1301680) + (1353930-1430330) или 52250 = 128650 + (-76400)
52250 = 52250
Вывод: Таким образом, объем продукции в стоимостном выражении по колбасам «Обыкновенная» и «Докторская» увеличился на 4,01 % или на 52250 рублей, в том числе, за счет снижения себестоимости на 5,34 % объем продукции в стоимостном выражении изменился на 76400 рублей и за счет увеличения физического объема продукции на 9,88 % объем продукции в стоимостном выражении увеличился на 128650.
Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
Прежде всего необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, что управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управления предприятием в целом. [1;27]
Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.
Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:
Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации. Следует также подчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом. [2;73].
Заключение
Себестоимость продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятий. От уровня этого показателя зависят темпы расширенного воспроизводства, получение организацией прибыли или убытка и, в конечном счете - финансовое состояние субъектов хозяйствования. Это придает анализу себестоимости продукции особую значимость в процессе интенсификации промышленного производства Российской Федерации, выдвигая его на главенствующие позиции в структуре комплексного экономического анализа.
Данный анализ также необходим для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции, осуществления внутрипроизводственного анализа, обоснования решений о запуске в производство новых видов продукции и снятия с производства устаревших.
Себестоимость является одним из важных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности.
В работе дана оценка степени выполнения планового задания по снижению себестоимости с помощью индексов на примере предприятия, выпускающего мясную продукцию. Рассчитав индексы, можно сделать вывод, что перед предприятиями стоит проблема выживания. Руководителям необходимо изменить финансовую политику предприятий и добиться снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Вопросы
калькуляции и анализа
Планирование,
контроль, управление, а вместе с
тем и калькулирование
Информация о работе Статистико-экономический анализ себестоимости продукции