Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 02:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства по группе предприятий Белгородской области, данные о которых получены в результате выборочного статистического наблюдения. Объектом исследования является выборочная совокупность из 30 хозяйств, характеризуемая комплексом разнообразных фактических показателей .
Задачами курсового проекта являются:
получение показателей, характеризующих уровень эффективности производства продукции сельского хозяйства;
изучение различий в уровне этих показателей по совокупности путем расчета показателей вариации;
выделить типологические группы предприятий по уровню и эффективности производства продукции;
изучить по типическим группам:
Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВАРИАЦИИ. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВОК
5
Глава 1.1. Анализ вариации признаков 5
Глава 1.2 Аналитическая и типологическая группировки………………………….…8
ГЛАВА 2. ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА…………………………………………………………………18
2.1. Характеристика размеров хозяйств………………………………………18
2.2. Характеристика специализации хозяйства………………………………..21
2.3. Анализ интенсификации производства продукции сельского хозяйства…………………………………………………………………………22
2.4. Анализ эффективности производства продукции сельского хозяйства…………………………………………………………………………24
2.5 Анализ финансового состояния по группам предприятий………………27
2.6. Анализ прироста массы прибыли по факторам…………………………29
Глава 3. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТИПАМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………..32
3.1. Анализ влияния отдельных факторов на производство продукции сельского хозяйства с помощью комбинационной группировки…………….32
3.2. Определение взаимодействия факторов и результативного признака с помощью корреляционно – регрессионного анализа ………………………..34
Глава 4. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ……………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………43
Следует
отметить, что большее количество
предприятий преобладает в
По данным таблицы видно, что стоимость валовой продукции в расчете на 100 га с.-х. угодий в III группе больше, чем в I, на 20798-888 = 19910
тыс. рублей. При этом выручка от реализации продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га с.-х. угодий в III группе, по сравнению с I, больше на 2249-692 = 1557тыс. рублей. Эти различия в результатах реализации продукции сельского хозяйства обусловлены влиянием комплекса факторов, о чем можно судить, сопоставив факторные показатели.
Численность
работников в расчете на 100 га с.-х.
угодий в высшей типической группе
превышает численность
Данная
глава курсового проекта
2.1. Характеристика размеров
Показатели размера являются важнейшей составляющей характеристики сельскохозяйственных предприятий. Для правильной организации и грамотного управления предприятием в сельском хозяйстве необходимо знать размеры производства еще до начала календарного и сельскохозяйственного года, а также уметь правильно оценивать эти размеры по фактическим итогам работы после завершения производственного цикла.
Прямыми показателями размеров производства являются объемы произведенной продукции в натуральной и стоимостной форме. Однако, натуральных показателей недостаточно даже в узкоспециализированных предприятиях, так как в сельском хозяйстве всегда получают не только основную, но также сопряженную и побочную продукцию. Поэтому для оценки следует использовать показатели валовой, конечной, реализованной, товарной и чистой продукции.
К косвенным показателям размеров
предприятий относятся объемы используемых
ресурсов - это площадь земельных
угодий, поголовье животных, обеспеченность
рабочей силой, основные и оборотные
средства в производстве, данные показатели
определяются в расчете на одно предприятие.
Косвенными показателями размеров предприятий
являются среднегодовая стоимость
оборотных фондов, сумма материальных
затрат, а также показатели применения
отдельных видов оборотных
Рассчитаем основные показатели, характеризующие размеры предприятий по группам с разным уровнем производства продукции сельского хозяйства в расчете на 1 предприятие в таблице 2.1
Таблица 2.1. Показатели размера сельскохозяйственных предприятий (в расчете на 1 предприятие)
Показатели |
Группы хозяйств |
III к I в % | |||
I |
II |
III | |||
Число предприятий в группе |
10 |
11 |
8 |
||
С позиции ресурсов |
Площадь сельскохозяйственных угодий, га. |
7362,59 |
6329,82 |
5199,50 |
70,62053 |
в т. ч. Площадь пашни |
6036,66 |
5505,182 |
4832,75 |
80,05669 | |
Численность работников, чел. |
132,6 |
192,7 |
193,12 |
145,6448 | |
в т. ч. занятых в сельском хозяйстве |
111,4 |
178,5455 |
182,125 |
163,4874 | |
Затраты всего в растениеводстве, тыс.руб. |
|||||
63140,5 |
59956,64 |
77826,88 |
123,2598 | ||
затраты всего в животноводстве |
13148 |
29247,18 |
37634,38 |
286,2365 | |
Материальные затраты в |
44834,2 |
41618,91 |
51170,5 |
114,1327 |
Продолжение таблицы2.1
Материальные затратыв животноводстве, тыс.руб.: |
8747 |
18247,55 |
23834,5 |
272,4877 | |
на минеральные удобрения |
13258,8 |
8928,182 |
15186,25 |
114,5371 | |
на семена и посадочный |
7870,9 |
7240,818 |
9806,25 |
124,5887 | |
на электроэнергию в |
395,6 |
766,2727 |
599 |
151,4156 | |
на электроэнергию в живортноводстве |
525,9 |
972,8182 |
1220,875 |
232,1496 | |
на нефтепродукты в |
7549,4 |
9177,091 |
10552,5 |
139,7793 | |
на нефтепродукты в |
699,7 |
2071,364 |
2748,625 |
392,8291 | |
на корма |
6036,4 |
11938 |
11884,88 |
196,8868 | |
Прочие в растениеводстве |
5982 |
3566 |
12843 |
214,6941 | |
Прочие в животноводстве |
1365,4 |
1121,545 |
1888 |
138,2745 | |
С позиции результатов |
Стоимость ВП, тыс. руб. |
77919,8 |
111902,3 |
37558,5 |
48,20148 |
Выручка от реализации продукции растениеводства, тыс.руб.: |
41426,1 |
50260,91 |
83176,13 |
200,7819 | |
Выручка от реализации продукции животноводства, тыс.руб.: |
12034,7 |
27290,27 |
29530,25 |
245,3759 |
Проанализировав размеры предприятий той или иной группы по величине ресурсов и результатов, мы видим, выручка от реализации продукции растениеводства и животноводства выше в 3 группе. Однако,стоимость ВП превышает в первой группе хозяйств.
Такие результаты достигнуты за счет роста численности работников на предприятиях на 45,64% (в 3ей группе по отношению к1)и одновременного увеличения площадей под угодья на 29,4% (в I группе по сравнению с III).
Можно сделать выводы о том,что главным фактором увеличения выручки от реализации продукции сельского хозяйства является увеличение производительности труда работников. Из данных таблицы можно видеть, что наибольшая часть затрат как на животноводство, так и на растениеводство приходятся на III типическую группу.
Итак, размеры с позиции ресурсов имеют следующие закономерности: высшая типическая группа имеет большее количество затрат и число работников по сравнению с другими. От низшей группы к высшей размеры предприятий увеличиваются неравномерно и значит нельзя утверждать, что они более полно и интенсивно используют свои ресурсы и возможности. Следовательно, его необходимо характеризовать на стадии производства и реализации, в которых данные ресурсы используются.
2.2. Характеристика специализации хозяйства
Специализацию
предприятий характеризуют
Соответственно, для определения специализации производства в совокупности хозяйств необходимо проанализировать выручку предприятия (таблица 2.2).
Таблица 2.2. Выручка от реализации продукции в расчете на 1 предприятие
Показатели |
Выручка, тыс.руб. | ||
I |
II |
III |
Продолжение таблицы 2.2
Животноводство: |
12034,7 |
27290,27 |
29530,25 |
Молоко |
5882,8 |
19265,82 |
21336,63 |
КРС |
5637,7 |
6789,364 |
7731,625 |
Прочая продукция |
189,9 |
661,1818 |
34,625 |
Растениеводство: |
41426,1 |
50260,91 |
83176,13 |
Зерновые и зернобобовые |
28318,8 |
29856 |
36357,13 |
Картофель |
0 |
0 |
0,25 |
Прочая продукция |
8798,8 |
16611 |
38553,38 |
Итого по растениеводству и |
53460,8 |
77551,18 |
112706,4 |
По данным таблицы 2.2 можно сделать вывод, что наибольшая часть выручки от реализации всей продукции сельского хозяйства по исследуемой совокупности, относится на реализованную продукцию растениеводства. Выручка от реализации продукции животноводства также имеет больший удельный вес.
Анализ структуры выручки по растениеводческой отрасли дает следующие результаты: предприятия всех типических групп специализируются на производстве зерновых и зернобобовых(I группа-57,9%, II-49,1%).В третьей группе организации ориентированы на производство прочей продукции (64,2%).
Говоря о структуре выручки от реализации продукции животноводства, следует отметить, что по всем типическим группам она складывается преимущественно из выручки от реализации молока. Самый низкий процент в ее структуре занимает выручка от реализации прочей продукции.
Интенсификация сельского хозяйства -это применение более совершенных средств производства и квалифицированного труда на одной и той же земельной площади с целью увеличения производства продукции и повышения эффективности отраслей в целом.
Интенсификация представляет собой экономический процесс, при котором наблюдается рост затрат на единицу земельной площади или голову скота и достигается увеличение производства продукции растениеводства и животноводства, улучшение ее качества и снижение материально денежных затрат на производство и реализацию.
В сельском
хозяйстве уровень
Таблица 2.3. Показатели интенсивности использования ресурсов в растениеводстве в расчете на 100 га с.-х. угодий
Показатели |
Группы хозяйств |
В среднем по | ||
низшая |
средняя |
высшая | ||
Площадь с.-х. угодий, га |
7362,59 |
6329,82 |
5199,50 |
|
Интенсивность с.-х. производства в целом по всем отраслям в расчете на 100 га с.-х. угодий: | ||||
Число работников на предприятии, чел |
1,80 |
3,04 |
3,71 |
2,85 |
в том числе, занятых в с.-х. производстве, чел. |
1,51 |
2,82 |
3,50 |
2,61 |
Интенсивность с.-х. производства в целом по отрасли животноводства в расчете на 100 га с.-х. угодий. | ||||
Производственные затраты |
178,58 |
462,05 |
723,81 |
454,81 |
в том числе: |
||||
на оплату труда, |
28,78 |
115,67 |
168,07 |
104,17 |
амортизацию основных средств |
7,06 |
23,09 |
36,24 |
22,13 |
материальные затраты вошедшие в себестоимость: |
118,80 |
288,28 |
458,40 |
288,49 |
на корма |
81,99 |
188,60 |
228,58 |
166,39 |
Интенсивность с.-х. производства в целом по отрасли растениеводства в расчете на 100 га с.-х. угодий. | ||||
Производственные затраты |
857,59 |
947,21 |
1496,81 |
1100,54 |
Продолжение таблицы2.3
в том числе: |
||||
на оплату труда, |
90,50 |
147,59 |
183,15 |
140,41 |
амортизацию основных средств |
59,20 |
61,88 |
56,18 |
59,09 |
материальные затраты вошедшие в себестоимость: |
608,95 |
657,51 |
984,14 |
750,20 |
на удобрения |
180,08 |
141,05 |
292,07 |
204,40 |
Анализируя значения показателей таблицы 2.3, стоит сказать, что по всем рассмотренным показателям происходит увеличение значений от низшей типической группы к высшей.
Итак, наибольшая обеспеченность ресурсами характерна для высшей типической группы, меньше всего ресурсами обеспечены предприятия, входящие в низшую типическую группу.
Различия между высшей типической группой и низшей говорят о том, что в высшей группе более высокая эффективность обусловлена большими объемами применяемых ресурсов, как в натуральном, так и денежном выражении по сравнению с низшей группой.
В растениеводстве наблюдается превышение высшей группы хозяйств над низшей по производственным затратам. В общем, этот показатель больше в III группе, чем в I 74,3%. В частности, по затратам на удобрения – в 1,6 раза, на оплату труда – в 2 раза.
В животноводстве высшая группа значительно превышает низшую по материальным затратам в 3,9 раза и по затратам на корма в 2,8 раза.
Эффективность производства - это его результативность в достижении поставленных целей, главные из которых - увеличение выпуска продукции и доходов производителей.
Одними
из числа показателей
В данной курсовой работе мы рассмотрим лишь некоторые из приведенных выше показателей.
Для анализа производственной и экономической эффективности рассмотрим данные таблицы 2.4.
Таблица 2.4. Показатели производственной и экономической эффективности
Информация о работе Статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства