Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:37, курсовая работа
Торговля — объект статистического изучения. В системе отраслевых статистических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере материального производства, поскольку она выполняет важные функции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость товаров.
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
Предмет, задачи и система показателей статистики торговли 5
Основные формулы 8
Основные организационные формы статистического наблюдения 9
Виды и способы статистического наблюдения 11
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Торговля — объект статистического изучения. В системе отраслевых статистических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере материального производства, поскольку она выполняет важные функции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость товаров. Следовательно, затраты труда в сфере товарного обращения являются производительными, они обеспечивают создание определенной части совокупного общественного продукта и национального дохода. Систематически растет численность работников, занятых в сфере обращения. Роль и значение торговли определяются еще и тем, что она выполняет важные функции организации товарных связей с производством и служит фактором экономического воздействия на сферу производства. Именно в сфере товарного обращения, где торговля выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, спрос соприкасается с предложением, происходит удовлетворение потребностей населения, выявляется несоответствие требований потребителей и части товаров, поступивших из производства.
Развитие торговли на современном этапе заключается в совершенствовании ее на основе комплексного подхода к определению и удовлетворению потребностей и спроса населения, улучшению связей с производством, укреплению роста технической оснащенности, повышению культуры обслуживания населения, эффективности и качества работы на всех участках торговых предприятий. Именно эти задачи помогает решать статистика торговли, предоставляя цифровой материал, характеризующий процессы, происходящие в данной сфере, осуществляющая систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных
торговых
предприятий. К задачам статистики
торговли относятся: изучение объема,
уровня, динамики, структуры состояния
и развития торговли; изучается и прогнозируется
спрос.
Статистика торговли – отрасль экономической статистики, изучающая количеств, закономерности массовых явлений в области товарного обращения, которые характеризуют продвижение товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления. Статистика торговли исследует закономерности, тенденции и пропорциональность развития собственно торговли и общественного питания. Объектом статистики торговли служит совокупность продавцов и покупателей. В систему показателей входят: товарооборот, запасы товарные и товарооборачиваемость, цены, затраты труда, издержки обращения, прибыль и рентабельность.
Исторический процесс развития экономики обусловил развитие трех социально-экономических форм торговли: государственной, кооперативной и колхозной.
Предметом статистики торговли является количественная сторона массовых явлений и процессов, происходящих в сфере товарного обращения в неразрывной связи с их качественным содержанием. Статистика торговли изучает закономерности, тенденции развития, уровень, структуру и взаимосвязи процессов и явлений в сфере товарного обращения. Круг вопросов, изучаемых статистикой торговли, чрезвычайно широк: это исследование вопросов состояния и развития оптового и розничного товарооборота государственной, кооперативной и колхозной торговли; анализ товарных запасов и товарного баланса торговли; вопросы ценообразования и динамики цен; анализ состояния и эффективности использования материальной базы; вопросы эффективности и качества работы торговых предприятий.
Основная задача статистики торговли — всесторонняя, достоверная и объективная характеристика состояния и развития товарного обращения предметов потребления, систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных торговых предприятий. Вместе с тем статистика торговли решает ряд конкретных задач, к которым относятся:
Эти
задачи тесно связаны между собой
и поэтому должны решаться комплексно.
Сам процесс товарного
Задачи статистики торговли направлены на исследование различных сторон товарного обращения, которое проводится лишь с помощью системы взаимосвязанных показателей. К этим показателям относятся:
Перечисленные показатели, характеризующие количественную сторону товарного обращения, связаны между собой, взаимообусловлены, но все в той или иной мере опираются на показатель товарооборота, так как и численность работников и издержки обращения зависят от объема и условий продажи товаров. Однако при этом не исключено и обратное воздействие товарооборота на эти показатели. Первые три показателя непосредственно определяют процесс движения товаров к потребителю.
На основе этих количественных показателей разрабатывается система качественных показателей, характеризующих интенсивные факторы развития торговли. К ним относятся показатели:
Все
эти показатели образуют систему, характеризующую
эффективность деятельности отдельных
торговых предприятий, объединений, фирм
и отрасли в целом.
Общая закономерность развития оптового товарооборота находит отражение прежде всего в деятельности отдельных предприятий и организаций оптовой торговли, в показателях динамики их товарооборота. Вычислить динамику можно по формулам:
где в числителе — поставка
отчетного периода; а в
где в числителе — условная поставка отчетного периода, выраженная в базисных ценах;
;
Уровень выполнения плана , где SОф — розничный товарооборот в отчетном периоде в фактически действовавших ценах; SОпл — розничный товарооборот, установленный на отчетный период по плану.
Отношение
торговой выручки, сданной в Госбанк,
к розничному товарообороту, называется
коэффициентом инкассации и выражается
в процентах:
.
Статистическое наблюдение осуществляется в 2-х формах:
Отчетность – это организованная форма статистического наблюдения, при которой сведения поступают в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам. Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением.
Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов (событий, процессов и т.п.), производимых по мере их свершения и, как правило, на первичном документе.
Руководство статистической отчетностью и ее организация возложены на органы государственной статистики. Все формы статистической отчетности утверждают органы государственной статистики. Представление отчетности по неутвержденным формам рассматривается как нарушение отчетной дисциплины, за что руководители предприятий и ведомств несут ответственность.
Перечень отчетности является списком форм отчетности с указанием их важнейших реквизитов.
Программа отчетности – система показателей деятельности торгового предприятия.
По своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными.
Общая отчетность – это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства и для предприятий (учреждений и т.п.) всего народного хозяйства.
В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.п.
По периоду времени, за который представляется отчетность, по его длительности различают отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую отчетность называют годовой. Отчетность же за все другие периоды в пределах менее года, соответственно квартальная, месячная, недельная и т.п., называется текущей.