Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:14, курсовая работа
Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами.
Введение 3
1. Общие положения статистики транспорта 5
2. Характеристика исследуемых экономических показателей 13
3. Анализ основных показателей отрасли 18
3.1 Динамика численности работающих в отрасли 18
3.2 Динамика производства оказываемых услуг 20
3.3. Анализ финансовых показателей 21
3.4. Выявление основной тенденции и прогнозирование 23
3.5 Индексный анализ итоговых показателей 25
3.6 Корреляционный анализ 26
Заключение 28
Библиографический список 29
В процентном выражении снижение численности показывает темп роста и темп прироста. Цепной темп роста менее ста процентов и в среднем равен 94,67 %. Т.е. в год в среднем численность сокращалась на 5,33 %. Базисный темп сокращения в последний год составил 80%. За пять лет сокращение численности работающих составило 20 %.
Проведем расчет относительных показателей динамики, структуры и координации работающих в этой сфере производства.
Годы |
Численность работников, тыс.чел |
Относительная величина динамики, на 100 человек |
2004 |
45 |
- |
2005 |
45,2 |
100,44 |
2006 |
40 |
88,50 |
2007 |
38,2 |
95,50 |
2008 |
36 |
94,24 |
Итог |
40,88 |
94,67 |
Исходя из полученных
данных, численность промышленно-
Таблица 4 - Относительные показатели структуры и координации
Годы |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Относительные показатели структуры |
|||||
служащие |
0,16 |
0,20 |
0,18 |
0,19 |
0,19 |
производственные рабочие |
0,84 |
0,80 |
0,82 |
0,81 |
0,81 |
Координации |
0,19 |
0,25 |
0,22 |
0,23 |
0,23 |
Относительные величины высчитываются по формулам:
• Относительная величина динамики (ОВД):
Фактический показатель в (у + 1) периоде
ОВД =
Фактический показатель в i периоде
• Относительная величина структуры (ОВС):
Показатель, характеризующий часть совокупности
ОВСтр =
Показатель, характеризующий всю совокупность
• Относительная величина координации (ОВК):
Показатель, характеризующий часть А совокупности
ОВК =
Показатель, характеризующий часть В совокупности
Структура работников практически не меняется на протяжении всего периода изучения. Примерно 16% из всех работников составляют служащие и 84% - производственные рабочие. Т.е. в этом производстве низкий уровень специалистов и производство является трудоемким.
Показатели координации свидетельствуют о том, что на 100 производственных рабочих приходится в среднем 22 служащих.
Чтобы рассчитать показатели динамики объемов производства необходимо привести данные в сопоставимый вид. Для этого исходные данные об объеме производства пересчитываем в сопоставимых ценах, используя индекс промышленного производства. Расчет представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Расчет выпуска продукции в сопоставимых ценах:
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Индекс промышленного производства промышленности в целом, в процентах к предыдущему году |
X |
100,3 |
108,3 |
106,7 |
102,6 |
Объем оказываемых услуг в целом в сопоставимых ценах, млрд. руб. |
4763 |
4996 |
5181 |
5544 |
5882 |
Теперь, когда известен объем производства в сопоставимых ценах можно рассчитать показатели динамики (таблица 6).
Таблица 6 - Показатели динамики объема производства оказываемых услуг
Годы |
Объем оказываемых услуг, млн. руб. |
Абсолютный прирост, млн. руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютное значение 1% прироста, млн. руб. | |||
| цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
| |
2004 |
4763 |
- |
0 |
- |
100 |
- |
0 |
- |
2005 |
4996 |
233 |
233 |
104,9 |
104,9 |
4,9 |
4,9 |
47,55 |
2006 |
5181 |
185 |
418 |
103,7 |
108,8 |
3,7 |
8,8 |
50,00 |
2007 |
5544 |
363 |
781 |
107,0 |
116,4 |
7,0 |
16,4 |
51,86 |
2008 |
5882 |
338 |
1119 |
106,1 |
123,5 |
6,1 |
23,5 |
55,41 |
Итог |
5273 |
279,75 |
X |
105,43 |
X |
5,43 |
X |
- |
Как видно из таблицы,
годовой объем оказываемых
Проанализируем показатели заработной платы в железнодорожной промышленности. Расчет соответствующих показателей в таблице 7.
Таблица 7 - Показатели заработной
платы в железнодорожной
Заработная плата, тыс. руб. |
0-3 |
3-6 |
6-9 |
9-12 |
12-15 |
Итого |
Число занятых, тыс. чел. |
32 |
42 |
76,4 |
30 |
24 |
204,4 |
Накопленная частота |
32 |
74 |
150,4 |
180,4 |
204,4 |
- |
Рассчитаем средние значения и проведем анализ вариации признаков. Для расчета построим вспомогательную таблицу:
Таблица 8 - Вспомогательная таблица
Заработная плата, тыс. руб. |
0-3 |
3-6 |
6-9 |
9-12 |
12-15 |
Итого |
Середина интервала, Xi |
1,5 |
4,5 |
7,5 |
10,5 |
13,5 |
_ |
Число занятых, тыс. чел. (fi) |
32 |
42 |
76,4 |
30 |
24 |
204,4 |
Xi*fi |
48 |
189 |
573 |
315 |
324 |
1449 |
(Xi - Хср) |
-5,59 |
-2,59 |
0,41 |
3,41 |
6,41 |
2,05 |
(Xi - Хср)2 |
31,2 |
6,7 |
0,17 |
11,6 |
41,1 |
90,77 |
(Xi - Хср)2*fi |
998,4 |
281,4 |
12,99 |
348 |
986,4 |
2627,19 |
Средний размер заработной платы работника отрасли рассчитаем по формуле средней арифметической взвешенной:
= 1449/204,4 = 7,09 тыс. руб.
Дисперсия определяется по формуле:
= 2627,19/204,4 = 12,85 тыс. руб.
Среднее квадратическое отклонение определяется как:
= 3,58 тыс. руб.
Коэффициент вариации определяется как:
= 3,58*100/7,09 = 50,49%
Средний размер заработной платы в отрасли на одного работника составляет 7,09 тыс. руб. Заработная плата одного рабочего на 3,58 тыс. руб. отличается от средней прибыли в отрасли. Значение коэффициента вариации более 33%, т.е. исследуемая совокупность количественно неоднородная. И среднее значение зарплаты в совокупности может не соответствовать действительному значению. В связи с этим рассчитаем структурные средние показатели. К ним относятся мода и медиана.
Мода:
=
= 6 + 3 * (76,4 - 42) / ((76,4 - 42) + (76,4 - 30)) = 7,27 тыс. руб.
Медиана:
= 6 + 3 * (0,5 * 204,4 - 74)/76,4 = 7,11 тыс. руб.
Чаще всего встречаются рабочие с заработной платой 7,27 тыс. руб., в середине совокупности находится рабочий с заработной платой 7,11 тыс. руб.
Выявим основную тенденцию развития объема оказываемых услуг железнодорожной промышленности с помощью аналитического выравнивания рядов динамики.
Для выравнивания воспользуемся линейным трендом, так как такой вид тренда хорошо отражает тенденцию изменений при действии множества разнообразных факторов, в том числе с учетом изменения цен на услуги, изменяющихся различным образом, по разным закономерностям.
Таблица 9 - Уровни динамики объема промышленного производства железнодорожной промышленности за 5 лет и расчет параметров уравнения тренда.
Годы |
Объем оказываемых услуг, млн. руб. (у) |
Условный год (t) |
t2 |
ty |
у |
2004 |
4 763 |
-2 |
4 |
-9526 |
4716 |
2005 |
4 996 |
-1 |
2 |
-4996 |
4994,6 |
2006 |
5 181 |
0 |
0 |
0 |
5273,2 |
2007 |
5 544 |
1 |
2 |
5544 |
5551,8 |
2008 |
5 882 |
2 |
4 |
11764 |
5830,4 |
Итог |
26366 |
0 |
10 |
2786 |
26366 |
Определим параметры а0 и а1, используя данные таблицы 9:
а0 = Σyi/n = 26366/5 = 5273,2 млн. руб.
а1 = Σyi*ti/Σti2 = 2786/10 = 278,6 млн. руб.
В результате получаем следующее уравнение основной тенденции объема производства: уt = 5273,2 + 278,6 * t
Вычислим выровненные уровни ряда динамики, подставляя в получившееся уравнение значения условного года t:
Y2004 = y(-2) = 5273,2 + 278,6 * (-2) = 4716 млн. руб.
Y2005 = y(-1) = 5273,2 + 278,6 * (-1) = 4994,6 млн. руб.
Y2006 = y(0) = 5273,2 + 278,6 * 0 =5273,2 млн. руб.
Y2007 = y(1) = 5273,2 + 278,6 * 1 = 5551,8 млн. руб.
Y2008 = y(2) = 5273,2 + 278,6 * 2 = 5830,4 млн. руб.
Тренд представляет собой возрастающую прямую, отражает тенденцию роста уровней динамического ряда, т.е. увеличение объема оказываемых услуг за период времени с 2004 года по 2008 год.
Проверка адекватности модели тренда может быть осуществлена с помощью средней ошибки аппроксимации, которая не должна превышать 12-15% и рассчитывается по формуле:
где уi - фактическое значение признака,
уi - выровненное значение признака.
Е = 0,05%
Средняя ошибка аппроксимации
составила 0,05%. Она не превышает 12-15%,
значит, полученный тренд характеризует
основную динамику объема оказываемых
услуг железнодорожной
Для прогнозирования возможных объемов продукции на 2009, 2010 и 2011 годы на основе тренда, необходимо подставить в полученное ранее уравнение тренда номера соответствующих периодов времени:
t = 3 - для прогнозирования объемов производства в 2009 году,
Y2009 = 5273,2 + 278,6 * 3 = 6109 млн. руб.
t = 4 - для прогнозирования объемов продукции в 2010 году,
Y2010 = 5273,2 + 278,6 * 4 = 6387,6 млн. руб.
t = 5 - для прогнозирования объемов продукции в 2011 году,
Y2011 = 5273,2 + 278,6 * 5 = 6666,2 млн. руб.
Если тенденция развития
сохранится, то можно ожидать, что в 2009, 2010 и 2011 годах объемы оказываемых
услуг составят 6109 млн. руб., 6387,6 млн. руб.
и 6666,2 млн. руб. соответственно. Таким образом,
объем оказываемых услуг железнодорожной
отрасли увеличится в 2010 году на 278,6 млн.
руб. по сравнению с 2009 годом и в 2011 году
увеличится на 557,2 млн. руб. по сравнению
с 2009 г.
Для выявления факторов, влияющих на динамику средних величин используют индексы переменного, постоянного составов и индекс структурных сдвигов.