Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть статистику жилищных условий и бытового обслуживания населения. Задачи рассмотреть задачи статистики источники данных, характеристику жилищных условий, статистику развития бытового и транспортного обслуживания населения.

Содержание

Введение
1 Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения
1.1 Задачи статистики источники данных
2 Характеристика жилищных условий
3 Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда
4 Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
5 Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
6 Рынок жилья
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Статистика жилищных условий.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

     Для оформления субсидии заявитель должен документально подтвердить все виды получаемых доходов. Право на получение субсидий должно периодически подтверждаться в ходе переаттестаций (как правило, один раз в полгода). Субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг получают около 2 млн. семей или 5,9% их общего числа. Как свидетельствует практика, когда население начинает оплачивать более 30% стоимости жилищно-коммунальных услуг, в субсидиях нуждается не менее 5% семей. В нашей стране это соотношение не выполняется: доля получающих субсидии выше. В Санкт-Петербурге субсидии получают 11,8% семей, в Москве — 10,9%. Доля расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в среднем составляет 10— 12% семейного дохода (до 20% у бедных).

     В соответствии с осуществляемой жилищно-коммунальной реформой растут ставки оплаты жилья  и тарифы за коммунальные услуги. При отсутствии четкой тенденции роста реальных денежных доходов населения рост оплаты жилья и коммунальных услуг создает трудности среднеобеспеченным слоям населения, которые не могут претендовать на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг.

     С развитием рыночных отношений могут  усиливаться различия в жилищных условиях населения в значительной степени под воздействием роста квартирной платы и влияния последней на обеспеченность жильем. Этот процесс может быть определен количественно с помощью измерения взаимосвязи между уровнем оплаты жилья и обеспеченностью жильем, а также методами многомерной классификации домохозяйств на основе таких признаков, как уровень обеспеченности жильем, размер душевого денежного дохода, социально-профессиональная группа экономически активных членов домохозяйства, число иждивенцев, или коэффициент семейной нагрузки, и т. д.

     Жилищная  политика должна включать организацию  помощи на содержание и ремонт жилья семьям, которые в ней нуждаются. Статистика играет ведущую роль по выявлению дифференциации жилищных условий населения, определению категорий жителей, нуждающихся в поддержке из средств бюджета. При этом плата за содержание жилья для всех жильцов должна поэтапно повышаться до уровня, когда будут полностью покрываться расходы параллельно с соответствующим увеличением прямых целевых социальных выплат определенным группам. Тарифы за коммунальные услуги должны основываться на законах ценообразования в условиях естественных монополий, каковыми в России являются газо-, водо-, энергоснабжение и т. д. Возможно влияние на тарифы и некоторой структурной перестройки путем выделения из естественных монополий отдельных элементов с целью развития конкуренции, сдерживающей рост тарифов, акционирования некоторых коммунальных служб с установлением четкого контроля за их работой. Все более важной функцией коммунальных служб становятся уборка территорий и лестничных клеток, утилизация и переработка бытовых отходов, организация погребений. Так, в бюджетах городов Германии финансирование этих видов деятельности составляет в среднем 12%. Информация о результатах деятельности коммунальных служб содержится в представляемой ими отчетности.

     Для решения задач обслуживания и  финансирования жилищного фонда  должно быть организовано обеспечение  сведениями по регионам и муниципалитетам. Статистика должна отражать развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда, формирование реальных договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. 

 

     4 Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи 

     Качество  условий жизни зависит не только от качества жилища, но и от уровня развития социальной инфраструктуры, измеряемого количеством учреждений культуры, образования, торговли, бытового обслуживания на 1000 жителей или на единицу площади, например на 1 кв. км. К составляющим социальной инфраструктуры относятся: транспортная сеть (внутригородская и между населенными пунктами), учреждения связи, озеленение городов (что имеет большое значение для улучшения экологической обстановки), инфраструктура села и др.

     Развитие  транспорта характеризуется количеством  его видов на данной территории, протяженностью маршрутов каждого вида. Важны и такие показатели, как количество остановок транспортных средств каждого вида транспорта, их совместимость, но они государственной статистикой не фиксируются. Существенным элементом социальной инфраструктуры является создание условий для использования велосипедного транспорта. Это прежде всего наличие и протяженность велосипедных дорожек в городах и вне городские территорий.

     Рост  стоимости услуг общественного  транспорта следует сопоставлять с  ростом цен на другие виды платных услуг населению, на потребительские товары, с ростом заработной платы и денежных доходов населения. Для целей регионального управления должны сопоставляться такие показатели, как объем выручки за предоставленные услуги, количество перевезенных пассажиров, количество лиц, имеющих льготные тарифы, право бесплатного проезда на транспорте.

     Процесс приватизации в нашей стране охватил  прежде всего сферу бытового обслуживания и общественного питания. Задача социальной статистики состоит в том, чтобы дать сравнительную характеристику обеспечения населения платными услугами учреждений разных организационно-правовых форм, включая магазины розничной сети разных форм собственности. Статистика розничной торговли существенно дополняет данные статистики бюджетов населения в части соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота.

     Если  для оценки уровня развития инфраструктуры достаточны показатели насыщенности ее элементами какой-то территории, прежде всего городов, то для определения потребления услуг, предоставляемых учреждениями и организациями социальной инфраструктуры, важны такие показатели, как:

     • среднее число посетителей за единицу времени (за год, квартал, месяц), обслуженных учреждением химчистки, баней, парикмахерской, кафе, рестораном;

     • общая сумма выручки, тыс. руб.;

     • средняя выручка на одного работника  данного типа учреждения, руб.;

     • выручка по видам услуг, тыс. руб.

     Эти показатели недостаточны для характеристики доступности услуг, их качества, удовлетворенности потребностей. Такая информация может быть получена только путем специальных обследований, реализация федеральных и региональных социальных программ в части помощи бездомным (беженцам, вынужденным мигрантам, бомжам) приводит к возникновению таких элементов социальной инфраструктуры, как ночлежные дома. Возникают новые организационные формы культурной деятельности, например, народные дома.

     Возрастает  обеспеченность населения предметами культурно-бытового назначения длительного  пользования.

     Статистические показатели должны отражать развитие инфраструктуры села. К таким показателям относятся: ввод в действие в сельской местности водопроводных сетей (км), канализационных сетей (км), газовых сетей (тыс. км), АТС (тыс. номеров общего пользования), линий электропередачи напряжением 0,4 кВт, 6—20 кВт (тыс. км), автомобильных дорог с твердым покрытием (тыс. км), в том числе местного значения, ведомственных и частных.

     Важное  значение придается оценке комплексности  развития социальной инфраструктуры. Для решения такой задачи можно каждой территориальной единице (области, городу, району) присвоить ранг по значению каждого из показателей социальной инфраструктуры и измерить связь между ранжированием объектов по характеристикам.

     В таблице 4 в качестве примера приведены условные данные (на 1000 жителей), по которым можно оценить комплексность развития элементов социальной инфраструктуры в 10 административных районах города (вместо названий районов приведены порядковые номера). 

     Таблица 4

     Обеспеченность  парками крупным городов Европы в 2000г.—2003 гг.

  всего на 1000 жителей
Антверпен 74,4 16,1
Барселона 20,8 1,3
Будапешт 24,7 1,2
Брюссель 15,2 1,6
Копенгаген 6,9 1,5
Дублин 14,0 2,9
Эдинбург 16,0 3,8
Глазго 12,0 1,8
Гамбург 33,3 2,0
Хельсинки 16,4 3,2
Лиссабон 23,0 3,5
Люксембург 1,5 2,0
Милан 8,6 0,6
Прага 74,1 6,1
Стокгольм 63,0 9,1
Таллинн 47,4 10,7
Вена  16,8 1,0
Цюрих 2,6 0,7

 

     Коэффициент конкордации вычисляете: по формуле 

     W=  

     где S — сумма квадратов отклонений суммы рангов для каждого объекта от средней суммы рангов: 

     S=  

     (здесь  — ранг j-го района);

     k— число рядов рангов (в нашем примере это число показателей, по которым ранжировались районы);

     n— число ранжируемых объектов.

     Вычислим  значение по формуле  

      = =22 

     Подставив величины в формулу получим:

     S=(4-22)2+(11-22)2+(22-22)2+(11-22)2+(25-22)2+(30-22)2+(22-22)2+(25-22)2+(34-22)2+(36-22)2=324+121+0+121+9+64+0+9+144+196=988

     Тогда 

     W= =0,748 

     Учитывая, что коэффициент конкордации  принимает значения в интервале  как и большинство статистических мер связи, полученная величина позволяет сделать вывод о том, что имеет место комплексное развитие районов и можно выделить район с высоким и низким уровнями инфраструктуры. Коэффициент конкордации можно использовать и для измерения согласованности между объективными показателями развития территориальных единиц и субъективными — оценками их привлекательности самими жителями.

     Развитие социальной инфраструктуры происходит, вместе с изменениями в образе жизни населения, выражающимися в увеличении числа индивидуальных средств передвижения — личных автомобилей, велосипедов, распространении “второго жилища” (загородных коттеджей, дач). Все эти индикаторы свидетельствуют о росте мобильности населения. Соответственно статистика должна отражать изменения в структуре учреждений бытового обслуживания: переходить от сводных показателей (например, числа магазинов розничной торговли и др.) к показателям, характеризующим их дифференциацию (число магазинов-супермаркетов и маленьких узкоспециализированных магазинов, отличающихся радиусом обслуживания населения, ассортиментом товаров и т. д.).  

 

     5 Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры 

     Сложность социальных процессов вызывает разнообразие способов их измерения, выявления социальных факторов, влияющих на них. Большое  значение здесь имеют результаты опросов населения. Субъективные оценки жилищных условий, качества среды обитания позволяют вырабатывать рекомендации проектировщикам жилья, градостроителям, служат основой определения направлений социальной политики на ближайшее будущее. Особая ценность такой информации заключается в том, что оценки жилищных условий, бытового обслуживания “привязаны” к личностным и семейным характеристикам опрашиваемых — демографическим, социальным, экономическим. В результате появляется возможность получить целостное представление о "желаемых” и “идеальных” условиях жизни для разных категорий населения, определить амплитуду притязаний, найти общее и специфическое в оценках разных типов респондентов.

Информация о работе Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения