Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:14, курсовая работа
Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами.
Введение 3
1. Общие положения статистики транспорта 5
2. Характеристика исследуемых экономических показателей 13
3. Анализ основных показателей отрасли 18
3.1 Динамика численности работающих в отрасли 18
3.2 Динамика производства оказываемых услуг 20
3.3. Анализ финансовых показателей 21
3.4. Выявление основной тенденции и прогнозирование 23
3.5 Индексный анализ итоговых показателей 25
3.6 Корреляционный анализ 26
Заключение 28
Библиографический список 29
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА - объем транспортной работы, приходящийся в среднем на единицу средств транспорта в единицу времени. Определяется путем деления показателей объема транспортной работы (полезного эффекта) на общее время нахождения транспортных средств в эксплуатации (рабочем парке) за период с учетом или без учета грузоподъемности, пассажировместимости или их мощности.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НА ТРАНСПОРТЕ - количество продукции транспорта (как правило, в условно-натуральном выражении), приходящееся в среднем на одного работника, занятого на перевозках за определенный период. Исчисляется как отношение величины приведенной продукции транспорта к величине средней списочной численности работников, занятых на перевозках. Различия в уровнях производительности труда на отдельных видах транспорта вызваны как различиями в технической вооруженности, характере перевозок, так и методикой определения показателей численности работников, занятых на перевозках. Уровень производительности труда может также измеряться величиной доходов от перевозочной деятельности, приходящихся в среднем на одного работника, занятого на перевозках.
ДОХОДЫ ОТ ПЕРЕВОЗОК - сумма средств, полученных транспортными предприятиями за перевозку грузов (включая почту), пассажиров (включая багаж), оказанные отправителям грузов и пассажиров дополнительные услуги по перевозкам и за пользование имуществом транспорта. Общие доходы транспортных предприятий включают также доходы от сдачи в аренду подвижного состава, погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиционных работ, обслуживания подъездных путей, морского и внутреннего водного путевых хозяйств, применения авиации в отраслях экономики, подсобно-вспомогательной деятельности.
РАСХОДЫ (ЗАТРАТЫ) ПО ПЕРЕВОЗКАМ - сумма издержек транспортных предприятий, непосредственно связанных с выполнением перевозок.
Рентабельность перевозок - соотношение между величиной прибыли транспортных предприятий от перевозок и величиной расходов по перевозкам, выраженное в процентах.
СРЕДНЯЯ ДОХОДНАЯ СТАВКА ОТ ПЕРЕВОЗОК - средний размер дохода от перевозки пассажира или тонны груза на единицу продукции (работы) транспорта.
СРЕДНЯЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК - величина расходов по перевозкам, приходящаяся в среднем на единицу продукции (работы) транспорта.
Показатели динамики:
Задача статистики - изучение изменений анализируемых показателей во времени.
Динамика - изучение какого-либо явления с течением времени. Ряд динамики - ряд числовых значений, статистического показателя, расположенных в хронологической последовательности. Статистические показатели, характеризующие изучаемый объект, называют уровнями ряда. Каждый из уровней относится к определенному моменту времени и интервалу времени. Уровни динамического ряда могут быть абсолютными или средними величинами. Все показатели рядов динамики подразделяются на цепные и базисные. Цепные показатели показывают соотношение с предыдущим уровнем ряда, а базисные с уровнем, взятым за базу сравнения (обычно за базу берут первый уровень ряда).
Анализ скорости и интенсивности развития явления во времени осуществляется с помощью статистических показателей. Для количественной оценки используются показатели:
1. Абсолютные приросты, которые
используют для выражения
Базисный абсолютный прирост определяется по формуле
D’ = уi – y0
Цепной абсолютный прирост определяется по формуле
D = yi – yi-1
Где уi - анализируемый уровень ряда;
yi-1 - предыдущий уровень ряда;
y0 - уровень ряда, принятый за базу.
2. Темп роста (выражается в процентах)
Цепной темп роста
Тр = yi*100/yi-1
Базисный темп роста
Тр’ = yi*100/y0
3. Темп прироста (выражается в процентах)
Цепной темп прироста
Тп = Тр - 100
Базисный темп прироста
Тп’ = Тр’ - 100
4. Абсолютное значение 1% прироста (только цепной)
А = D/Тп
Показатели, характеризующие
среднюю интенсивность
Средние величины:
1. Средний уровень ряда в интервальных рядах с равными интервалами
Где n-количество уровней ряда
2. Средний абсолютный прирост
3. Средний темп роста
где к - количество цепных темпов роста
4. Средний темп прироста
Одной из важных задач статистики является определение в рядах динамики общей тенденции развития, что делается с помощью методов выравнивания рядов динамики:
1. Метод укрупнения
интервалов времени - объединение
нескольких периодов времени
и в каждом укрупненном
2. Метод скользящей
средней - определяются средние
уровни ряда за несколько
3. Метод аналитического выравнивания - нахождение адекватной математической модели, которая наилучшим образом аппроксимирует реальные данные. Математическая модель - это функция от времени.
Индексные показатели:
При изучении динамики качественных
показателей часто приходится определять
изменение средней величины индексируемого
показателя, которое вызвано
1. Индекс переменного состава
2. Индекс фиксированного состава
3. Индекс структурных сдвигов
Регрессионно-корреляционный анализ:
Стохастическая связь - определенному значению фактора может соответствовать несколько значений результативного признака:
где у - расчетное значение результативного признака;
f(x) - часть результативного признака, сформировавшаяся под взаимодействием учтенных известных факторных признаков;
ξ - часть результативного признака, возникшая вследствие действия неконтролируемых или неучтенных факторов, а также изменение признаков неизбежно сопровождающееся некоторыми случайными ошибками.
Линейное уравнение регрессии имеет вид: ух =а+bх
Система нормальных уравнений для нахождения параметров уравнения выглядит следующим образом:
Показатели корреляционного анализа:
1. Коэффициент корреляции (r) характеризует тесноту и направление связи между признаками.
Свойства коэффициента корреляции:
1) лежит в пределах:
-1<= r <=1
2) если |r| = 1, то связь функциональная, т.е. на результативный признак влияет только рассматриваемый факторный признак и больше ничего, если r = 0, то связь отсутствует;
3) если r>0, то связь прямая, если r<0, то связь обратная;
4) выделяют следующие промежутки для r:
0 < |r| <= 0,3 связь между признаками фактически отсутствует;
0,3 < |r| <= 0,5 связь слабая;
0,5 < |r| <= 0,7 связь умеренная;
0,7 < |r| < 1 связь сильная.
2. Коэффициент детерминации (D) показывает на сколько процентов изменение среднего значения результативного признака определяется влиянием данного факторного признака.
D = r2*100
3. Коэффициент эластичности
(Э) показывает на сколько
Э = b*x/y
Объектом исследования является железнодорожный транспорт Кировской области. Для вычисления показателей возьмем следующие исходные данные:
Таблица 1 - Исходные данные
Показатели |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Численность работников, тыс. чел. |
45 |
45,2 |
40 |
38,2 |
36 |
в т.ч. производственные рабочие |
38 |
36 |
33 |
31 |
29 |
служащие |
7 |
9,2 |
7 |
7,2 |
7 |
Перевезено грузов, тыс. тонн |
8641 |
8858 |
8641 |
8355 |
8080 |
Перевезено пассажиров, тыс.чел. |
7811 |
10658 |
12035 |
10252 |
10778 |
Индекс промышленного производства промышленности в целом, в процентах к предыдущему году |
X |
100,3 |
108,3 |
106,7 |
102,6 |
Объем оказываемых услуг в целом в сопоставимых ценах, млрд. руб. |
4 763 |
4 996 |
5 181 |
5 544 |
5 882 |
Нужно провести анализ динамики численности занятых в сфере железнодорожного транспорта. Чтобы определить характер изменения численности занятых рассчитаем показатели рядов динамики.
Таблица 2 - Расчет показателей динамики численности занятых
Год |
Численность занятых, тыс. чел. |
Абсолютный прирост, тыс. чел. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютное значение 1% прироста, тыс. | |||
| цепн. |
баз. |
цепн. |
баз. |
цепн. |
баз. |
чел. | |
2004 |
45 |
- |
0 |
- |
100 |
- |
0 |
- |
2005 |
45,2 |
0,2 |
0,2 |
100,44 |
100,44 |
0,44 |
0,44 |
0,4545 |
2006 |
40 |
-5,2 |
-5,0 |
88,50 |
88,89 |
-11,50 |
-11,11 |
0,4522 |
2007 |
38,2 |
-1,8 |
-6,8 |
95,50 |
84,89 |
-4,50 |
-15,11 |
0,4000 |
2008 |
36 |
-2,2 |
-9,0 |
94,24 |
80,00 |
-5,76 |
-20,00 |
0,3819 |
Сред. |
40,88 |
-2,25 |
- |
94,67 |
- |
-5,33 |
- |
- |
По данным таблицы видно, что численность занятых в железнодорожной отрасли Кировской области постепенно уменьшается за рассматриваемый период.
В результате можно сделать следующие выводы: абсолютный прирост отрицательный - значит, численность занятых снижается. В среднем снижение составило примерно 2,25 тысяч человек в год. Уменьшение за весь рассматриваемый период составляет 9 тысяч человек. С 2006 года наблюдается равномерное снижение численности занятых.