Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа
Цель работы рассмотреть статистику жилищных условий и бытового обслуживания населения. Задачи рассмотреть задачи статистики источники данных, характеристику жилищных условий, статистику развития бытового и транспортного обслуживания населения.
Введение
1 Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения
1.1 Задачи статистики источники данных
2 Характеристика жилищных условий
3 Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда
4 Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
5 Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
6 Рынок жилья
Список литературы
Все это делает необходимым дополнение объективных статистических показателей, отражающих состояние условий жизни, субъективными. Такие данные получают при выборочных обследованиях. Выборка должна быть репрезентативной, т. е. отражать структуру генеральной совокупности и включать прежде всего все категории проживающих по типам жилища с учетом его принадлежности статистиков, социологов, архитекторов, проектировщиков, градостроителей.
Объективные характеристики жилища опрашиваемого дополняются оценками достаточности метража жилых помещений (в разрезе комнат), освещенности комнат дневным светом; даются оценки достаточности метража других помещений квартиры: кухни, ванной комнаты, туалета, прихожей, коридора.
Особое внимание уделяется вопросам организации бытовых процессов, в которых могут проявиться пространственные взаимосвязи жилища и дома, двора, прилежащей части улицы (стирка, сушка белья, ремонт обуви, химчистка, ремонт хозинвентаря, шитье или вязание, ремонт одежды, кулинария). Специфические проблемы взаимосвязей жилища с придомовым пространством раскрываются в особом блоке вопросов, цель которых установить, считается ли территория около дома “двором” и как используется придомовое пространство респондентом и членами его семьи. Характеристики общения с соседями вместе с показателями придомового пространства позволяют выяснить возможность организации помещений общего пользования, рассчитанных на этаж или группу квартир, или на дом и даже на группу домов (помещения для стирки и сушки белья, хранения запасов продуктов, для спортивных занятий, для хранений сезонных вещей и т.д.).
Субъективные оценки степени удовлетворенности жилищными условиями, как правило, связываются с демографическим составом семьи, его изменением, произошедшим за последние годы (например, за последние 10 лет), и возможными изменениями в составе семьи (домохозяйства), которые могли бы произойти при изменении жилища в соответствии с потребностями. При выяснении потребностей фиксируется желание изменить не только метраж жилых комнат, подсобных помещений, но и число комнат, этажность, конфигурацию дома, двора, месторасположение дома (в центре, новом районе, пригороде).
В сумме все значимые аспекты влияния состава семьи сына или дочери на желаемую удаленность проживания с родительской семьей составили около 70% общего значения , т. е. . Ввиду значимой корреляции между разными характеристиками жилища, а также между ними и требованиями к району проживания можно рекомендовать применение факторного анализа или метода главных компонент при оценке качества жилищных условий.
Итак, кроме объективных параметров качества жилищ, необходимо учитывать субъективные оценки жилищных условий семей. Субъективная оценка жилищных условий зависит от того, кто занимает жилище: от числа членов семьи и, следовательно, от размера площади, приходящейся на одного человека, демографического состава семьи (родственных отношений, пола и возраста членов семьи), занятий членов семьи.
Субъективная
оценка жилищных условий определяется
потребностями семей. В дорыночный период
потребитель получал жилье бесплатно,
не имея выбора. Его запросами никто не
интересовался. Между тем дифференциация
жилищных условий и потребностей населения
служит предпосылкой для возникновения
рынка жилья.
6
Рынок жилья
Для рыночной экономики характерно отсутствие государственной монополии в жилищном секторе, а также то, что расходы на жилье (при покупке в рассрочку или при аренде) занимают в бюджете средней семьи до трети и более всех расходов. Рынок жилья является одним из самых стабильных и доходных. Жилые дома и квартиры — одна из наиболее доступных форм частной собственности и товарного обмена.
Специфика жилья, его дифференциация зависят от конкурентных условий региона: объема и структуры имеющегося жилишного фонда, семейного состава населения, характера заселения, уровня благосостояния населения, инвестиционные возможностей, а также культурных норм и традиций.
Статистический анализ жилищных условий обязательно включает изучение рынка жилья, являющегося частью рынка недвижимости, включающего, кроме жилья, рынок нежилых помещений и рынок земли. Каждый из этих рынков имеет первичный рынок охватывающий новую недвижимость, впервые появившуюся как товар на рынке, и вторичный — охватывает недвижимость, уже функционирующую в течение некоторого времени и обладающую определенной степенью износа.
Специфика рынка жилья состоит в том, что он представляет собой как бы два рынка: жилищного фонда и жилищных услуг. Последние связаны с арендой жилья как муниципального, так и частного.
На первичном рынке в обороте находятся только что построенные квартиры и дома или еще строящиеся. С ним связан рынок участков под застройку. На вторичном рынке жилья продаются квартиры и дома, прежде уже заселенные.
Среди
факторов, определяющих спрос на жилье,
основными являются уровень цен
на рынке жилья, качество жилья, денежные
доходы, жилищная обеспеченность населения.
При дефиците имеющегося жилья, без достаточного развития жилищного строительства (следовательно, первичного рынка) ресурсы вторичного рынка могут быть быстро исчерпаны.
Особое место на рынке жилья занимает расселение коммунальных квартир, когда всем семьям из коммунальной квартиры покупаются одно-, двух-, трехкомнатные квартиры, а освободившаяся многокомнатная квартира приобретает нового владельца. Этот процесс касается, как правило, коммунальных квартир, расположенных в старом центре города, в наиболее престижных районах, в домах, прошедших капитальный ремонт.
С развитием рынка жилья возникают две новые социальные проблемы. Первая проблема — снижение платежеспособности населения, вызванное падением уровня реальных доходов большинства населения и ростом цен на жилье. Бесплатная приватизация жилья, в ходе которой население получает дорогостоящие материальные активы, не решает проблем его доступности при невозможности взять долгосрочный кредит на покупку квартиры. Вторая проблема также связана с тяжелым материальным положением малоимущих групп населения, что стимулирует приток жилья на рынок и одновременно приводит к росту числа бездомных. В результате активизируется процесс поляризации общества.
Жилищные условия населения определяются объективными и субъективными параметрами. К объективным параметрам качества жилищ можно отнести: месторасположение и время постройки дома, материал стен, размер квартиры, число комнат и их изолированность, высоту потолков, тип квартиры (индивидуальная или коммунальная).
К жилью низкого качества относятся квартиры, расположенные в пятиэтажных (“хрущевки”) и девятиэтажных панельных домах.
Элитные дома — бывшие ведомственные и “номенклатурные” дома, построенные в 80-е гг. — отличаются особой планировкой квартир, качеством строительства, прекрасным расположение особым социальным статусом жильцов.
Цены
на жилье различаются по городам России
(табл. 6).
Таблица 6
Средние цены жилья в городах России по данным Российской гильдии риэлтеров (в долл. за 1 кв, м, 2000г.)
Город | Средняя цена | Новое или реконструируемое жилье в престижном районе | Старое жилье хорошего качества в престижном районе |
Москва | 1100 | 3000 | 2000 |
Якутск | 820 | 2000 | 1000 |
Самара | 530 | 880 | 600 |
Санкт- Петербург | 530 | 1000 | 600 |
Иркутск | 520 | 800 | 600 |
Н. Новгород | 510 | 700 | 500 |
Владивосток | 510 | 700 | 500 |
Анапа | 510 | 760 | 580 |
Новосибирск | 485 | 650 | 500 |
Воронеж | 450 | 620 | 480 |
Цена жилья зависит и от его расположения в городе: типа 3 стройки, развитости инфраструктур микрорайона, доступности транспортных коммуникаций. Традиционно выделяют три группы административных районов: центральные, периферийные, пригородные.
Сочетание параметров жилья и района, где оно расположено, обусловливает колебания цен на рынке жилья. Развитие ипотечного кредитования привело к оживлению первичного рынка жилья. Одной из актуальных проблем статистики выступает сбор информации о рынке жилья.
Статистический анализ рынка жилья предполагает изучение структуры продавцов и покупателей. Продавцами на первичном рынке выступают частные фирмы и муниципальные власти. На вторичном рынке продавцами являются риэлторские фирмы, физические лица, стремящиеся улучшить свое жилищное или материальное положение, лица, эмигрирующие за рубеж. На вторичном рынке жилья выделяется арендный сектор. Сдачей жилья в аренду занимаются как частные владельцы, так и муниципальные власти.
Статистическое изучение последствий формирования и развития рынка жилья включает многосторонний анализ изменения, жилищных условий населения, дифференциации обеспеченности жильем, качества жилищ, расселения в городе. Статистика должна, отслеживать и другие последствия функционирования рынка жилья: массовые переселения вызывают развитие потребительского рынка соответствующих услуг и товаров, связанных с ремонтом и обустройством жилищ.
Для
характеристики состояния сферы
жилья рекомендуется
1. Качество жилищ.
2. Демографические показатели.
3.
Жилищное строительство, в том
числе строительство для
4.
Государственные расходы на
5. Жилищные кредиты.
6. Рынок жилья.
7. Индикаторы-регуляторы.
В
последнюю группу индикаторов-регуляторов
входят соотношения цен продаж жилья и
доходов населения, цен продаж жилья и
цен строительства и др. Эти блоки показателей
описывают жилищный сектор и трансформирование
экономических отношений внутри него.
Сводная информация о ситуации в сфере
жилья обеспечивает открытость рынка
жилья, что способствует его становлению
и функционированию.
Список
литературы
Информация о работе Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения