Статистико-экономический анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение резервов снижения себестоимости продукции на предприятии на основе статистико-экономического анализа показателей себестоимости и использовании статистических методов в их исчислении. Выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Содержание

1. Теоретические основы статистики себестоимости продукции
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей себестоимости продукции.
2. Статистико-экономический анализ себестоимости продукции.
2.1 Характеристика структуры затрат на производство продукции.
2.2 Индексы себестоимости товарной продукции.
3. Снижение себестоимости как фактор социально – экономического развития предприятия.

Работа содержит 1 файл

статистика курсовая .doc

— 277.50 Кб (Скачать)
 

     Рассчитаем виды себестоимости на ООО «Маруся»:

    1. производственная себестоимость

     2005 год = 4962+1322+956-86+1525+397 =9076,

     2006 год = 6425+1231+1076-136+1725+449 = 10770,

     2007 год = 7726+1562+1125-157+1956+509 = 12721;

     2. цеховая себестоимость

     2005 год = 9076+1526+504 = 11106,

     2006год  = 10770+1896+493 = 13159,

     2007 год = 12721+2225+1025 = 15971;

     3. полная производственная себестоимость

     2005 год = 11106+125 =11231,

     2006год  =13159+122 =13291,

     2007 год =15971+145 =16116;

     4. полная коммерческая себестоимость

     2005 год =11231+80 =11311,

     2006год  =13291+122 = 13413,

     2007 год = 16116+150 = 16266.

     Вывод: В ходе анализа было выявлено, что  сырье и материалы в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли на 1463 тыс. руб., а в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1301 тыс. руб. Зарплата производственных рабочих составила в 2005 – 1525, 2006 – 1725, 2007 – 1956. Таким образом в 2006 году по сравнению с 2005 годом рост составил 200 тыс. руб., в 2007 году по сравнению с 2006 годом - 231 тыс. руб. Отчисления на социальные нужды имеют тенденцию к увеличению 2006 году изменение составило 52 тыс. руб. 2007 – 60 тыс. руб. Общепроизводственные расходы в 2006 году по сравнению с 2005 годом уменьшились на 11 тыс. руб., а 2007 году по сравнению с 2006 годом произошел резкий скачок в сторону увеличения на 532 тыс. руб. Общехозяйственные расходы увеличились в 2006 году на 7 тыс. руб., в 2007 на 13 тыс. руб. Итого затраты увеличились в 2006 году на 2102 тыс. руб., 2007 на 2853 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом. Анализ себестоимости по калькуляционным статьям показал, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости составляют сырье и материалы. В 2006 году этот показатель по сравнению с 2005 годом увеличился на 4,03 %; 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшился на 0,4%. Аналогичная картина свойственна и комплектующим изделиям. Показатель топливо и энергия имеет постоянную тенденцию к снижению ( в 2005 – 8,45, 2006- 8,02, 2007 – 6,92). Зарплата производственных рабочих и отчисления на социальные нужды также постоянно уменьшаются в структуре общих затрат. Общепроизводственные затраты в 2006 году по сравнению с 2007 годом уменьшились на 0,78 %; в 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдается рост на 2,62 %. Производственная себестоимость составила в 2005 – 9076 тыс. руб., 2006 – 10770 тыс. руб., в 2007 – 12721 тыс. руб. Цеховая себестоимость в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 2053 тыс. руб., 2007 году по сравнению с 2006 годом рост составил 2812 тыс. руб.

     Полная  коммерческая себестоимость 2006 году возросла на 2102 тыс. руб., в 2007 году на 2853 тыс. руб. 

     Анализ  себестоимости отдельных  видов продукции  на ООО «Маруся»

     По  каждому виду продукции на предприятии  определяется полная себестоимость. Проведем анализ себестоимости продукции  на ООО «Маруся» по вареным колбасным  изделиям.

 

      Таблица 2.5

     Анализ  себестоимости продукции на ООО  «Маруся» по вареным изделиям

Виды  продукции Себестоимость, тыс. руб. Отклонение Структура затрат
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Обыкновенная  колбаса 754 956 1020 +202 +64 27,22 28,27 28,75
Докторская  колбаса 312 452 501 +140 +49 11,26 13,36 14,12
Московская  колбаса 152 256 296 +104 +40 5,49 7,57 8,34
Русская колбаса 596 698 700 +102 +2 21,52 20,64 19,73
Мраморная колбаса 956 1020 1031 +64 +11 34,51 30,16 29,06
Итого себестоимость вареных изделий 2770 3382 3548 +612 +166 100 100 100
 

     Вывод: Проанализировав себестоимость  вареных изделий на ООО «Маруся» можно сделать следующие выводы: себестоимость продукции обыкновенной колбасы увеличилась на 202 тыс. руб. в 2006 году, в 2007 году на 64 тыс. руб. Себестоимость докторской колбасы возросла на 140 тыс. руб. в 2006 и на 49 тыс. руб. в 2007. Затраты на производство и реализацию колбасы московской в 2006 году по сравнению с 2005 году увеличились на 104 тыс. руб., в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 40 тыс. руб. Себестоимость колбасы русской в 2006 году возросла на 102 тыс. руб. , в 2007 на 2 тыс. руб. Себестоимость мраморной колбасы также имеет тенденцию к росту в 2006 году на 64 тыс. руб., в 2007 году на 11 тыс. руб.

     Общая себестоимость вареных изделий  в 2006 году по сравнению с 2007 годом  увеличилась на 612 тыс. руб., в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 166 тыс. руб. Таким образом получается, что 2006 году произошел резкий скачок роста  себестоимости, это может быть связано с подорожанием материалов и подорожание стоимости энерго- и тепло тарифов. В структуре затрат наибольший удельный вес составила мраморная колбаса: в 2005 -34,51%,в 2006 – 30,16 %, в 2007 - 29,06%. Наибольший удельный вес в структуре общих затрат также имеют колбасы обыкновенная и русская. Наименьший удельный вес составила колбаса московская в 2005 -5,49%, в 2006 – 7,57%, в 2007 – 8,34%. 

     Анализ  затрат на 1 рубль  товарной продукции  на ООО «Маруся»

     Важным  обобщающим показателем себестоимости  продукции является затраты на рубль товарной продукции, который отличается тем, что, во-первых, дает обобщенную оценку эффективности затрат и характеризует уровень издержек на выработку продукции, во-вторых, является универсальным показателем, который может рассчитываться в любой отрасли производства и на любом коммерческом предприятии, и, в-третьих, показывает рентабельность производства отдельных видов продукции.

     Определяется  он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции  к стоимости произведенной продукции в действующих ценах:

     Z = С/ТП;

     С – себестоимость продукции;

     ТП  – товарная продукция в стоимостном  выражении;

     При этом, чем меньше затрат приходиться  на 1 руб. товарной продукции, тем выше рентабельность продукции. Затраты  на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости (оптовой цены) произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы.

     Проведем  анализ затрат на 1 рубль товарной продукции  на ООО «Маруся».

 

      Таблица 2.7

     Анализ  затрат на 1 рубль товарной продукции  на ООО «Маруся»

Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Темп  роста 
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006г.  2007 г.
Материальные  затраты 7154 8596 10256 120,16 119,31
Заработная  плата 2056 2154 2225 104,77 103,30
Отчисления в фонд социальной защиты 535 560 579 104,67 103,39
Амортизация основных средств 1230 1325 2154 107,72 162,57
Прочие  расходы 336 778 1052 231,55 135,22
Итог  по элементам затрат 11311 13413 16266 118,58 121,27
Выпуск  товарной продукции 13605 16091 19177 118,27 119,18
Затраты на 1 рубль товарной продукции 0,8314 0,8336 0,8482 - -
 

     Вывод: в ходе анализа затрат на 1 рубль  товарной продукции было выявлено: затраты на 1 рубль товарной продукции  на ООО «Маруся» составили в 2005 году - 0,8314 руб., 2006 году - 0,8336руб., в 2007 году – 0,8482 руб. Затраты на 1 рубль товарной продукции увеличиваются в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 0,0022 руб.; в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 0,0146 руб. Это является отрицательным моментом в деятельности организации и говорит о снижении рентабельности продукции. Необходимо изыскивать пути снижения себестоимости.

     Проведем  факторный анализ затрат на 1 рубль  товарной продукции методом цепных подстановок с помощью таблицы 2.8, используя данные 2006 и 2007 годов:

     Факторная модель З-ты на 1руб. ТП = Зо/ТП, где Зо – общие затраты (кратная модель). Оба фактора количественные. 

     Таблица 2.8

Подстановка Зо ТП З-ты на 1 руб. ТП
1 13413 16091 0,8336
2 16266 16091 1,0109
3 16266 19177 0,8482
Влияние факторов 0,1773 -0,1627 0,0146
 

     Вывод: факторный анализ показал, что общие  затраты выросли, это привело  к увеличению затрат на 1 руб. ТП на 0,1773 руб.; затраты на 1 руб. ТП уменьшились  на 0,1627 руб. за счет роста ТП.  

     2.2. Индексы себестоимости  товарной продукции 

     Изучение  динамики себестоимости, выявление  причин отклонения фактической себестоимости  от нормативной, а так же обоснования  возможных путей снижения издержек производства на единицу товарной продукции  основаны на использовании индексного метода.

     На  базе фактических данных о себестоимости единицы изделия определенного вида продукции устанавливаются относительные показатели ее снижения или увеличения по сравнению с прошлым периодом.

     Имея  данные о себестоимости единицы  изделия за предыдущий период(Z0), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период(Z1), можно дать общую характеристику степени выполнения планового задания по снижению себестоимости и ее динамики с помощью индексов, а также определить абсолютную сумму перерасхода или экономии в результате изменения себестоимости. [4;93].

     Рассмотрим  эти вычисления на примере данных ООО «Маруся» по колбасе «Обыкновенная» за 2006 – 2007г. Производство одного килограмма должно обходиться по плановым расчетам в 100 руб., фактически оно обходится  в 105 руб., в предыдущем периоде –110 руб.; фактически изготовлено 9714 кг. в 2007 г., планировалось изготовить 9000 кг. Определяем индивидуальные индексы себестоимости.

Информация о работе Статистико-экономический анализ себестоимости продукции