Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:14, курсовая работа
Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами.
Введение	3
1. Общие положения статистики транспорта	5
2. Характеристика исследуемых экономических показателей	13
3. Анализ основных показателей отрасли	18
3.1 Динамика численности работающих в отрасли	18
3.2 Динамика производства оказываемых услуг	20
3.3. Анализ финансовых показателей	21
3.4. Выявление основной тенденции и прогнозирование	23
3.5 Индексный анализ итоговых показателей	25
3.6 Корреляционный анализ	26
Заключение	28
Библиографический список	29
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА - объем транспортной работы, приходящийся в среднем на единицу средств транспорта в единицу времени. Определяется путем деления показателей объема транспортной работы (полезного эффекта) на общее время нахождения транспортных средств в эксплуатации (рабочем парке) за период с учетом или без учета грузоподъемности, пассажировместимости или их мощности.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НА ТРАНСПОРТЕ - количество продукции транспорта (как правило, в условно-натуральном выражении), приходящееся в среднем на одного работника, занятого на перевозках за определенный период. Исчисляется как отношение величины приведенной продукции транспорта к величине средней списочной численности работников, занятых на перевозках. Различия в уровнях производительности труда на отдельных видах транспорта вызваны как различиями в технической вооруженности, характере перевозок, так и методикой определения показателей численности работников, занятых на перевозках. Уровень производительности труда может также измеряться величиной доходов от перевозочной деятельности, приходящихся в среднем на одного работника, занятого на перевозках.
ДОХОДЫ ОТ ПЕРЕВОЗОК - сумма средств, полученных транспортными предприятиями за перевозку грузов (включая почту), пассажиров (включая багаж), оказанные отправителям грузов и пассажиров дополнительные услуги по перевозкам и за пользование имуществом транспорта. Общие доходы транспортных предприятий включают также доходы от сдачи в аренду подвижного состава, погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиционных работ, обслуживания подъездных путей, морского и внутреннего водного путевых хозяйств, применения авиации в отраслях экономики, подсобно-вспомогательной деятельности.
РАСХОДЫ (ЗАТРАТЫ) ПО ПЕРЕВОЗКАМ - сумма издержек транспортных предприятий, непосредственно связанных с выполнением перевозок.
Рентабельность перевозок - соотношение между величиной прибыли транспортных предприятий от перевозок и величиной расходов по перевозкам, выраженное в процентах.
СРЕДНЯЯ ДОХОДНАЯ СТАВКА ОТ ПЕРЕВОЗОК - средний размер дохода от перевозки пассажира или тонны груза на единицу продукции (работы) транспорта.
СРЕДНЯЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК - величина расходов по перевозкам, приходящаяся в среднем на единицу продукции (работы) транспорта.
 
Показатели динамики:
Задача статистики - изучение изменений анализируемых показателей во времени.
Динамика - изучение какого-либо явления с течением времени. Ряд динамики - ряд числовых значений, статистического показателя, расположенных в хронологической последовательности. Статистические показатели, характеризующие изучаемый объект, называют уровнями ряда. Каждый из уровней относится к определенному моменту времени и интервалу времени. Уровни динамического ряда могут быть абсолютными или средними величинами. Все показатели рядов динамики подразделяются на цепные и базисные. Цепные показатели показывают соотношение с предыдущим уровнем ряда, а базисные с уровнем, взятым за базу сравнения (обычно за базу берут первый уровень ряда).
Анализ скорости и интенсивности развития явления во времени осуществляется с помощью статистических показателей. Для количественной оценки используются показатели:
1. Абсолютные приросты, которые 
используют для выражения 
Базисный абсолютный прирост определяется по формуле
D’ = уi – y0
Цепной абсолютный прирост определяется по формуле
D = yi – yi-1
Где уi - анализируемый уровень ряда;
yi-1 - предыдущий уровень ряда;
y0 - уровень ряда, принятый за базу.
2. Темп роста (выражается в процентах)
Цепной темп роста
Тр = yi*100/yi-1
Базисный темп роста
Тр’ = yi*100/y0
3. Темп прироста (выражается в процентах)
Цепной темп прироста
Тп = Тр - 100
Базисный темп прироста
Тп’ = Тр’ - 100
4. Абсолютное значение 1% прироста (только цепной)
А = D/Тп
Показатели, характеризующие 
среднюю интенсивность 
Средние величины:
1. Средний уровень ряда в интервальных рядах с равными интервалами
Где n-количество уровней ряда
2. Средний абсолютный прирост
3. Средний темп роста
где к - количество цепных темпов роста
4. Средний темп прироста         
Одной из важных задач статистики является определение в рядах динамики общей тенденции развития, что делается с помощью методов выравнивания рядов динамики:
1.   Метод укрупнения 
интервалов времени - объединение 
нескольких периодов времени 
и в каждом укрупненном 
2.  Метод скользящей 
средней - определяются средние 
уровни ряда за несколько 
3. Метод аналитического выравнивания - нахождение адекватной математической модели, которая наилучшим образом аппроксимирует реальные данные. Математическая модель - это функция от времени.
Индексные показатели:
При изучении динамики качественных 
показателей часто приходится определять 
изменение средней величины индексируемого 
показателя, которое вызвано 
1. Индекс переменного состава
2. Индекс фиксированного состава
3. Индекс структурных сдвигов
Регрессионно-корреляционный анализ:
Стохастическая связь - определенному значению фактора может соответствовать несколько значений результативного признака:
где у - расчетное значение результативного признака;
f(x) - часть результативного признака, сформировавшаяся под взаимодействием учтенных известных факторных признаков;
ξ - часть результативного признака, возникшая вследствие действия неконтролируемых или неучтенных факторов, а также изменение признаков неизбежно сопровождающееся некоторыми случайными ошибками.
Линейное уравнение регрессии имеет вид: ух =а+bх
Система нормальных уравнений для нахождения параметров уравнения выглядит следующим образом:
Показатели корреляционного анализа:
1. Коэффициент корреляции (r) характеризует тесноту и направление связи между признаками.
Свойства коэффициента корреляции:
1) лежит в пределах:
-1<= r <=1
2) если |r| = 1, то связь функциональная, т.е. на результативный признак влияет только рассматриваемый факторный признак и больше ничего, если r = 0, то связь отсутствует;
3) если r>0, то связь прямая, если r<0, то связь обратная;
4) выделяют следующие промежутки для r:
0 < |r| <= 0,3 связь между признаками фактически отсутствует;
0,3 < |r| <= 0,5 связь слабая;
0,5 < |r| <= 0,7 связь умеренная;
0,7 < |r| < 1 связь сильная.
2. Коэффициент детерминации (D) показывает на сколько процентов изменение среднего значения результативного признака определяется влиянием данного факторного признака.
D = r2*100
3. Коэффициент эластичности 
(Э) показывает на сколько 
Э = b*x/y
 
Объектом исследования является железнодорожный транспорт Кировской области. Для вычисления показателей возьмем следующие исходные данные:
Таблица 1 - Исходные данные
Показатели  | 
  2004 г.  | 
  2005 г.  | 
  2006 г.  | 
  2007 г.  | 
  2008 г.  | 
Численность работников, тыс. чел.  | 
  45  | 
  45,2  | 
  40  | 
  38,2  | 
  36  | 
в т.ч. производственные рабочие  | 
  38  | 
  36  | 
  33  | 
  31  | 
  29  | 
служащие  | 
  7  | 
  9,2  | 
  7  | 
  7,2  | 
  7  | 
Перевезено грузов, тыс. тонн  | 
  8641  | 
  8858  | 
  8641  | 
  8355  | 
  8080  | 
Перевезено пассажиров, тыс.чел.  | 
  7811  | 
  10658  | 
  12035  | 
  10252  | 
  10778  | 
Индекс промышленного производства промышленности в целом, в процентах к предыдущему году  | 
  X  | 
  100,3  | 
  108,3  | 
  106,7  | 
  102,6  | 
Объем оказываемых услуг в целом в сопоставимых ценах, млрд. руб.  | 
  4 763  | 
  4 996  | 
  5 181  | 
  5 544  | 
  5 882  | 
Нужно провести анализ динамики численности занятых в сфере железнодорожного транспорта. Чтобы определить характер изменения численности занятых рассчитаем показатели рядов динамики.
Таблица 2 - Расчет показателей динамики численности занятых
Год  | 
  Численность занятых, тыс. чел.  | 
  Абсолютный прирост, тыс. чел.  | 
  Темп роста, %  | 
  Темп прироста, %  | 
  Абсолютное значение 1% прироста, тыс.  | |||
  | цепн.  | 
  баз.  | 
  цепн.  | 
  баз.  | 
  цепн.  | 
  баз.  | 
  чел.  | |
2004  | 
  45  | 
  -  | 
  0  | 
  -  | 
  100  | 
  -  | 
  0  | 
  -  | 
2005  | 
  45,2  | 
  0,2  | 
  0,2  | 
  100,44  | 
  100,44  | 
  0,44  | 
  0,44  | 
  0,4545  | 
2006  | 
  40  | 
  -5,2  | 
  -5,0  | 
  88,50  | 
  88,89  | 
  -11,50  | 
  -11,11  | 
  0,4522  | 
2007  | 
  38,2  | 
  -1,8  | 
  -6,8  | 
  95,50  | 
  84,89  | 
  -4,50  | 
  -15,11  | 
  0,4000  | 
2008  | 
  36  | 
  -2,2  | 
  -9,0  | 
  94,24  | 
  80,00  | 
  -5,76  | 
  -20,00  | 
  0,3819  | 
Сред.  | 
  40,88  | 
  -2,25  | 
  -  | 
  94,67  | 
  -  | 
  -5,33  | 
  -  | 
  -  | 
По данным таблицы видно, что численность занятых в железнодорожной отрасли Кировской области постепенно уменьшается за рассматриваемый период.
В результате можно сделать следующие выводы: абсолютный прирост отрицательный - значит, численность занятых снижается. В среднем снижение составило примерно 2,25 тысяч человек в год. Уменьшение за весь рассматриваемый период составляет 9 тысяч человек. С 2006 года наблюдается равномерное снижение численности занятых.