Статистика конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – оценка уровня конкуренции и конкурентной стратегии ООО «Инсан» .
Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
-изучить понятие конкуренции ;
- изучить и проанализировать методы изучения фирм-конкурентов ;
-Дать комплексную оценку внешней среды и основных конкурентов ООО «Инсан».

Работа содержит 1 файл

статистика конкуренции.docx

— 124.43 Кб (Скачать)

 
 
 
1) При оценке угрозы появления  новых конкурентов необходимо  руководствоваться понятием “барьер  входа в отрасль”, высоту которого  следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для  них чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них чем он ниже, тем лучше). Высота барьера определяется следующими факторами: 
1. Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки.  
2. Привычностью марки товара. Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. Зачастую это очень сложная задача.  
3. Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна и др.).  
4. Затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта.  
5. Доступом к системе товародвижения.  
Традиционные производители данной отрасли могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.  
6. Доступом к отраслевой системе снабжения. В данной области существуют те же барьеры, что и в случае с системой товародвижения.  
7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие чего себестоимость продукта в общем случае выше, чем у традиционных производителей данной отрасли.  
8. Возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов. Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.  
2) Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. Например, замена пейджеров мобильными телефонами, спичек зажигалками, пленочных фотоаппаратов цифровыми. Кроме того, необходимо принимать в расчет, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов.  
3) Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.  
      Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции, по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.  
 
1. Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.  
2.  Наличием возможности смены поставщиков.  
3. Величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.  
4. Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.  
4) Сила позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя, соответственно. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами.  
1. Возможностью переключиться на использование других продуктов.  
2. Затратами, связанными с этим переключением.  
3. Объемом закупаемых продуктов.  
    Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли. Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный “климат”, интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.  
5) Конкурентная борьба в самой отрасли. Здесь речь идет о том, что необходимо определить наиболее опасных конкурентов, чтобы спрогнозировать их шаги. Так в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу[3].  
1. Рыночный лидер – организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Для того чтобы остаться рыночным лидером организация должна действовать на трех фронтах. Во-первых, она старается расширить рынок или путем привлечения новых покупателей, или путем нахождения новых сфер применения выпускаемым продуктам, или путем увеличения частоты применения выпускаемых продуктов. Во-вторых, старается увеличить свою рыночную долю, хотя это автоматически не приводит к увеличению величины прибыли, так как цена такого расширения может быть чрезмерно высокой. Иногда явно выраженного лидера в отрасли не существует, и в качестве лидеров рассматривается несколько организаций. В-третьих, постоянно предохранять свой бизнес от посягательств конкурентов, для этого используются оборонительные стратегии.  
2. Рыночный претендент – организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Для того чтобы бороться, организация должна обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (предлагать лучший продукт, продавать продукт по более низкой цене и т.д.). В зависимости от прочности позиции на рынке рыночного лидера и своих возможностей рыночный претендент может достигать свои цели, используя различные атаковые стратегии.  
3. Рыночный последователь – организация в отрасли, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Однако это не говорит о том, что рыночный последователь должен проводить пассивную политику. Он может выбирать и стратегию расширения своей деятельности, но такую, которая не вызывает активного противодействия со стороны конкурентов. Преимущества стратегии рыночного последователя заключаются в том, что он может опираться на опыт рыночных лидеров, копировать или улучшать продукты и маркетинговые действия лидера обычно при меньших уровне инвестиций и риска. Такая стратегия может обеспечить достаточно высокий уровень прибыльности. Рыночные последователи обычно в первую очередь атакуются рыночными претендентами.  
4. Организации, действующие в рыночной нише, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие организации – конкуренты или не заметили, или не приняли в расчет. Рыночная ниша – это, по сути дела, сегмент в сегменте. Рыночные ниши могут быть достаточно прибыльными за счет высокого уровня удовлетворения специфических потребностей ограниченного круга клиентов по повышенным ценам. Чтобы снизить риск от деятельности в одной нише, стараются найти несколько ниш. Желательно, чтобы рыночная ниша обладала потенциалом роста, не вызывала интереса у сильных конкурентов и чтобы у организации была сильная поддержка со стороны ее клиентов.  
В том случае, когда в отрасли существует много организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организаций может представлять достаточно трудоемкую, а зачастую и ненужную задачу. Поэтому возникает задача сужения круга исследуемых конкурентов или, говоря другими словами, выявления приоритетных конкурентов. Приоритетными конкурентами для лидера являются другие лидеры и некоторые претенденты, для претендентов другие претенденты и некоторые лидеры. 

1.3 Недобросовестные методы изучения фирм–конкурентов

 
    Шпионаж является недобросовестным методом ведения конкурентной борьбы, однако иногда очень эффективным. 
    С развитием промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты и эскизы любой своей продукции. Все они имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.  
     Недостатки своей продукции тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.  
Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. 
     Конкурирующие фирмы осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями: 
- различного рода вопросы, задаваемые специалистам конкурента; 
- приглашение на работу специалистов конкурента; 
- ложные предложения работы специалистам из фирм-конкурентов без намерения брать их на работу. 
Также могут быть реализованы следующие способы: 
- тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом, лаборатории; 
- использование профессиональных шпионов для получения информации; 
- подкуп сотрудников из основных отделов конкурента; 
- внедрение «нужных» лиц в структуру фирмы-конкурента; 
- подслушивание разговоров и т.д.; 
- похищение чертежей, образцов, документов; 
- шантаж и другие способы давления; 
- получение информации от источников в государственных структурах;  
- сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков. 
     Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение «своего человека» в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п.  
     Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основной идей промышленного шпионажа является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента. 
      Частное собственность на изобретения устанавливается через патентование. С экономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод, связанных с использованием патента. 
     В основном патент предоставляет реальные выгоды в течение семи лет, что позволяет за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытие непосредственно конкурентами, заставляет их на форсированную разработку каких-то новых технических приемов, технологий.  
    Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новых товаров.  
    Путь от изобретения до коммерческого использования требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или иных товаров не патентуются с тем, чтобы по истечении определенного срока не обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров. 
    Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.  
    Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем. 
Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию, предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора.                  Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.  
     С развитием компьютерной техники и созданием различного рода компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.  
      Развитие компьютеров и компьютерных сетей с развитием компьютерного пиратства и воровства вынудило правительства многих стран применять различные меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за безопасность и неприкосновенность компьютерных сетей и компьютерных баз данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не предназначена для рядового пользователя. В качестве примера можно привести случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети компьютеров министерства обороны США, в результате его злого умысла была полностью уничтожена важная информация одного из пентагоновских компьютеров.

 

1.4 Основные факторы и показатели состояния внешней среды фирмы.

 
ООО «Инсан» является юридическим  лицом по российскому законодатель-ству, имеет самостоятельный баланс и действует на основе полного хозра-счета, самоокупаемости, самофинансирования, имеет свой расчетный счет в банке Общество обладает обособленным имуществом, может от своего име-ни приобретать имущественные и неимущественные права и исполнять обя-занности, быть истцом и ответчиком в арбитражном суде, осуществлять сдел-ки, соответствующие его деятельности.  
         На предприятии учитываются инфляционные процессы, влияющие на рост цен на материалы, готовую продукцию и услуги, с использованием ме-тода индексации цен. Учет темпов инфляции позволяет провести анализ и динамику данных в сопоставимых ценах.  
Коммерческая организация получает ресурсы извне, выпускает конечный продукт, ориентированный на внешнего потребителя и ведет конкуренцию на рынке. Коммерческая организация вынуждена быть внешне ориентирован-ной. Следовательно, основополагающим процессом для деятельности компа-нии, является анализ внешней среды. К факторам внешней среды относятся (таблица 2.2.):  
Таблица 2.2 - Факторы внешней среды организации

Фактор 

Содержание 

Политические тенденции  развития общества

Государственная политика, программы партий и их отношение  к отраслям, и регионам. Политическая идеология, стабильность правительства, позиция оппозиции 

Правовое регулирование 

Налоговое и трудовое законодательство. Законы и нормативные акты, действенность  правовой системы, традиции, процессуальная сторона реализации законодательства.

Технология и техника 

Совершенствование и модернизация технологии. Темпы внедрения научно-технических  разработок. НИОКР.

Экология и охрана окружающей среды 

Нормативные и законодательные  акты. Общественные организации и  политика властей. Уровень экологической  опасности различных видов деятельности. Экологическая обстановка региона 

Конкуренты 

Количество конкурентов. Слабые и сильные стороны конкурентов, виды конкуренции, входные барьеры  рынка 

Поставщики 

Уровень развития рынка сырья. Структура рынка сырья. Качество и цена сырья.

Уровень развития экономики 

Темпы роста ВНП, темпы  инфляции, уровень безработицы, процентная ставка по кредитам, темпы роста  производительности труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления, структура населения, уровень образованности, величина номинальной и реальной заработной платы, инвестиционный климат.

Потребители

Демографические и социально-психологические  характеристики. Потребности и оценка их удовлетворения. Объем спроса. Уровень  информированности покупателя. Чувствительность к цене и качеству. Ориентация на определенную марку. Доходы потребителя  и их дифференциация.

Социально-культурные факторы 

Социальные обязательства  государства. Жизненный уровень  населения, развитие сферы здравоохранение. Культурные и социальные традиции и  запросы.

Международная обстановка

Деятельность международных  и региональных организаций (всемирная  торговая организация; организация  стран – экспортеров нефти; координационный  комитет по экспертному контролю; Европейское сообщество «общий рынок» и др.). Изменение валютного курса  и политических решений в различных  странах. Протекционизм.


К макроэкономическим факторам, непосредственно влияющим на кон-курентоспособность предприятия и его продукции, работ, услуг можно отнести следующие:  
-       экономическая политика страны (субсидии и финансовые льготы национальным производителям, соотношение форм собственности);  
-       состояние нормативно-технической базы;  
-       состояние финансовой системы (курс и стабильность национальной валюты);  
-       научно-технический потенциал страны;  
-       уровень развития информационных технологий;  
-       стоимость ресурсов (энергоресурсов, сырья, рабочей силы);  
-       географическое, политическое и экономическое положение страны;  
-       производительность и интенсивность труда.  
На конкурентоспособность предприятия и его продукции оказывают влияние следующие рыночные факторы:  
-       размер рынка – чем больше, тем сильнее конкуренты;  
-       темпы роста рынка – быстрый рост облегчает проникновение на рынок;  
-       мощности – излишние мощности приводят к падению цен;  
-       препятствия для входа или выхода из рынка – барьеры защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентоспособных новичков;  
-       цена;  
-       быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции;

  1. Анализ конкурентной стратегии ООО «Инсан»

 
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Инсан»

 
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Инсан» организовано 20 ноября 1997 г., зарегистрировано постановлением главы администра-ции г.Тольятти (№ 205/190). Местонахождения ООО «Инсан»: г. Тольят-ти, ул. Окраинная 2.

Основная деятельность предприятия  на данный момент - изготовлением предметов  мебели и интерьера из древесной  плиты по предварительным заказам  потребителей.  
ООО «Инсан» представляет собой единый производственно-хозяйствен-ный комплекс взаимосвязанных производственных единиц. Производственная структура представлена на рис. 2.1.  

Производственные цехи


Складское хозяйство


Мебельный салон 


Участок технического обеспечения


Цех изготовления мебельных  фасадов 


Цех сборки мебели


Склад материалов, комплектующих  и инструмента 


Склад готовой продукции


ООО «Инсан» 


 
 





 

   
Рисунок 2.1- Производственная структура ООО «Инсан»  

Производственная структура  во многом определяет принципы организации  производства на основных производственных участках. Организация производства в основных цехах построена по технологическому принципу, где каждый из участков специализируется на выполнении части общего технологического процесса. Для рассматриваемого предприятия  характерна линейно-функциональная система  управления (рисунок 2.2.).  
 SHAPE  \* MERGEFORMAT

Директор предприятия 


Начальник отдела сбыта 


Начальник маркетингового отдела


Главный бухгалтер 


Управляющие мебельными салонами


Начальники цехов 


Специалисты по сбыту 


Маркетологи


Главный бухгалтер 


Бухгалтеры 


Начальник производства


 
Рисунок 2.2 - Организационная структура  управления ООО «Инсан»  
Система управления ООО «Инсан» включает в себя две подсистемы: управляющую и управляемую. В состав управляющей системы входят руководители функциональных подразделений и специалисты, возглавляемые директором предприятия. В качестве управляемой системы выступают основные и вспомогательные подразделения, обеспечивающие производственные процессы. Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Инсан» представлены в таблице 2.1.  
 
Таблица 2.1 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности  
ООО «Инсан» за период 2006-2008гг.

Информация о работе Статистика конкуренции