Статистика транспорта жд

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения статистики транспорта 5
2. Характеристика исследуемых экономических показателей 13
3. Анализ основных показателей отрасли 18
3.1 Динамика численности работающих в отрасли 18
3.2 Динамика производства оказываемых услуг 20
3.3. Анализ финансовых показателей 21
3.4. Выявление основной тенденции и прогнозирование 23
3.5 Индексный анализ итоговых показателей 25
3.6 Корреляционный анализ 26
Заключение 28
Библиографический список 29

Работа содержит 1 файл

Статистика транспорта жд.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА - объем транспортной работы, приходящийся в среднем на единицу средств транспорта в   единицу   времени.   Определяется   путем   деления   показателей   объема транспортной работы (полезного эффекта) на общее время нахождения транспортных средств в эксплуатации (рабочем парке) за период с учетом или без учета грузоподъемности, пассажировместимости или их мощности.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА  НА ТРАНСПОРТЕ - количество продукции  транспорта (как правило, в условно-натуральном  выражении), приходящееся в среднем на одного работника, занятого на перевозках за определенный период. Исчисляется как отношение величины приведенной продукции транспорта к величине средней списочной численности работников, занятых на перевозках. Различия в уровнях производительности труда на отдельных видах транспорта вызваны как различиями в технической вооруженности, характере перевозок, так и методикой определения показателей численности работников, занятых на перевозках. Уровень производительности труда может также измеряться величиной доходов от перевозочной деятельности, приходящихся в среднем на одного работника, занятого на перевозках.

ДОХОДЫ ОТ ПЕРЕВОЗОК - сумма средств, полученных транспортными  предприятиями за перевозку грузов (включая почту), пассажиров (включая  багаж), оказанные отправителям грузов и пассажиров дополнительные услуги по перевозкам и за пользование имуществом транспорта. Общие доходы транспортных предприятий включают также доходы от сдачи в аренду подвижного состава, погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиционных работ, обслуживания подъездных путей, морского и внутреннего водного путевых хозяйств, применения авиации в отраслях экономики, подсобно-вспомогательной деятельности.

РАСХОДЫ (ЗАТРАТЫ) ПО ПЕРЕВОЗКАМ - сумма издержек транспортных предприятий, непосредственно связанных с выполнением перевозок.

Рентабельность перевозок - соотношение между величиной  прибыли транспортных предприятий  от перевозок и величиной расходов по перевозкам, выраженное в процентах.

СРЕДНЯЯ ДОХОДНАЯ СТАВКА ОТ ПЕРЕВОЗОК - средний размер дохода от перевозки пассажира или тонны груза на единицу продукции (работы) транспорта.

СРЕДНЯЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ  ПЕРЕВОЗОК - величина расходов по перевозкам, приходящаяся в среднем на единицу  продукции (работы) транспорта.

 

 

 

 

2. Характеристика исследуемых экономических показателей

Показатели  динамики:

Задача статистики - изучение изменений  анализируемых показателей во времени.

Динамика - изучение какого-либо явления с течением времени. Ряд  динамики - ряд числовых значений, статистического  показателя, расположенных в хронологической последовательности. Статистические показатели, характеризующие изучаемый объект, называют уровнями ряда. Каждый из уровней относится к определенному моменту времени и интервалу времени. Уровни динамического ряда могут быть абсолютными или средними величинами. Все показатели рядов динамики подразделяются на цепные и базисные. Цепные показатели показывают соотношение с предыдущим уровнем ряда, а базисные с уровнем, взятым за базу сравнения (обычно за базу берут первый уровень ряда).

Анализ скорости и интенсивности  развития явления во времени осуществляется с помощью статистических показателей. Для количественной оценки используются показатели:

1. Абсолютные приросты, которые  используют для выражения абсолютной  скорости уровня ряда динамики.

Базисный абсолютный прирост определяется по формуле

D’ = уi – y0

Цепной абсолютный прирост  определяется по формуле

D = yi – yi-1

Где уi - анализируемый уровень ряда;

       yi-1 - предыдущий уровень ряда;

       y0 - уровень ряда, принятый за базу.

2. Темп роста (выражается  в процентах) 

Цепной темп роста

Тр = yi*100/yi-1

Базисный темп роста

Тр’ = yi*100/y0

3. Темп прироста (выражается в  процентах)

Цепной темп прироста

Тп = Тр - 100

Базисный темп прироста

Тп’ = Тр’ - 100

4. Абсолютное значение 1% прироста (только цепной)

А = D/Тп

Показатели, характеризующие  среднюю интенсивность изменения  за весь рассматриваемый период времени, называются средними величинами.

Средние величины:

1. Средний уровень  ряда в интервальных рядах  с равными интервалами

Где n-количество уровней ряда

2. Средний абсолютный  прирост

3. Средний темп роста

где к - количество цепных темпов роста 

4. Средний темп прироста                                     

Одной из важных задач  статистики является определение в рядах динамики общей тенденции развития, что делается с помощью методов выравнивания рядов динамики:

1.   Метод укрупнения  интервалов времени - объединение  нескольких периодов времени  и в каждом укрупненном периоде  находится сумма уровней ряда  или средний уровень ряда.

2.  Метод скользящей  средней - определяются средние  уровни ряда за несколько периодов (обычно нечетное количество) путем  последовательного передвижения  начала периода на единицу  времени. Найденные по средней  арифметической значения скользящих средних условно относятся к середине периода, по которому она исчислена.

3.    Метод   аналитического   выравнивания   -   нахождение   адекватной  математической    модели,    которая    наилучшим    образом    аппроксимирует реальные  данные. Математическая модель - это функция от времени.

Индексные показатели:

При изучении динамики качественных показателей часто приходится определять изменение средней величины индексируемого показателя, которое вызвано взаимодействием  двух факторов, а именно: изменением индексируемого показателя у отдельных групп единиц и изменением структуры явлений. Используют индексы:

1. Индекс переменного  состава

2. Индекс фиксированного  состава

3. Индекс структурных  сдвигов

Регрессионно-корреляционный анализ:

Стохастическая    связь    -    определенному    значению    фактора    может соответствовать несколько значений результативного признака:

где у - расчетное значение результативного признака;

f(x)   -   часть   результативного   признака,   сформировавшаяся   под взаимодействием учтенных известных факторных признаков;

ξ - часть результативного признака, возникшая вследствие действия неконтролируемых или неучтенных факторов, а также изменение признаков       неизбежно сопровождающееся некоторыми случайными ошибками.

Линейное уравнение регрессии имеет вид: ух =а+bх

Система нормальных уравнений для  нахождения параметров уравнения выглядит следующим образом:

Показатели корреляционного  анализа:

1.    Коэффициент  корреляции (r) характеризует тесноту и направление связи между признаками.

Свойства коэффициента корреляции:               

1)  лежит в пределах:

-1<= r <=1

2)  если |r| = 1, то связь функциональная, т.е. на результативный признак влияет только рассматриваемый факторный признак и больше ничего, если r = 0, то связь отсутствует;

3)  если r>0, то связь прямая, если r<0, то связь обратная;

4)  выделяют следующие  промежутки для r:

0 < |r| <= 0,3 связь между признаками фактически отсутствует;

0,3 < |r| <= 0,5 связь слабая;

0,5 < |r| <= 0,7 связь умеренная;

0,7 < |r| < 1 связь сильная.

2. Коэффициент детерминации (D) показывает на сколько процентов изменение среднего значения результативного признака определяется влиянием данного факторного признака.

D = r2*100

3. Коэффициент эластичности (Э) показывает на сколько процентов изменится результативный признак при изменении факторного на 1%

Э = b*x/y

 

 

 

3. Анализ основных показателей  отрасли

Объектом исследования является железнодорожный транспорт  Кировской области. Для вычисления показателей возьмем следующие  исходные данные:

Таблица 1 - Исходные данные

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Численность работников, тыс. чел.

45

45,2

40

38,2

36

в т.ч. производственные рабочие

38

36

33

31

29

служащие

7

9,2

7

7,2

7

Перевезено грузов, тыс. тонн

8641

8858

8641

8355

8080

Перевезено пассажиров, тыс.чел.

7811

10658

12035

10252

10778

Индекс промышленного  производства промышленности в целом, в процентах к предыдущему  году

X

100,3

108,3

106,7

102,6

Объем оказываемых услуг  в целом в сопоставимых ценах, млрд. руб.

4 763

4 996

5 181

5 544

5 882


3.1 Динамика численности работающих  в отрасли

Нужно провести анализ динамики численности занятых в сфере  железнодорожного транспорта. Чтобы  определить характер изменения численности  занятых рассчитаем показатели рядов  динамики.

Таблица 2 - Расчет показателей  динамики численности занятых

Год

Численность занятых, тыс.

чел.

Абсолютный прирост, тыс. чел.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, тыс.

 

цепн.

баз.

цепн.

баз.

цепн.

баз.

чел.

2004

45

-

0

-

100

-

0

-

2005

45,2

0,2

0,2

100,44

100,44

0,44

0,44

0,4545

2006

40

-5,2

-5,0

88,50

88,89

-11,50

-11,11

0,4522

2007

38,2

-1,8

-6,8

95,50

84,89

-4,50

-15,11

0,4000

2008

36

-2,2

-9,0

94,24

80,00

-5,76

-20,00

0,3819

Сред.

40,88

-2,25

-

94,67

-

-5,33

-

-


По данным таблицы видно, что численность занятых в железнодорожной отрасли Кировской области постепенно уменьшается за рассматриваемый период.

В результате можно сделать  следующие выводы: абсолютный прирост  отрицательный - значит, численность  занятых снижается. В среднем снижение составило примерно 2,25 тысяч человек в год. Уменьшение за весь рассматриваемый период составляет 9 тысяч человек. С 2006 года наблюдается равномерное снижение численности занятых.

Информация о работе Статистика транспорта жд