Статистика транспорта жд

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения статистики транспорта 5
2. Характеристика исследуемых экономических показателей 13
3. Анализ основных показателей отрасли 18
3.1 Динамика численности работающих в отрасли 18
3.2 Динамика производства оказываемых услуг 20
3.3. Анализ финансовых показателей 21
3.4. Выявление основной тенденции и прогнозирование 23
3.5 Индексный анализ итоговых показателей 25
3.6 Корреляционный анализ 26
Заключение 28
Библиографический список 29

Работа содержит 1 файл

Статистика транспорта жд.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

В процентном выражении  снижение численности показывает темп роста и темп прироста. Цепной темп роста менее ста процентов и в среднем равен 94,67 %. Т.е. в год в среднем численность сокращалась на 5,33 %. Базисный темп сокращения в последний год составил 80%. За пять лет сокращение численности работающих составило 20 %.

Проведем расчет относительных  показателей динамики, структуры  и координации работающих в этой сфере производства.

Таблица 3 - Относительные показатели динамики работников

Годы

Численность работников, тыс.чел

Относительная величина динамики, на 100 человек

2004

45

-

2005

45,2

100,44

2006

40

88,50

2007

38,2

95,50

2008

36

94,24

Итог

40,88

94,67


Исходя из полученных данных, численность промышленно-производственного  персонала за 5 лет уменьшается.

Таблица 4 - Относительные  показатели структуры и координации

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

Относительные показатели структуры

         

служащие

0,16

0,20

0,18

0,19

0,19

производственные рабочие

0,84

0,80

0,82

0,81

0,81

Координации

0,19

0,25

0,22

0,23

0,23


Относительные величины высчитываются по формулам:

•   Относительная  величина динамики (ОВД):

              Фактический показатель в (у  + 1) периоде

ОВД =

               Фактический показатель в i периоде

•   Относительная  величина структуры (ОВС):

                 Показатель, характеризующий часть  совокупности

ОВСтр =

                 Показатель, характеризующий всю  совокупность

•   Относительная  величина координации (ОВК):

             Показатель, характеризующий часть  А совокупности

ОВК =

             Показатель, характеризующий часть  В совокупности

Структура работников практически  не меняется на протяжении всего периода  изучения. Примерно 16% из всех работников составляют служащие и 84% - производственные рабочие. Т.е. в этом производстве низкий уровень специалистов и производство является трудоемким.

Показатели координации  свидетельствуют о том, что на 100 производственных рабочих приходится в среднем 22 служащих.

3.2 Динамика производства оказываемых  услуг

Чтобы рассчитать показатели динамики объемов производства необходимо привести данные в сопоставимый вид. Для этого исходные данные об объеме производства пересчитываем в сопоставимых ценах, используя индекс промышленного производства. Расчет представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Расчет выпуска  продукции в сопоставимых ценах:

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Индекс промышленного  производства промышленности в целом, в процентах к

предыдущему году

X

100,3

108,3

106,7

102,6

Объем оказываемых услуг  в целом в сопоставимых ценах, млрд. руб.

4763

4996

5181

5544

5882


Теперь, когда известен объем производства в сопоставимых ценах можно рассчитать показатели динамики (таблица 6).

Таблица 6 - Показатели динамики объема производства оказываемых услуг

Годы

Объем оказываемых услуг, млн. руб.

Абсолютный прирост, млн. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, млн. руб.

 

 

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

 

2004

4763

-

0

-

100

-

0

-

2005

4996

233

233

104,9

104,9

4,9

4,9

47,55

2006

5181

185

418

103,7

108,8

3,7

8,8

50,00

2007

5544

363

781

107,0

116,4

7,0

16,4

51,86

2008

5882

338

1119

106,1

123,5

6,1

23,5

55,41

Итог

5273

279,75

X

105,43

X

5,43

X

-


Как видно из таблицы, годовой объем оказываемых услуг  в целом вырос, с 4763 млрд. руб. в 2004 году до 5882 млрд. руб. в 2008 году в сопоставимых ценах. Наибольший абсолютный прирост был в 2007 году и составил 363 млрд. руб. по сравнению с 2006 годом. В этом же году была достигнута наибольшая интенсивность роста, когда темп роста составил 107,00%, т.е. рост объёма промышленной продукции по промышленности в целом в 1,07 раз превысил уровень 2006 года. Наибольшее абсолютное значение 1% прироста было в 2008 году. Это говорит о том, что каждый процент прироста в 2008 году обеспечивал увеличение объема оказываемых услуг на 55,41 млн. руб.

3.3. Анализ финансовых показателей

 

Проанализируем показатели заработной платы в железнодорожной промышленности. Расчет соответствующих показателей в таблице 7.

Таблица 7 - Показатели заработной платы в железнодорожной промышленности

Заработная плата, тыс. руб.

0-3

3-6

6-9

9-12

12-15

Итого

Число занятых, тыс. чел.

32

42

76,4

30

24

204,4

Накопленная частота

32

74

150,4

180,4

204,4

-


 

Рассчитаем средние  значения и проведем анализ вариации признаков. Для расчета построим вспомогательную таблицу:

Таблица 8 - Вспомогательная  таблица

Заработная плата, тыс. руб.

0-3

3-6

6-9

9-12

12-15

Итого

Середина интервала, Xi

1,5

4,5

7,5

10,5

13,5

_

Число занятых, тыс. чел. (fi)

32

42

76,4

30

24

204,4

Xi*fi

48

189

573

315

324

1449

(Xi - Хср)

-5,59

-2,59

0,41

3,41

6,41

2,05

(Xi - Хср)2

31,2

6,7

0,17

11,6

41,1

90,77

(Xi - Хср)2*fi

998,4

281,4

12,99

348

986,4

2627,19


Средний размер заработной платы работника  отрасли рассчитаем по формуле средней  арифметической взвешенной:

  = 1449/204,4 = 7,09 тыс. руб.

Дисперсия определяется по формуле:

 = 2627,19/204,4 = 12,85 тыс. руб.

Среднее квадратическое отклонение определяется как:

 = 3,58 тыс. руб.

Коэффициент вариации определяется как:

 = 3,58*100/7,09 = 50,49%

Средний размер заработной платы в отрасли на одного работника  составляет 7,09 тыс. руб. Заработная плата одного рабочего на 3,58 тыс. руб. отличается от средней прибыли в отрасли. Значение коэффициента вариации более 33%, т.е. исследуемая совокупность количественно неоднородная. И среднее значение зарплаты в совокупности может не соответствовать действительному значению. В связи с этим рассчитаем структурные средние показатели. К ним относятся мода и медиана.

Мода:

 =

= 6 + 3 * (76,4 - 42) / ((76,4 - 42) + (76,4 - 30)) = 7,27 тыс. руб.

Медиана:

 = 6 + 3 * (0,5 * 204,4 - 74)/76,4 = 7,11 тыс. руб.

Чаще всего встречаются рабочие с заработной платой 7,27 тыс. руб., в середине совокупности находится рабочий с заработной платой 7,11 тыс. руб.

3.4. Выявление основной тенденции  и прогнозирование

Выявим основную тенденцию  развития объема оказываемых услуг  железнодорожной промышленности с помощью аналитического выравнивания рядов динамики.

Для выравнивания воспользуемся  линейным трендом, так как такой  вид тренда хорошо отражает тенденцию  изменений при действии множества  разнообразных факторов, в том  числе с учетом изменения цен на услуги, изменяющихся различным образом, по разным закономерностям.

Таблица 9 - Уровни динамики объема промышленного производства железнодорожной промышленности за 5 лет и расчет параметров уравнения  тренда.

Годы

Объем оказываемых услуг, млн. руб. (у)

Условный год

(t)

t2

ty

у

2004

4 763

-2

4

-9526

4716

2005

4 996

-1

2

-4996

4994,6

2006

5 181

0

0

0

5273,2

2007

5 544

1

2

5544

5551,8

2008

5 882

2

4

11764

5830,4

Итог

26366

0

10

2786

26366


Определим параметры  а0 и а1, используя данные таблицы 9:

а0 = Σyi/n = 26366/5 = 5273,2 млн. руб.

а1 = Σyi*ti/Σti2 = 2786/10 = 278,6 млн. руб.

В   результате   получаем   следующее   уравнение   основной   тенденции объема производства: уt = 5273,2 + 278,6 * t

Вычислим    выровненные    уровни    ряда   динамики,    подставляя    в получившееся уравнение значения условного года t:

Y2004 = y(-2) = 5273,2 + 278,6 * (-2) = 4716 млн. руб.

Y2005 = y(-1) = 5273,2 + 278,6 * (-1) = 4994,6 млн. руб.

Y2006 = y(0) = 5273,2 + 278,6 * 0 =5273,2 млн. руб.

Y2007 = y(1) = 5273,2 + 278,6 * 1 = 5551,8 млн. руб.

Y2008 = y(2) = 5273,2 + 278,6 * 2 = 5830,4 млн. руб.

Тренд представляет собой возрастающую прямую, отражает тенденцию роста  уровней динамического ряда, т.е. увеличение объема оказываемых услуг  за период времени с 2004 года по 2008 год.

Проверка адекватности модели тренда может быть осуществлена с помощью средней ошибки аппроксимации, которая не должна превышать 12-15% и  рассчитывается по формуле:

где уi - фактическое значение признака,

уi - выровненное значение признака.

Е = 0,05%

Средняя ошибка аппроксимации  составила 0,05%. Она не превышает 12-15%, значит, полученный тренд характеризует  основную динамику объема оказываемых  услуг железнодорожной промышленности.

Для прогнозирования  возможных объемов продукции  на 2009, 2010 и 2011 годы на основе тренда, необходимо подставить в полученное ранее уравнение тренда номера соответствующих периодов времени:

t = 3 - для прогнозирования  объемов производства в 2009 году,

Y2009 = 5273,2 + 278,6 * 3 = 6109 млн. руб.

t = 4 - для прогнозирования объемов продукции в 2010 году,

Y2010 = 5273,2 + 278,6 * 4 = 6387,6 млн. руб.

t = 5 - для прогнозирования  объемов продукции в 2011 году,

Y2011 = 5273,2 + 278,6 * 5 = 6666,2 млн. руб.

Если тенденция развития сохранится, то можно ожидать, что в 2009, 2010 и 2011 годах объемы оказываемых услуг составят 6109 млн. руб., 6387,6 млн. руб. и 6666,2 млн. руб. соответственно. Таким образом, объем оказываемых услуг железнодорожной отрасли увеличится в 2010 году на 278,6 млн. руб. по сравнению с 2009 годом и в 2011 году увеличится на 557,2 млн. руб. по сравнению с 2009 г.                                                

3.5 Индексный анализ итоговых  показателей

Для выявления факторов, влияющих на динамику средних величин  используют индексы переменного, постоянного составов и индекс структурных сдвигов.

Информация о работе Статистика транспорта жд