Статистика занятости и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, а также рассмотреть статистические данные рынка труда в России за последние несколько лет.

Для её достижения поставлены задачи:

1. рассмотреть сущность, причины, формы безработицы и её статистические данные;

2. выявить социально-экономические последствия безработицы;

3. исследовать методы государственного воздействия на занятость, рассмотреть статистические показатели занятости в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы 5
1.1 Сущность, причины и основные формы безработицы 5
1.2 Занятость и её виды. Естественный уровень безработицы 12
Глава 2. Последствия и регулирование занятости государством 18
2.1 Социально-экономические последствия безработицы 18
2.2 Государственное регулирование занятости 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложения 29

Работа содержит 1 файл

курсовая статистика.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Последствия и регулирование занятости государством

      2.1.  Социально-экономические последствия безработицы

      Безработица ставит людей в нестандартные  ситуации, она не только деформирует  сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

      Безработица, как социальное явление, приводит к  обеднению населения. Этот процесс  может стать устойчивым и перерасти  в хроническую бедность или, в  случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

      Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых социальных последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему (Приложение 4).

      Таким образом, высокий уровень безработицы влечёт за собой в большинстве случаев негативные последствия, поэтому государство вынуждено принимать меры по увеличению занятости населения, а, следовательно, сокращению не задействованного в общественном производстве экономически активного населения.

      По  закону Оукена, если фактический уровень безработицы (U) превышает естественный уровень безработицы (U*) - эту разницу называют уровнем конъюнктурной безработицы (Uk), - то общество «недополучает» некоторую часть ВВП. Если Yf (N*) - это ВВП при полной занятости, Y(N) - ВВП при фактической занятости,

      то (Yf (N*) - Y(N) называют «конъюнктурным разрывом».

      Американский  экономист Артур Оукен сформулировал  закон, согласно которому превышение фактического уровня безработицы на 1 % от ее естественного уровня приводит к снижению объема фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП примерно на 2,5%.

      Это так называемая формула (закон) Оукена:

      ( YF - Y)___

      U - U* = YF , где - параметр Оукена (2,5).

      По  закону Оукена потери от безработицы  вычисляются по формуле:

      ВВП потенциальный - ВВП фактический = (U факт - U естеств.)

      ВВП потенциальный,

      где = 2,5; U естеств. = 6 %. 

 

       2.2 Государственное регулирование занятости. Биржи труда

      Для достижения полной занятости в масштабе макроэкономики требуется принимать комплекс мер по снижению уровня безработицы.

      Так как безработица в современной  экономике вызвана не только несовершенством  рынка труда, но и макроэкономическими  факторами, государство должно разрабатывать  комплекс мер, включающих элементы микроэкономической и макроэкономической политики.

      Макроэкономические  меры позволяют снизить безработицу, вызванную дефицитом агрегированного  спроса (кейнсианскую безработицу). Так, целенаправленная фиксированная политика может увеличить агрегированный спрос в экономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно сократить банковский процент, что приведёт к росту склонности к потреблению, а значит, и агрегированного спроса и занятости.

      Микроэкономические  меры - это те государственные мероприятия, которые касаются непосредственно  рынка труда. С их помощью можно  уменьшить уровень как циклической, так и естественной безработицы. Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную. Меры активной политики занятости нацелены на снижение уровня безработицы, а меры пассивной политики ориентированы на смягчение ее негативных последствий (Приложение 5).

      Видное  место в регулировании рынка  труда занимает биржа труда. Биржа  труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.

      Функции биржи труда многообразны:

      1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.

      2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.

      Для эффективного осуществления этих задач  необходимо комплексное внедрение  автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся на биржу труда за помощью в трудоустройстве.

      3. Консультация обращающихся на биржу труда трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

      4. Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

      Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая  их профессиональной подготовке, учитывающая  возраст, трудовой стаж и опыт по прежней  специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через биржу труда.

  1. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах биржи труда или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

      6. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения.

      В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в биржи труда. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам бирж труда.

      Сейчас  необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации  общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

      7. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи.

      В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

      Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность  пронять предложение о подходящей работе.

      8. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

      9. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

      10. Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

      11. Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;

В настоящее  время во всех субъектах Федерации  действуют программы содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия  по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).  
Глава 3. Рынок труда в Санкт-Петербурге сегодня – есть повод для сдержанного оптимизма.

      Уровень регистрируемой безработицы в Санкт-Петербурге на 2010 год не превышает 0,8% и является самым низким в Северо-Западном федеральном округе. Сегодня в службе занятости количество тех, кто находит себе работу, превышает в несколько раз количество получающих статус безработного. В июне в службе занятости зарегистрировано 21,5 тысячи безработных граждан (с начала года этот показатель снизился на 18%), при том, что число вакансий за этот период выросло до 61 тысячи. Наиболее востребованы представители рабочих профессий - это около 60% всех предложений. Сохраняется дефицит квалифицированных рабочих и специалистов. Это видно по наличию вакансий для профессионалов с высокой заработной платой.

      Анализируя  в целом ситуацию на рынке труда  Санкт-Петербурга за первое полугодие 2010 года, председатель Комитета по труду и занятости населения Павел Панкратов характеризует её как стабильную, сдержанно оптимистичную. Добиться этого удалось во многом благодаря реализации «Программы дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год» (Приложение 3).

      Эта программа, призванная облегчить ситуацию на рынке труда, была принята правительством Санкт-Петербурга в январе нынешнего  года.

      Идеология, а также суть ее состоит в том, чтобы не только поддержать тех, кто потерял работу, но и принять упреждающие меры, которые позволят поддержать конкретных людей, оказывающихся в зоне риска.  
Состав основных мероприятий в этом году расширен, в него включены такие направления, как трудоустройство 150 инвалидов, а также содействие в организации собственного дела 100 безработными гражданами. 
При организации опережающего обучения особый акцент делается на переподготовку 2250 работников, которые находятся под риском увольнения и смогут повысить квалификацию по востребованным на рынке труда специальностям, с целью повышения конкурентоспособности для дальнейшего трудоустройства на предприятиях города.

      Кроме того, в рамках Программы - организация  временного трудоустройства 4800 работников, находящихся под угрозой увольнения. Проведение стажировок 600 выпускников образовательных учреждений, когда молодёжь получит первый опыт работы и первую запись в трудовой книжке.

      Программа подкреплена материальными ресурсами. Общий объём её финансирования предусмотрен в размере  
192 574,1 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет направляет - 168 799,6 тыс. рублей; бюджет Санкт-Петербурга - 22 000,0 тыс. Не остаётся в стороне и ФГУП «ГТК «Россия», вносящее 1774,5 тыс. рублей.
 

Информация о работе Статистика занятости и безработицы