Статистико-экономический анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе статистико-экономического анализа показателей себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Содержание

1. Теоретические основы статистики себестоимости продукции
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей себестоимости продукции.
2. Статистико-экономический анализ себестоимости продукции.
2.1 Характеристика структуры затрат на производство продукции.
2.2 Индексы себестоимости товарной продукции.
3. Снижение себестоимости как фактор социально – экономического развития предприятия.

Работа содержит 1 файл

статистика курсовая .doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     В себестоимость товарной продукции  включают все затраты предприятия  на производство и сбыт товарной продукции  в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен. [11;126]

     Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты  на производство должны приводиться  к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

     Показатель  снижения себестоимости сравнимой  товарной продукции применяется  для анализа изменения себестоимости  во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции  на тех предприятиях, которые имеют  устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий.

     Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции  в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

     Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

     - по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная  себестоимость;

     - по длительности расчетного периода  - месячная, квартальная, годовая,  за ряд лет;

     - по характеру данных, отражающих  расчетный период, - фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;

     по  масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п. [9;162]

 

      2. Статистико-экономический анализ себестоимости продукции 

     2.1. Характеристика структуры затрат на производство 

     На  основе группировки затрат по экономическим  элементам можно охарактеризовать структуру себестоимости продукции. В различных отраслях промышленности она неодинакова, поскольку отражает специфические особенности производства и разную техническую оснащенность отдельных отраслей.

     В зависимости от того удельный вес  каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли  трудоемкие (угольная, горно-рудная промышленность, лесозаготовки), материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности), энергоемкие (цветная металлургия), а также отрасли с большим удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобывающая и газовая промышленность). Такая классификация имеет важное значение прежде всего для определения путей снижения себестоимости. [3;77] 

     Таблица 2.1

     Основные  экономические показатели на ООО  «Маруся»

Показатель 2005 г.

(тыс.  руб.)

2006 г.

(тыс.  руб.)

Абсолютное  отклонение 2007 г.

(тыс.  руб.)

Абсолютное  отклонение
Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 13605 16091 +2486 19177 +3086
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (без учета коммерческих и  управленческих расходов) 11106 13159 +2053 15971 +2712
Расходы периода:
  • коммерческие
  • управленческие
205

 80

 125

254

 122

 132

+49

 +42

 +7

295

 150

 145

+41

 +28

 +13

Прибыль (убыток) от продаж 2294 2678 +384 2911 +233
Сальдо  операционных результатов - 31 +31 35 +4
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности 2294 2709 +415 2946 +237
Сальдо  внереализационных результатов - - - -24 -24
Прибыль (убыток) отчетного периода

Балансовая  прибыль

2294 2709 +415 2922 +213
Налог на прибыль 551 650 +99 701 +51
Чистая  прибыль 1743 2059 +316 2221 +162
 

     Таким образом, выручка от реализации товаров увеличилась в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 2486 тыс. руб., а в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3086 тыс. руб., себестоимость реализованных товаров, работ, услуг также изменилась: в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 2053 тыс. руб., в 2007 году по сравнению с 2005 годом 2712 тыс. руб., прибыль от продаж 2007 году составила 2911 тыс. руб., что на 233 тыс. руб. больше, чем в 2006 году, прибыль отчетного периода в 2005 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 415 тыс. руб., а 2007 году по сравнению с 2006 годом на 213 тыс. руб., налог на прибыль увеличился на 99 тыс. руб. в 2006 году и на 51 тыс. руб. в 2006 году, чистая прибыль в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 316 тыс. руб., а в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 162 тыс. руб.

     Анализ  себестоимости продукции по экономическим  элементам и калькуляционным  статьям

     Проведем  анализ себестоимости продукции  на ООО «Маруся». При расчете себестоимости  по элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных средств;
  • прочие затраты.
 

     Таблица 2.2

     Анализ  себестоимости продукции на ООО  «Маруся» по экономическим элементам

Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Материальные  затраты 7154 8596 10256 63,25 64,09 63,05
Заработная  плата 2056 2154 2225 18,18 16,06 13,68
Отчисления  в фонд социальной защиты 535 560 579 4,73 4,17 3,56
Амортизация основных средств 1230 1325 2154 10,87 9,88 13,24
Прочие  расходы 336 778 1052 2,97 5,8 6,47
Итог  по элементам затрат 11311 13413 16266 100,00 100,00 100,00
 

     Из  проведенного анализа себестоимости  продукции по экономическим элементам на ООО «Маруся» можно сделать следующие выводы: производство на предприятии является материалоемким, так как доля материальных затрат в общей себестоимости составляет 63,25% в 2005 году, 64,09 % в 2006 году и 63,05 % в 2007 году. Материальные затраты в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшились, это может быть связано с использованием более дешевого сырья и материалов в производстве. Доля заработной платы имеет тенденцию к снижению, так в 2006 году по сравнению с 2005 годом она уменьшилась на 2,12%; в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 2,38%. Отчисления в фонд социальной защиты также имеют тенденцию к снижению в 2006 году уменьшение по сравнению с 2005 годом составило 0,56 %, а 2007 году по сравнению с 2006 годом 0,61%. Амортизация основных средств в 2006 году снизилась на 0,99 % по сравнению с 2005 годом., Это связано с проведенной переоценкой основных средств, а также с постепенным износом и списанием производственных фондов. В 2007 году по сравнению с 2006 годом доля амортизационных отчислений в общей себестоимости продукции увеличилась на 3,36 %. Это также связано с переоценкой основных средств, а также с увеличением стоимости производственных фондов. Доля прочих расходов имеет тенденцию к росту на 2,83 % в 2005 году и на 0,67 % в 2006 году. Причины этому могут быть следующие:

  • увеличение доли кредитов и процентных ставок, что значительно повысило плату за участие заемного капитала в производстве;
  • подорожание стоимости энерго и тепло тарифов;
  • существенное повышение роли рекламы (предприятие стало больше средств расходовать на эти цели) и расходов связанных с реализацией продукции.

     Проведем  факторный анализ себестоимости  продукции на ООО «Маруся» Факторная  модель С/с = ФОТ+МЗ+А+Пр - (аддитивная модель), где С/с – затраты на производство продукции. Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, используя данные 2006 и 2007 годов: 

     Таблица 2.3

     Факторный анализ себестоимости продукции  на ООО «Маруся»

Подстановка ФОТ МЗ А Пр С/с
1 2714 8596 1325 778 13413
2 2804 8596 1325 778 13503
3 2804 10256 1325 778 15163
4 2804 10256 2154 778 15992
5 2804 10256 2154 1052 16266
 
     
  1. ∆ С/сФОТ = 13503-13413 = 90 тыс. руб.
  2. ∆ С/сМЗ = 15163-13503 = 1660 тыс. руб.
  3. ∆ С/сА = 15992-15163 = 829 тыс руб.
  4. ∆ С/спр = 16266-15992 = 274 тыс руб.

     Проверка: ∆С/с = 16266-13413 = 2853; ∑ = 90+1660+829+274= 2853

     Вывод: факторный анализ показал, что себестоимость  продукции на ООО «Маруся» в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 2853 тыс руб. , при этом увеличились на 90 тыс. руб. за счет увеличения фонда оплаты труда; на 1660 тыс. руб. за счет увеличения материальных затрат а на 829 тыс. руб. за счет увеличения амортизации и на 274 тыс. руб. за счет увеличение прочих затрат. Определим, какой фактор оказал наибольшее влияние на изменение затрат на производство продукции:

     │90│+│1660│+│829│+│274│=2853тыс.руб.

     90/2853=3,15%; 1660/2853=58,18%; 829/2853=29,06; 274/2853=9,61. . Таким образом,  наибольшее влияние на изменение  себестоимости оказал рост материальных  затрат (количественный показатель). 

     Таблица 2.4

     Анализ  себестоимости продукции на ООО «Маруся» по калькуляционным статьям

Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Сумма, тыс. руб. Абсолютное  отклонение Сумма, тыс. руб. Абсолютное  отклонение Структура затрат, %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Сырье и материалы 4962 6425 +1463 7726 +1301 43,87 47,9 47,50
Комплектующие изделия 1322 1231 -91 1562 +331 11,69 9,18 9,60
Топливо и энергия 956 1076 +120 1125 +49 8,45 8,02 6,92
Возвратные  отходы 86 136 +50 157 +21 0,76 1,01 0,97
Потери  от брака - - - - - - - -
Заработная плата производственных рабочих 1525 1725 +200 1956 +231 13,48 12,86 12,03
Отчисления  на социальные нужды 397 449 +52 509 +60 3,51 3,35 3,13
Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования 1526 1896 +370 2225 +329 11,96 12,11 11,74
Общепроизводственные затраты 504 493 -11 1025 +532 4,46 3,68 6,30
Общехозяйственные затраты 125 132 +7 145 +13 1,11 0,98 0,89
Внепроизводственные затраты 80 122 +42 150 +28 0,71 0,91 0,92
Итог  по элементам затрат 11311 13413 +2102 16266 +2853 100,00 100,00 100,00

Информация о работе Статистико-экономический анализ себестоимости продукции