Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа
Цель работы рассмотреть статистику жилищных условий и бытового обслуживания населения. Задачи рассмотреть задачи статистики источники данных, характеристику жилищных условий, статистику развития бытового и транспортного обслуживания населения.
Введение
1 Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения
1.1 Задачи статистики источники данных
2 Характеристика жилищных условий
3 Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда
4 Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи
5 Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры
6 Рынок жилья
Список литературы
Законом "Об основах федеральной жилищной политики", принятым в 1992 г., предусмотрена жилищно-коммунальная реформа, целью которой является постепенное превращение жилищно-коммунального хозяйства в безубыточный сектор экономики. В ходе реформы были пересмотрены социальные нормы жилья. Вместо 9 и 12 кв. м жилой площади на человека (санитарная норма и норма пользования) сегодня применяется понятие "социальная норма жилья", установленная не по жилой, а по общей (полезной) площади жилища. Данная норма составляет 33 кв. м для одиночки, 21 кв. м/чел. — для семьи из 2 человек и 18 к .м/чел. для семей из 3 и более человек. С 1992 по 2000 г. средняя общая площадь на одного жителя возросла на 2,3 кв. м/чел. и составила на конец 2000 г. 19,1 кв. м/чел.
При обеспеченности 20—25 кв. м жилой площади на человека в распоряжении каждого взрослого члена семьи оказывается отдельная жилая зона, появляется возможность иметь комнаты для общения, совместного приема пищи и т. д.
Данные
табл. 2 еще нагляднее нежели сопоставление
двух средних величин свидетельствуют
об улучшении жилищных условий населения.
Об этом же свидетельствуют и данные о
среднем размере построенных квартир:
если в 2001 г. этот показатель составлял
66.2 кв. м общей площади, то в 2003 г. — 79,1 кв.
м. причем удельный вес жилой площади в
общей сократился от 59,1 % в 2001 г. до 58,9% —
в 2003 г.
Таблица 2
Распределение домашних хозяйств по размеру занимаемого жилья (по материалам обследования бюджетов домашних хозяйств, на конец года. %)
Размер
общей площади в среднем
на проживающего, кв. м/чел. |
2001г. | 2003г. |
до 9,0 | 8,9 | 5,8 |
9,1-11,0 | 9,5 | 7,8 |
11,1-13,0 | 11,2 | 10,0 |
13,1-15,0 | 13,6 | 11,7 |
15,1-20,0 | 24,3 | 21,7 |
20,1-25,0 | 13,3 | 14,5 |
25,1-30,0 | 19,2 | 9,1 |
30,1-40,0 | 9,8 | |
40,1 и более | 9,8 |
Официальная
статистика приводит сведения о размере
занимаемого жилья
Жилищные
условия характеризуются не только
тем, сколько квадратных метров приходится
на одного человека, но и изолированностью
жилища. Это качество жилищных условий
определяется показателями 3 и 6 из приведенного
ранее перечня по обеспеченности населения
жильем.
Таблица 2.1
Обеспеченность жильем (я среднем на душу населения, на конец 2000г.)
Страна | Общая площадь, кв. м | Среднее количество комнат |
Швеция | 52,0 | 2,0 |
США | 51,0 | 2,2 |
Швейцария | 45,5 | 1,8 |
Франция | 40,0 | 1,6 |
Германия | 38,6 | 2,2 |
Австралия | 36,0 | 1,8 |
Великобритания | 34,5 | 1,8 |
Япония | 30,0 | 1,3 |
Греция | 25,0 | 0,9 |
Италия | 24,5 | 1,3 |
Распределение жителей по типам жилых помещений. Для наших условий наиболее распространенным типом благоустроенного жилища является отдельная квартира в многоквартирном доме. По материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств получены данные, представленные в табл. 2.2
В Финляндии 44,3% домохозяйств имеют квартиры в многоквартирных домах, а 55,7% живут в отдельных домах, в Норвегии — соответственно 41,6 и 58,3%; тогда как в Швеции большая доля населения проживает в многоквартирных домах — 53,6%, в отдельных домах — 46,3%. В статистике зарубежных стран фигурирует один из показателей комфортабельности жилища, который нашей статистикой не определяется, — это процент квартир без кухонь: в Финляндии такие квартиры составляли 1 %, в Норвегии — 4, в Швеции — 13% (на начало 2001 г.).
В России среднее число жителей на комнату составляло на конец 2001 г. 1,2 чел., в том числе 1,3 чел. — в городской местности, 1,1 чел, — в сельской местности.
Структура
жилого фонда в развитых странах,
где распространено проживание в
отдельных домах, приводит к тому,
что в международных
Таблица 2.2
Распределение домашних хозяйств РФ по видам занимаемого жилья (на конец года, %)
Вид занимаемого жилья | 2001г. | 2003г. |
Все домашние хозяйства | 100 | 100 |
В том числе занимающие: | ||
Отдельную квартиру | 67,9 | 72,7 |
Жилую площадь е коммунальной квартире | 4,1 | 2,5 |
Жилую площадь в общежитии | 4.8 | 2,0 |
Отдельный дом | 19,5 | 18,1 |
Часть дома | 3,6 | 4,7 |
Другие помещения, пригодные для жилья | 0,1 |
Наименьшее число жителей на одну жилую единицу было в Канаде – (1,7 человека), а наибольшее — в Южном Йемене (8,7 человека). Комфортабельность жилища достигается при по квартирном расселении, когда число комнат составляет величину (n + 1), где п — число членов домохозяйства.
Для управления, разработки стратегии развития региона или федерации в целом важно иметь данные по отдельным территориям — субъектам федерации, и поскольку их 89, то целесообразно, применив методы вариационного анализа, установить регион с минимальной и максимальной обеспеченностью жильем, измерить величину различий между ними, рассчитать среднее отклонение от средней обеспеченности жильем по стране, установить различия в жилищных условиях в городе и на селе, в больших и малых городах.
Кроме
показателей обеспеченности жильем
и распределения по типам жилища государственной
статистике для характеристики жилищных
условий используются показатели распределения
проживающих по времени постройки домов.
3
Показатели обслуживания
и финансирования жилищного
фонда
Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда имеют особое значение для проведения жилищно-коммунальных реформ и обеспечения достойного уровня жизни населения. К показателям этой группы относятся:
• удельный вес расходов на содержание жилищного фонда и коммунальные услуги в общей величине расходов бюджета административной единицы, %:
• количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;
• то же, в процентах к общему количеству семей, проживающих на данной территории,
• удельный вес расходов на содержание жилищного фонда в общей сумме расходов населения, %;
• удельный вес личных расходов населения по содержанию жилья в общей стоимости предоставления жилищных услуг %;
• индексы стоимости жилищных услуг.
Значение
перечисленных показателей
В развитых странах либеральное направление жилищной политики не проявляется в чистом виде: как правило, в условиях действия рыночных отношений вводятся меры по ограничению квартирной (арендной) платы; существуют система пособий и льгот по оплате жилья, льгот по налогам на недвижимость, льготные кредиты и субсидии на приобретение жилья; осуществляется строительство дешевого муниципального жилья с низкой квартплатой, содержание которого дотируется местными органами власти или государством, а на приобретение выделяются льготные кредиты. Программы строительства дешевого жилья и льгот в связи с его приобретением и эксплуатацией широко распространены во Франции, Швеции.
Превращение
жилищно-коммунального
В советский период средняя семья тратила примерно 3% своего дохода на оплату жилья и коммунальных услуг. Население косвенно финансировало и строительство государственного жилья, поскольку расходы на его покупку также не были заложены в заработной плате. К тому же получилось, что те, кто имел жилье без удобств, косвенно как бы “доплачивали” тем, кто жил со всеми удобствами. Жители сельской местности в большей степени осуществляли оплату жилищно-коммунальных услуг из личных средств, нежели горожане.
Продолжают действовать льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (в виде 50%-ных скидок и др.). Эти льготы предоставляются определенным категориям населения вне прямой связи с уровнем дохода. Кроме того, развернута программа жилищных субсидий (компенсаций), в которую заложен, во-первых, принцип предельно допустимых расходов семьи на оплату жилья и, во-вторых, принцип адресного субсидирования семей, у которых размер фактических жилищно-коммунальных платежей превышает установленную предельно допустимую величину. Субсидии должны компенсировать для таких семей эту разницу.
В развитых странах домохозяйства со средними доходами тратят на оплату жилья и коммунальные услуги в среднем 25—30% своего дохода. В концепцию жилищно-коммунальной реформы была заложена цель довести долю расходов средней российской семьи на оплату жилья и коммунальных услуг с 3% ее дохода до 25%, чтобы при этом семья оплачивала 100% затрат жилищно-коммунального хозяйства на содержание и обслуживание занимаемого ею жилища. Предполагается достижение этой цели в 2008 г.
Информация о работе Статистика жилищных условий и бытового обслуживания населения