Статистика торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Торговля — объект статистического изучения. В системе отраслевых статистических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере материального производства, поскольку она выполняет важные функции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
Предмет, задачи и система показателей статистики торговли 5
Основные формулы 8
Основные организационные формы статистического наблюдения 9
Виды и способы статистического наблюдения 11
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 15
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

СТАТИСТИКА КУРСАЧ.docx

— 157.13 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                                                         5
    1. Предмет, задачи и система показателей статистики торговли            5
    2. Основные формулы                                                                                  8
    3. Основные организационные формы статистического наблюдения    9
    4. Виды и способы статистического наблюдения                                   11
  2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                                                     15
  3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ                                                                                 26

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                32

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               34 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ВВЕДЕНИЕ

      Торговля  — объект статистического изучения. В системе отраслевых статистических дисциплин важное место занимает статистика торговли, имеющая большое значение для характеристики материального и культурного уровня народа. Торговля относится к сфере материального производства, поскольку она выполняет важные функции по доведению товаров до потребителя, в процессе осуществления которых происходит завершение процесса производства в сфере обращения и, таким образом, увеличивается стоимость товаров. Следовательно, затраты труда в сфере товарного обращения являются производительными, они обеспечивают создание определенной части совокупного общественного продукта и национального дохода. Систематически растет численность работников, занятых в сфере обращения. Роль и значение торговли определяются еще и тем, что она выполняет важные функции организации товарных связей с производством и служит фактором экономического воздействия на сферу производства. Именно в сфере товарного обращения, где торговля выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, спрос соприкасается с предложением, происходит удовлетворение потребностей населения, выявляется несоответствие требований потребителей и части товаров, поступивших из производства.

      Развитие  торговли на современном этапе заключается в совершенствовании ее на основе комплексного подхода к определению и удовлетворению потребностей и спроса населения, улучшению связей с производством, укреплению роста технической оснащенности, повышению культуры обслуживания населения, эффективности и качества работы на всех участках торговых предприятий. Именно эти задачи помогает решать статистика торговли, предоставляя цифровой материал, характеризующий процессы, происходящие в данной сфере, осуществляющая систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных

торговых  предприятий. К задачам статистики торговли относятся: изучение объема, уровня, динамики, структуры состояния и развития торговли; изучается и прогнозируется спрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
 
    1. Предмет, задачи и система показателей  статистики торговли

   Статистика  торговли – отрасль экономической статистики, изучающая количеств, закономерности массовых явлений в области товарного обращения, которые характеризуют продвижение товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления. Статистика торговли исследует закономерности, тенденции и пропорциональность развития собственно торговли и общественного питания. Объектом статистики торговли служит совокупность продавцов и покупателей. В систему показателей входят: товарооборот, запасы товарные и товарооборачиваемость, цены, затраты труда, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

   Исторический  процесс развития экономики обусловил  развитие трех социально-экономических  форм торговли: государственной, кооперативной  и колхозной.

      Предметом статистики торговли является количественная сторона массовых явлений и процессов, происходящих в сфере товарного обращения в неразрывной связи с их качественным содержанием. Статистика торговли изучает закономерности, тенденции развития, уровень, структуру и взаимосвязи процессов и явлений в сфере товарного обращения. Круг вопросов, изучаемых статистикой торговли, чрезвычайно широк: это исследование вопросов состояния и развития оптового и розничного товарооборота государственной, кооперативной и колхозной торговли; анализ товарных запасов и товарного баланса торговли; вопросы ценообразования и динамики цен; анализ состояния и эффективности использования материальной базы; вопросы эффективности и качества работы торговых предприятий.

      Основная  задача статистики торговли — всесторонняя, достоверная и объективная характеристика состояния и развития товарного обращения предметов потребления, систематическое наблюдение и контроль за ходом выполнения государственных планов развития торговли в целом, за эффективностью деятельности отдельных торговых предприятий. Вместе с тем статистика торговли решает ряд конкретных задач, к которым относятся:

  • исследование процесса движения товаров от производства до потребления, т.е. характеристика объема, структуры, динамики товарооборота;
  • анализ состояния и динамики товарных запасов и скорости товарооборачиваемости;
  • изучение структуры и динамики затрат труда в торговле и степени их эффективности;
  • анализ развития материально-технической базы торговли;
  • характеристика финансовых результатов деятельности торговых предприятий, систем и отрасли (издержки обращения, прибыль, рентабельность);
  • изучение уровня, структуры и динамики цен в государственной, кооперативной и колхозной торговле.

      Эти задачи тесно связаны между собой  и поэтому должны решаться комплексно. Сам процесс товарного обращения  не изолирован, а происходит в неразрывной связи и взаимозависимости с социально-экономическими условиями развития страны. Ответственная задача статистики — исследовать эти связи, показать зависимость товарооборота, товарных запасов, показателей эффективности торговли от различных производственных и социальных факторов. Это позволит научно обоснованно воздействовать на товарный рынок, успешно прогнозировать развитие торговли и на этой основе осуществлять управление и планирование этой важной отрасли народного хозяйства.

      Задачи  статистики торговли направлены на исследование различных сторон товарного обращения, которое проводится лишь с помощью  системы взаимосвязанных показателей. К этим показателям относятся:

  • товарооборот, характеризующий основную сторону деятельности торговли — продажу товаров, начиная от сферы производства и кончая сферой потребления;
  • товарные запасы, характеризующие наличие товаров в торговле на определенный момент времени, обеспечивающие непрерывность обращения товаров;
  • цены, являющиеся непременным условием товарного обращения, эквивалентом, по которому товары обмениваются на деньги, категорией, оказывающей влияние на соотношение спроса и предложения;
  • издержки обращения, являющиеся затратами по обеспечению процесса реализации товаров;
  • прибыль как результат финансовой деятельности торговых предприятий;
  • численность работников и затраты рабочего времени, характеризующие трудовые (ресурсы, их состояние, развитие и использование в торговых предприятиях и в целом по отрасли;
  • число и размер предприятий торговли, уровень их технической оснащенности.

      Перечисленные показатели, характеризующие количественную сторону товарного обращения, связаны  между собой, взаимообусловлены, но все в той или иной мере опираются  на показатель товарооборота, так как  и численность работников и издержки обращения зависят от объема и  условий продажи товаров. Однако при этом не исключено и обратное воздействие товарооборота на эти  показатели. Первые три показателя непосредственно определяют процесс движения товаров к потребителю.

На основе этих количественных показателей разрабатывается  система качественных показателей, характеризующих интенсивные факторы развития торговли. К ним относятся показатели:

  • производительность труда всех работников торговли, в том числе работников, непосредственно обслуживающих процесс купли-продажи товаров;
  • степень использования торгового оборудования, торговых площадей и материальных ресурсов торговых предприятий;
  • скорость обращения товарных запасов;
  • структура издержек обращения и их относительного уровня (в процентах к товарообороту);
  • рентабельность деятельности торговых предприятий.

      Все эти показатели образуют систему, характеризующую эффективность деятельности отдельных торговых предприятий, объединений, фирм и отрасли в целом. 

    1. Основные  формулы

   Общая закономерность развития оптового товарооборота  находит отражение прежде всего в деятельности отдельных предприятий и организаций оптовой торговли, в показателях динамики их товарооборота. Вычислить динамику можно по формулам:

  • индекс рыночного фонда

   где в числителе — поставка  отчетного периода; а в знаменателе  — поставка базисного периода;

  • индекс физического объема рыночных фондов:

где в  числителе — условная поставка отчетного  периода, выраженная в базисных ценах;

  • индивидуальный (групповой) индекс цен

    ;

  • индекс физического объема рыночного фонда непродовольственных товаров ;
  • общий индекс

   Уровень выполнения плана  , где SОф — розничный товарооборот в отчетном периоде в фактически действовавших ценах; SОпл — розничный товарооборот, установленный на отчетный период по плану.

   Отношение торговой выручки, сданной в Госбанк, к розничному товарообороту, называется коэффициентом инкассации и выражается в процентах: . 

    1. Основные организационные формы статистического наблюдения

Статистическое  наблюдение осуществляется в 2-х формах:

  1. путем предоставления отчетности;
  2. путем проведения специально организованных стат. Наблюдений.

   Отчетность  – это организованная форма статистического наблюдения, при которой сведения поступают в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам. Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением.

   Первичный учет представляет собой регистрацию  различных фактов (событий, процессов  и т.п.), производимых по мере их свершения  и, как правило, на первичном документе.

   Руководство статистической отчетностью и ее организация возложены на органы государственной статистики. Все формы статистической отчетности утверждают органы государственной статистики. Представление отчетности по не­утвержденным формам рассматривается как нарушение отчетной дисциплины, за что руководители предприятий и ведомств несут ответственность.

     Перечень  отчетности является списком форм отчетности с указанием их важнейших реквизитов.

     Программа отчетности – система показателей деятельности торгового предприятия.

     По  своему содержанию формы отчетности бывают типовыми (общими) и специализированными.

     Общая отчетность – это отчетность, содержащая одни и те же данные для определенной отрасли народного хозяйства и для предприятий (учреждений и т.п.) всего народного хозяйства.

     В специализированной отчетности содержатся специфические показатели отдельных  отраслей промышленности, сельского  хозяйства и т.п.

     По  периоду времени, за который представляется отчетность, по его длительности различают  отчетность текущую и годовую. Если сведения представляются за год, то такую  отчетность называют годовой. Отчетность же за все другие периоды в пределах менее года, соответственно квартальная, месячная, недельная и т.п., называется текущей.

Информация о работе Статистика торговли