Статистика занятости и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение показателей занятости и безработицы, используемых для измерения ее состояния; статистический анализ занятости и безработицы. В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия рынка труда, занятости и безработицы;
- изучить показатели занятости;
- изучить показатели безработицы;
- сделать статистический анализ занятости и безработицы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Статистические показатели занятости и безработицы 5
Глава 2. Статистический анализ занятости населения за 2008-2009 гг. 10
Глава 3. Статистический анализ безработицы за 2008-2009 гг. 16
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Статистика_занятости_и_безработицы.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблема  рынка труда, занятости и безработицы  являются одной из важнейших социально-экономических  проблем нашего времени.

     Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так  и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.

     Занятость населения для подавляющего большинства  граждан нашей страны является практически  единственным источником жизненных  средств.

     Безработица - широко распространенное явление  в странах с рыночной экономикой. Она всегда сопровождается обнищанием граждан, потерей их социального статуса, активным проявлением массового недовольства, дестабилизирующим общественную обстановку в государстве.

     Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, обострил проблему безработицы в России. В 2009 году и в первом полугодии 2010 года уровень общей безработицы, рассчитанной Росстатом по методике Международной организации труда, значительно превышал данные 2008 года.

     Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил, что в ближайшее время безработица будет проблемой номер один в России.

     Статистика  численности занятых и безработных  как две составные части экономически активного населения, т е, рабочей  силы позволяет проводить макроэкономические мониторинги и разрабатывать стратегию занятости.

     Объектом  настоящего исследования является статистика занятости и населения.

     Предметом исследования выступают статистические показатели занятости и безработицы за 2008 – 2009 г.г. по Российской Федерации в целом.

     Цель  данной работы - изучение показателей занятости и безработицы, используемых для измерения ее состояния; статистический анализ занятости и  безработицы. В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть основные понятия  рынка труда, занятости и безработицы;

     -  изучить показатели занятости;

     - изучить показатели безработицы;

     - сделать статистический анализ занятости и  безработицы.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Статистические показатели занятости  и безработицы

 

     Реформирование  рыночных отношений в стране, а  также на региональном уровне непосредственно  связано с уровнем подготовки и квалификации занятого населения  и его перераспределением. Регулирование занятости является одним из важнейших направлений социально-экономической политики, от успешного решения которого зависят экономическая и социальная стабильность страны, а также конкретного региона.

     В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

     Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автомобильная промышленность, а также кредитные и банковские учреждения.

     По  оперативным данным Федеральной  службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2008 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2008 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых Госстатом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения1.

     При этом нельзя забывать о категории  так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

     Данные  тенденции оказали негативное влияние на политическую и социально-экономическую жизнь страны, сдерживали структурные преобразования, процессы стабилизации и экономического роста. Низкий уровень жизни усиливает отрицательное отношение части населения к проводимым реформам. В связи с этим вопросы занятости превращаются в проблему государственной безопасности.

     В сложившейся ситуации возникла объективная  необходимость подготовки и осуществления комплекса целевых программ и специальных мероприятий, направленных на совершенствование государственной политики занятости населения и обеспечение социальной защиты безработных. Разработка этих программ и мероприятий возможна только на основе всесторонних статистических исследований занятости, которые, в свою очередь, требуют постоянного совершенствования методики комплексного статистического анализа и прогнозирования показателей занятости населения.

     Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами. В Законе РФ от 12.01.1991г. № 1032−1. (ред. от 25.12.2008) «О занятости населения в Российской Федерации» установлены основы правового статуса безработного гражданина, основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.

     По  сведениям Росстата среднегодовой уровень безработицы в России в 2009 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на треть (на 1,6 млн. человек) и составил 6,368 млн. человек. 
Самый высокий уровень безработицы 2009 г. был зафиксирован в феврале (7,1 млн. человек), после чего она стала плавно снижаться к сентябрю (5,8 млн.), после чего возобновился сезонный рост. Уровень безработицы в декабре 2009 г. составил 6,173 млн. человек или 8,2% экономически активного населения (месяцем ранее был 6,131 или 8,1%).

     В последний месяц года общая численность  безработных по сопоставимому кругу  лиц  превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,6 раза.

     Среди российских безработных доля женщин в декабре 2009 г. составила 45,2%, доля городских  жителей — 64,5%.

     Средний возраст безработных в декабре 2009г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет  составляет среди безработных 27,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет — 5,8%, 20-24 года — 21,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (33,4%) и 20-24 года (16,4%).

     В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  декабре 2009г. составил 18,4% (в ноябре 2009г. — 18,2%), в том числе среди городского населения — 17,5%, среди сельского населения — 20,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения — 3,1 раза, сельского населения — 2 раза.

     Продолжительность поиска работы: среди безработных 29,4% составляют лица, срок пребывания которых  в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,9% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в декабре 2009г. составила, соответственно, 40,3% и 28,7%.

     В общей численности безработных 25,9% составляют лица, не имеющие опыта  трудовой деятельности. В декабре 2009 г. их численность составила 1,6 млн.человек. Данная группа безработных формируется  преимущественно из числа молодежи (17% — за счет молодежи до 20 лет, 46% — от 20 до 24 лет, 17% — 25-29 лет).

     В декабре 2009 г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, составила 25,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию — 20,7%.

     По  данным Росстата, самый низкий уровень  безработицы, соответствующей критериям  МОТ, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий — в Южном  федеральном округе.

     Уровень занятости населения РФ - отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста - в ноябре 2010 г составил 63,1 %.

     Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,3 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце ноября в государственных учреждениях службы занятости населения численность зарегистрированных безработных практически осталась на уровне октября и составила 1 млн 528 тыс человек.

     Одна  из причин таких отклонений - это  методологические различия в части  охвата категорий населения. Так, в  составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в ноябре 10 % составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 36,8 % составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 63,2 % - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

     Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости  и данным административного учета  служб занятости населения, имеются  причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

     Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 65 % безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в ноябре составила 33 %, среди безработных женщин – 38 %. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных (Прил. 1).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Статистический анализ занятости  населения за 2008-2009 гг.

 

     Занятость - одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда (1949, 1957, 1982, 1993 гг.), проводимых Международным бюро труда (г. Женева) - основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ).

     Перед статистикой занятости стоят следующие задачи:

     - сбор данных о численности занятых;

     - измерение уровня занятости с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;

     - изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;

     - измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

     Выполнение  этих задач создает условия для  измерения предложения рабочей  силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании  ряда источников информации2.

     В Российской Федерации для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду - форма № 1 -Т «Отчет по труду» (годовая), форма унифицированной отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (месячная). По этим формам отчитываются все предприятия. Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета № ПМ «Об основных показателях деятельности малого предприятия» за квартал. Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемым на середину (1июля), конец (начало— 1 января) года и в среднем за год, В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке3.

Информация о работе Статистика занятости и безработицы