Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе статистико-экономического анализа показателей себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
1. Теоретические основы статистики себестоимости продукции
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей себестоимости продукции.
2. Статистико-экономический анализ себестоимости продукции.
2.1 Характеристика структуры затрат на производство продукции.
2.2 Индексы себестоимости товарной продукции.
3. Снижение себестоимости как фактор социально – экономического развития предприятия.
В
себестоимость товарной продукции
включают все затраты предприятия
на производство и сбыт товарной продукции
в разрезе калькуляционных
Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.
Показатель
снижения себестоимости сравнимой
товарной продукции применяется
для анализа изменения
Затраты
на один рубль товарной (реализованной)
продукции - наиболее известный на практике
обобщающий показатель, который отражает
себестоимость единицы
Остальные
встречающиеся на практике показатели
себестоимости можно
-
по составу учитываемых
-
по длительности расчетного
- по характеру данных, отражающих расчетный период, - фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;
по
масштабам охватываемого
2. Статистико-экономический
анализ себестоимости
продукции
2.1.
Характеристика структуры
затрат на производство
На
основе группировки затрат по экономическим
элементам можно
В
зависимости от того удельный вес
каких затрат преобладает в их
общей структуре, выделяют отрасли
трудоемкие (угольная, горно-рудная промышленность,
лесозаготовки), материалоемкие (многие
отрасли легкой и пищевой промышленности),
энергоемкие (цветная металлургия), а также
отрасли с большим удельным весом затрат
на амортизацию (нефтедобывающая и газовая
промышленность). Такая классификация
имеет важное значение прежде всего для
определения путей снижения себестоимости.
[3;77]
Таблица 2.1
Основные экономические показатели на ООО «Маруся»
Показатель | 2005 г.
(тыс. руб.) |
2006 г.
(тыс. руб.) |
Абсолютное отклонение | 2007 г.
(тыс. руб.) |
Абсолютное отклонение |
Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 13605 | 16091 | +2486 | 19177 | +3086 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (без учета коммерческих и управленческих расходов) | 11106 | 13159 | +2053 | 15971 | +2712 |
Расходы
периода:
|
205
80 125 |
254
122 132 |
+49
+42 +7 |
295
150 145 |
+41
+28 +13 |
Прибыль (убыток) от продаж | 2294 | 2678 | +384 | 2911 | +233 |
Сальдо операционных результатов | - | 31 | +31 | 35 | +4 |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности | 2294 | 2709 | +415 | 2946 | +237 |
Сальдо внереализационных результатов | - | - | - | -24 | -24 |
Прибыль
(убыток) отчетного периода
Балансовая прибыль |
2294 | 2709 | +415 | 2922 | +213 |
Налог на прибыль | 551 | 650 | +99 | 701 | +51 |
Чистая прибыль | 1743 | 2059 | +316 | 2221 | +162 |
Таким образом, выручка от реализации товаров увеличилась в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 2486 тыс. руб., а в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3086 тыс. руб., себестоимость реализованных товаров, работ, услуг также изменилась: в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 2053 тыс. руб., в 2007 году по сравнению с 2005 годом 2712 тыс. руб., прибыль от продаж 2007 году составила 2911 тыс. руб., что на 233 тыс. руб. больше, чем в 2006 году, прибыль отчетного периода в 2005 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 415 тыс. руб., а 2007 году по сравнению с 2006 годом на 213 тыс. руб., налог на прибыль увеличился на 99 тыс. руб. в 2006 году и на 51 тыс. руб. в 2006 году, чистая прибыль в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 316 тыс. руб., а в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 162 тыс. руб.
Анализ себестоимости продукции по экономическим элементам и калькуляционным статьям
Проведем анализ себестоимости продукции на ООО «Маруся». При расчете себестоимости по элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы:
Таблица 2.2
Анализ себестоимости продукции на ООО «Маруся» по экономическим элементам
Элемент затрат | Сумма, тыс. руб. | Структура затрат, % | ||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Материальные затраты | 7154 | 8596 | 10256 | 63,25 | 64,09 | 63,05 |
Заработная плата | 2056 | 2154 | 2225 | 18,18 | 16,06 | 13,68 |
Отчисления в фонд социальной защиты | 535 | 560 | 579 | 4,73 | 4,17 | 3,56 |
Амортизация основных средств | 1230 | 1325 | 2154 | 10,87 | 9,88 | 13,24 |
Прочие расходы | 336 | 778 | 1052 | 2,97 | 5,8 | 6,47 |
Итог по элементам затрат | 11311 | 13413 | 16266 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Из проведенного анализа себестоимости продукции по экономическим элементам на ООО «Маруся» можно сделать следующие выводы: производство на предприятии является материалоемким, так как доля материальных затрат в общей себестоимости составляет 63,25% в 2005 году, 64,09 % в 2006 году и 63,05 % в 2007 году. Материальные затраты в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшились, это может быть связано с использованием более дешевого сырья и материалов в производстве. Доля заработной платы имеет тенденцию к снижению, так в 2006 году по сравнению с 2005 годом она уменьшилась на 2,12%; в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 2,38%. Отчисления в фонд социальной защиты также имеют тенденцию к снижению в 2006 году уменьшение по сравнению с 2005 годом составило 0,56 %, а 2007 году по сравнению с 2006 годом 0,61%. Амортизация основных средств в 2006 году снизилась на 0,99 % по сравнению с 2005 годом., Это связано с проведенной переоценкой основных средств, а также с постепенным износом и списанием производственных фондов. В 2007 году по сравнению с 2006 годом доля амортизационных отчислений в общей себестоимости продукции увеличилась на 3,36 %. Это также связано с переоценкой основных средств, а также с увеличением стоимости производственных фондов. Доля прочих расходов имеет тенденцию к росту на 2,83 % в 2005 году и на 0,67 % в 2006 году. Причины этому могут быть следующие:
Проведем
факторный анализ себестоимости
продукции на ООО «Маруся» Факторная
модель С/с = ФОТ+МЗ+А+Пр - (аддитивная модель),
где С/с – затраты на производство
продукции. Проведем факторный анализ
методом цепных подстановок, используя
данные 2006 и 2007 годов:
Таблица 2.3
Факторный анализ себестоимости продукции на ООО «Маруся»
Подстановка | ФОТ | МЗ | А | Пр | С/с |
1 | 2714 | 8596 | 1325 | 778 | 13413 |
2 | 2804 | 8596 | 1325 | 778 | 13503 |
3 | 2804 | 10256 | 1325 | 778 | 15163 |
4 | 2804 | 10256 | 2154 | 778 | 15992 |
5 | 2804 | 10256 | 2154 | 1052 | 16266 |
Проверка: ∆С/с = 16266-13413 = 2853; ∑ = 90+1660+829+274= 2853
Вывод: факторный анализ показал, что себестоимость продукции на ООО «Маруся» в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 2853 тыс руб. , при этом увеличились на 90 тыс. руб. за счет увеличения фонда оплаты труда; на 1660 тыс. руб. за счет увеличения материальных затрат а на 829 тыс. руб. за счет увеличения амортизации и на 274 тыс. руб. за счет увеличение прочих затрат. Определим, какой фактор оказал наибольшее влияние на изменение затрат на производство продукции:
│90│+│1660│+│829│+│274│=
90/2853=3,15%;
1660/2853=58,18%; 829/2853=29,06; 274/2853=9,61. . Таким образом,
наибольшее влияние на
Таблица 2.4
Анализ себестоимости продукции на ООО «Маруся» по калькуляционным статьям
Элемент затрат | Сумма, тыс. руб. | Сумма, тыс. руб. | Абсолютное отклонение | Сумма, тыс. руб. | Абсолютное отклонение | Структура затрат, % | ||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||
Сырье и материалы | 4962 | 6425 | +1463 | 7726 | +1301 | 43,87 | 47,9 | 47,50 |
Комплектующие изделия | 1322 | 1231 | -91 | 1562 | +331 | 11,69 | 9,18 | 9,60 |
Топливо и энергия | 956 | 1076 | +120 | 1125 | +49 | 8,45 | 8,02 | 6,92 |
Возвратные отходы | 86 | 136 | +50 | 157 | +21 | 0,76 | 1,01 | 0,97 |
Потери от брака | - | - | - | - | - | - | - | - |
Заработная плата производственных рабочих | 1525 | 1725 | +200 | 1956 | +231 | 13,48 | 12,86 | 12,03 |
Отчисления на социальные нужды | 397 | 449 | +52 | 509 | +60 | 3,51 | 3,35 | 3,13 |
Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования | 1526 | 1896 | +370 | 2225 | +329 | 11,96 | 12,11 | 11,74 |
Общепроизводственные затраты | 504 | 493 | -11 | 1025 | +532 | 4,46 | 3,68 | 6,30 |
Общехозяйственные затраты | 125 | 132 | +7 | 145 | +13 | 1,11 | 0,98 | 0,89 |
Внепроизводственные затраты | 80 | 122 | +42 | 150 | +28 | 0,71 | 0,91 | 0,92 |
Итог по элементам затрат | 11311 | 13413 | +2102 | 16266 | +2853 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Информация о работе Статистико-экономический анализ себестоимости продукции