Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть статистику жилищных условий и бытового обслуживания населения. Задачи рассмотреть задачи статистики источники данных, характеристику жилищных условий, статистику развития бытового и транспортного обслуживания населения.

Содержание

Введение
1 Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения
1.1 Задачи статистики источники данных
2 Характеристика жилищных условий
3 Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда
4 Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
5 Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
6 Рынок жилья
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Статистика жилищных условий.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

     Законом "Об основах федеральной жилищной политики", принятым в 1992 г., предусмотрена  жилищно-коммунальная реформа, целью которой является постепенное превращение жилищно-коммунального хозяйства в безубыточный сектор экономики. В ходе реформы были пересмотрены социальные нормы жилья. Вместо 9 и 12 кв. м жилой площади на человека (санитарная норма и норма пользования) сегодня применяется понятие "социальная норма жилья", установленная не по жилой, а по общей (полезной) площади жилища. Данная норма составляет 33 кв. м для одиночки, 21 кв. м/чел. — для семьи из 2 человек и 18 к .м/чел. для семей из 3 и более человек. С 1992 по 2000 г. средняя общая площадь на одного жителя возросла на 2,3 кв. м/чел. и составила на конец 2000 г. 19,1 кв. м/чел.

     При обеспеченности 20—25 кв. м жилой площади  на человека в распоряжении каждого взрослого члена семьи оказывается отдельная жилая зона, появляется возможность иметь комнаты для общения, совместного приема пищи и т. д.

     Данные  табл. 2 еще нагляднее нежели сопоставление двух средних величин свидетельствуют об улучшении жилищных условий населения. Об этом же свидетельствуют и данные о среднем размере построенных квартир: если в 2001 г. этот показатель составлял 66.2 кв. м общей площади, то в 2003 г. — 79,1 кв. м. причем удельный вес жилой площади в общей сократился от 59,1 % в 2001 г. до 58,9% — в 2003 г. 

     Таблица 2

     Распределение домашних хозяйств по размеру занимаемого жилья (по материалам обследования бюджетов домашних хозяйств, на конец года. %)

Размер  общей площади в среднем

на проживающего, кв. м/чел.

2001г. 2003г.
до 9,0 8,9 5,8
9,1-11,0 9,5 7,8
11,1-13,0 11,2 10,0
13,1-15,0 13,6 11,7
15,1-20,0 24,3 21,7
20,1-25,0 13,3 14,5
25,1-30,0 19,2 9,1
30,1-40,0   9,8
40,1 и  более   9,8
 

     Официальная статистика приводит сведения о размере  занимаемого жилья домохозяйствами  разного состава: с 1 чел., с 2 чел., с 3 чел., 4 чел., 5 и более человек. Сравнение этих данных за 2001—2003 гг. показывает, что как жилая, так и общая площадь увеличивалась у домохозяйств, состоящих из 1 чел., в меньшей степени это коснулось домохозяйств из 2 и 3 чел.; почти не улучшились условия у домохозяйств из 4 и более человек. Данные о размере занимаемого жилья семьями с детьми свидетельствуют, что условия улучшились, прежде всего, в домохозяйствах с одним ребенком и несколько ухудшились в семьях с 4 и более детьми. Более широкую картину обеспеченности жильем, позволяющую видеть перспективы развития обеспеченности жильем в нашей стране по сравнению с другими странами, дает табл.2.1

     Жилищные  условия характеризуются не только тем, сколько квадратных метров приходится на одного человека, но и изолированностью жилища. Это качество жилищных условий определяется показателями 3 и 6 из приведенного ранее перечня по обеспеченности населения жильем.  

     Таблица 2.1

     Обеспеченность  жильем (я среднем на душу населения, на конец 2000г.)

Страна Общая площадь, кв. м Среднее количество комнат
Швеция 52,0 2,0
США 51,0 2,2
Швейцария 45,5 1,8
Франция 40,0 1,6
Германия 38,6 2,2
Австралия 36,0 1,8
Великобритания 34,5 1,8
Япония 30,0 1,3
Греция 25,0 0,9
Италия 24,5 1,3
 

     Распределение жителей по типам жилых помещений. Для наших условий наиболее распространенным типом благоустроенного жилища является отдельная квартира в многоквартирном доме. По материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств получены данные, представленные в табл. 2.2

     В Финляндии 44,3% домохозяйств имеют квартиры в многоквартирных домах, а 55,7% живут  в отдельных домах, в Норвегии — соответственно 41,6 и 58,3%; тогда как в Швеции большая доля населения проживает в многоквартирных домах — 53,6%, в отдельных домах — 46,3%. В статистике зарубежных стран фигурирует один из показателей комфортабельности жилища, который нашей статистикой не определяется, — это процент квартир без кухонь: в Финляндии такие квартиры составляли 1 %, в Норвегии — 4, в Швеции — 13% (на начало 2001 г.).

     В России среднее число жителей  на комнату составляло на конец 2001 г. 1,2 чел., в том числе 1,3 чел. — в городской местности, 1,1 чел, — в сельской местности.

     Структура жилого фонда в развитых странах, где распространено проживание в  отдельных домах, приводит к тому, что в международных сравнениях, проводимых, например, ООН, используется показатель "число жителей на одну жилую единицу", т. е. на отдельную квартиру или отдельный дом, Поданным за 2001— 2003 гг. 

     Таблица 2.2

     Распределение домашних хозяйств РФ по видам занимаемого жилья (на конец года, %)

Вид занимаемого  жилья 2001г. 2003г.
Все домашние хозяйства 100 100
В том  числе занимающие:    
Отдельную квартиру 67,9 72,7
Жилую площадь е коммунальной квартире 4,1 2,5
Жилую площадь в общежитии 4.8 2,0
Отдельный дом 19,5 18,1
Часть дома   3,6 4,7
Другие  помещения, пригодные для жилья 0,1  
 

     Наименьшее число жителей на одну жилую единицу было в Канаде – (1,7 человека), а наибольшее — в Южном Йемене (8,7 человека). Комфортабельность жилища достигается при по квартирном расселении, когда число комнат составляет величину (n + 1), где п — число членов домохозяйства.

     Для управления, разработки стратегии развития региона или федерации в целом важно иметь данные по отдельным территориям — субъектам федерации, и поскольку их 89, то целесообразно, применив методы вариационного анализа, установить регион с минимальной и максимальной обеспеченностью жильем, измерить величину различий между ними, рассчитать среднее отклонение от средней обеспеченности жильем по стране, установить различия в жилищных условиях в городе и на селе, в больших и малых городах.

     Кроме показателей обеспеченности жильем и распределения по типам жилища государственной статистике для характеристики жилищных условий используются показатели распределения проживающих по времени постройки домов.  

 

     3 Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда 

     Показатели  обслуживания и финансирования жилищного фонда имеют особое значение для проведения жилищно-коммунальных реформ и обеспечения достойного уровня жизни населения. К показателям этой группы относятся:

     • удельный вес расходов на содержание жилищного фонда и коммунальные услуги в общей величине расходов бюджета административной единицы, %:

     • количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;

     • то же, в процентах к общему количеству семей, проживающих на данной территории,

     • удельный вес расходов на содержание жилищного фонда в общей сумме расходов населения, %;

     • удельный вес личных расходов населения  по содержанию жилья в общей стоимости  предоставления жилищных услуг %;

     • индексы стоимости жилищных услуг.

     Значение  перечисленных показателей зависит  от принятой в стране жилищной политики. В общем можно рассматривать два возможных направления жилищной политики: либеральное и патерналистское (от лат. paternus—отцовский, отеческий). При либеральном направлении жилищной политики жилье предоставляется прежде всего как товар длительного пользования и соответственно в центре внимания оказываются рынок жилья, его состояние, факторы, влияющие на его развитие, социальная помощь отступает на второй план. При патерналистском направлении жилье рассматривается не как товар, а как важнейшее социальное благо, обеспечение им осуществляется за счет государственного бюджета и средств предприятий и бесплатного распределения среди населения. Квартирная плата в этом случае покрывает лишь небольшую часть расходов государства на содержание жилищного фонда. Такое направление жилищной политики претворялось в жизнь в социалистических странах, где квартплата покрывала лишь около 1/3 расходов на содержание жилья, дотации на жилье поступали из госбюджета.

     В развитых странах либеральное направление жилищной политики не проявляется в чистом виде: как правило, в условиях действия рыночных отношений вводятся меры по ограничению квартирной (арендной) платы; существуют система пособий и льгот по оплате жилья, льгот по налогам на недвижимость, льготные кредиты и субсидии на приобретение жилья; осуществляется строительство дешевого муниципального жилья с низкой квартплатой, содержание которого дотируется местными органами власти или государством, а на приобретение выделяются льготные кредиты. Программы строительства дешевого жилья и льгот в связи с его приобретением и эксплуатацией широко распространены во Франции, Швеции.

     Превращение жилищно-коммунального хозяйства  в безубыточный сектор экономики  возможно только за счет полного покрытия издержек жилищно-коммунальной сферы соответствующими платежами населения. В переходный период важно обеспечить социальную поддержку низкодоходных слоев населения. Поэтому в рамках жилищно-коммунальной реформы большое значение имеет программа жилищных субсидий (компенсаций) по оплате жилья и коммунальных услуг.

     В советский период средняя семья  тратила примерно 3% своего дохода на оплату жилья и коммунальных услуг. Население косвенно финансировало и строительство государственного жилья, поскольку расходы на его покупку также не были заложены в заработной плате. К тому же получилось, что те, кто имел жилье без удобств, косвенно как бы “доплачивали” тем, кто жил со всеми удобствами. Жители сельской местности в большей степени осуществляли оплату жилищно-коммунальных услуг из личных средств, нежели горожане.

     Продолжают  действовать льготы по оплате жилья  и коммунальных услуг (в виде 50%-ных  скидок и др.). Эти льготы предоставляются  определенным категориям населения вне прямой связи с уровнем дохода. Кроме того, развернута программа жилищных субсидий (компенсаций), в которую заложен, во-первых, принцип предельно допустимых расходов семьи на оплату жилья и, во-вторых, принцип адресного субсидирования семей, у которых размер фактических жилищно-коммунальных платежей превышает установленную предельно допустимую величину. Субсидии должны компенсировать для таких семей эту разницу.

     В развитых странах домохозяйства  со средними доходами тратят на оплату жилья и коммунальные услуги в  среднем 25—30% своего дохода. В концепцию  жилищно-коммунальной реформы была заложена цель довести долю расходов средней российской семьи на оплату жилья и коммунальных услуг с 3% ее дохода до 25%, чтобы при этом семья оплачивала 100% затрат жилищно-коммунального хозяйства на содержание и обслуживание занимаемого ею жилища. Предполагается достижение этой цели в 2008 г.

Информация о работе Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения