Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:14, курсовая работа
Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами.
Введение 3
1. Общие положения статистики транспорта 5
2. Характеристика исследуемых экономических показателей 13
3. Анализ основных показателей отрасли 18
3.1 Динамика численности работающих в отрасли 18
3.2 Динамика производства оказываемых услуг 20
3.3. Анализ финансовых показателей 21
3.4. Выявление основной тенденции и прогнозирование 23
3.5 Индексный анализ итоговых показателей 25
3.6 Корреляционный анализ 26
Заключение 28
Библиографический список 29
Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.
Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов: угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.
Целью курсовой работы является проведение экономико-статистического анализа развития железнодорожного транспорта Кировской области.
Железнодорожная сеть России разделена на значительные по протяженности и вместе с тем взаимосвязанные участки - 19 железных дорог, которые, в свою очередь, состоят из отделений. Кировская область входит в состав Горьковской железной дороги.
Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного хозяйства и населения определяется такими свойствами и особенностями этого универсального вида транспорта, как возможностью сооружения эксплутационных дорог в любом направлении и в любом районе страны; обеспечение устойчивых связей между районами; высокой пропускной и провозной способностью; высокой его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени года, времени суток, погодных условий; возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов; более коротким путем перевозки грузов по сравнению с водным транспортом; способностью перевозить самые разнообразные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров с большой скоростью; невысокой себестоимостью перевозок. Поэтому изучение тенденций развития железнодорожного транспорта является актуальной темой.
К недостаткам железнодорожного
транспорта следует отнести значительную
потребность в
Статистические методы и приемы, использованные в работе:
• Абсолютные, относительные и средние величины
• Сводка и группировка
• Таблицы и графики
• Индексы
• Регрессионно-корреляционный анализ
• Аналитические методы прогнозирования
Информационным источником являются статистические сборники, журналы и Internet.
Статистика транспорта - отрасль статистики, которая изучает явления и процессы, происходящие на транспорте. Особенностью статистики транспорта является многоплановость ее структуры, так как она состоит из наблюдений за 12 видами транспорта.
Статистическое наблюдение за транспортом состоит из следующих видов:
• Ежемесячное наблюдение за показателями эксплуатации (грузооборот, пассажирооборот, погрузоразгрузочные работы);
• Периодическое наблюдение за деятельностью транспорта по широкому спектру показателей;
• Годовое наблюдение за показателями протяженности путей, наличия транспортных сооружений и наличия парка подвижного состава;
• Наблюдение, проводимое раз в 5 лет
за непрерывным транспортом и
материально-технической базой
Система показателей статистики транспорта с группировкой по экономическим, территориальным, техническим и технологическим признакам является основой изучения транспортной системы страны. По отраслевому признаку делится на статистику отдельных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, городского электрического, дорожного хозяйства, трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного; по тематическому - на статистику перевозок грузов, пассажиров, статистику наличия транспортных средств и их использования, путей сообщения, статистику безопасности движения, статистику труда, статистику материальных ресурсов, статистику финансовых результатов, статистику инвестиций и инноваций.
ТРАНСПОРТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ - транспорт,
удовлетворяющий потребности
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
ТРАНСПОРТ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ведомственный) - транспорт, осуществляющий, как правило, перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).
ПРЕДПРИЯТИЕ ТРАНСПОРТА - юридическое лицо, предоставляющее транспортные услуги физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности.
ПЕРЕВЕЗЕНО ГРУЗОВ (объем перевозок грузов) - количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщений, роду грузов, направлениям перевозок. Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем «отправлено (отправление) грузов», конечный момент - показателем «прибыло (прибытие) грузов». Для отдельных предприятий транспорта для характеристики всего объема работы применяется показатель «перевезено (перевозка) грузов», который определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других предприятий транспорта для перевозки. Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена договором перевозки.
ПЕРЕВЕЗЕНО ПАССАЖИРОВ - число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Учитывается по видам транспорта, сообщений, направлениям перевозок. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров определяется на отдельных видах транспорта неодинаково: или по моменту приобретения билета (на железнодорожном, автомобильном), или по моменту отправления транспортного средства (на водном и воздушном транспорте). Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется.
ГРУЗООБОРОТ ТРАНСПОРТА
- объем работы транспорта по перевозкам
грузов, выражается в тонно-километрах.
Исчисляется суммированием
ПАССАЖИРООБОРОТ ТРАНСПОРТА - объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр, т.е. перемещение пассажира на расстояние в 1 км. Определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; вычисляется раздельно по видам транспорта, сообщениям перевозок, другим признакам.
ПРОДУКЦИЯ ТРАНСПОРТА ПРИВЕДЕННАЯ - объем работы транспорта по перевозкам грузов и пассажиров в условно-натуральном выражении. Измеряется в приведенных тонно-километрах. Определяется как сумма величины грузооборота транспорта и величины пассажирооборота, выраженных в приведенных тонно-километрах. Необходимость исчисления показателя приведенной продукции транспорта обусловлена тем, что по одним и тем же путям сообщения и одними и теми же средствами одновременно осуществляются перевозки и грузов, и пассажиров. Используется для исчисления показателя производительности труда работников, занятых на перевозках, и себестоимости продукции.
ВИД СООБЩЕНИЯ - признак, представляющий характер участия подразделения транспортной сети в перевозках. Различают перевозки с участием одного подразделения - местное сообщение, двух и более подразделений одного вида транспорта - прямое сообщение, нескольких видов транспорта - прямое смешанное. Перевозки делятся на внутригородские, пригородные (местные), междугородные (дальние) и международные (заграничные), транзитные. На морском транспорте используется признак - вид плавания.
Единицы измерения перевозок позволяют измерить массы перевозимых грузов и пассажиров и расстояния перевозок. Общую массу перевозимых грузов измеряют в тоннах, а для отдельных отправок грузов и в килограммах. Масса перекачиваемого по газопроводу газа измеряется в мЗ с последующим пересчетом в тонны, исходя из физических параметров газа.
Общую массу перевозимых пассажиров измеряют числом перевезенных лиц (пассажиров), а на воздушном транспорте и в единицах веса, когда вес пассажира с багажом принимается равным 90 кг.
Расстояние перевозки отдельной партии груза или пассажира измеряется в километрах, а на морском транспорте в милях (1 миля = 1,852 км). Общий объем перемещения грузов измеряется в тонно-километрах, когда вес партии груза умножается на расстояние перевозки.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ - группировка перевозимой продукции по признакам, отражающим как особенности ее производства (происхождение, степень завершенности обработки, назначение), так и особенности перевозки (вид подвижного состава, объемность, громоздкость и т.п.). Служит целям изучения транспортно-экономических связей, установления тарифов и организации перевозок на отдельных видах транспорта. Оформляется в виде систематизированного перечня грузов, называемого номенклатурой. В Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов железнодорожного и водного транспорта выделяются 11 разделов, 69 групп, 250 позиций, более 4000 наименований родов грузов. На других видах транспорта используются более сжатые номенклатуры, в которых число групп резко сокращено.
ДАЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ - расстояние перевозки (транспортировки) объекта в километрах (на морском транспорте в милях) от пункта отправления в пункт назначения по сети путей сообщения определенного вида транспорта. Средняя дальность перевозки грузов - расстояние, на которое перевозится в среднем одна тонна грузов. Определяется как средняя из расстояний перевозки отправок грузов с учетом их веса делением грузооборота в тонно-километрах на объем перевозок в тоннах в целом по виду транспорта, отдельным родам грузов и видам сообщения. Средняя дальность перевозки пассажиров - расстояние, на которое перевозится в среднем один пассажир. Определяется как средняя из расстояний отдельных пассажиро-поездок делением пассажирооборота в пассажиро-километрах на количество перевезенных пассажиров в целом по виду транспорта и по видам сообщения.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДОСТАВКИ ГРУЗА - время в сутках доставки груза от пункта отправки в пункт назначения в адрес грузополучателя. Определяется для отправки и в среднем для совокупности отправок на 1 отправку делением времени доставки отправок в отправко-сутках на количество отправок и на 1 т массы отправок делением времени доставки отправок в сутках на вес отправок в тоннах.
КОЭФФИЦИЕНТ ПОДВИЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ - число поездок, приходящихся в среднем на душу населения, за определенный период времени (обычно за год). Определяется делением величины общего отправления пассажиров по населенному пункту (области, краю, республике, стране) на общую численность проживающего в нем населения с группировкой по видам транспорта и сообщениям.
ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЕТИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - суммарная протяженность в километрах участков путей транспортного сообщения. Определяется на дату путем суммирования длин отдельных участков, образующих сеть.
ПЛОТНОСТЬ СЕТИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ - протяженность путей сообщения в километрах, приходящаяся на единицу площади территории (обычно 1000 км2) страны или региона.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ - комплекс условий, затрагивающих деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и граждан, направленных на бесперебойное функционирование транспорта и недопущение возникновения аварийных ситуаций в перевозочном процессе, а также на снижение последствий возможных аварий. Состояние безопасности движения характеризуется показателями количества транспортных происшествий, в них погибших и раненых человек, поврежденных транспортных средств.
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА) - среднее расстояние перемещения средства транспорта в единицу времени следования по участкам сети путей сообщения. Исчисляется с учетом и без учета грузоподъемности, пассажировместимости или мощности подвижного состава. Рассчитывается техническая скорость как отношение пробега транспортной единицы ко времени движения (хода) и участковая как отношение пробега транспортной единицы ко времени на участке (с учетом маневров, швартовок и т.п.).