Статистика конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – оценка уровня конкуренции и конкурентной стратегии ООО «Инсан» .
Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
-изучить понятие конкуренции ;
- изучить и проанализировать методы изучения фирм-конкурентов ;
-Дать комплексную оценку внешней среды и основных конкурентов ООО «Инсан».

Работа содержит 1 файл

статистика конкуренции.docx

— 124.43 Кб (Скачать)

Введение  
        
       Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.  
        Актуальность темы в том, что наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и (или) услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. 
       Цель работы – оценка уровня конкуренции и конкурентной стратегии ООО «Инсан»                                                       .  
Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:  
-изучить понятие конкуренции                    ;  
- изучить и проанализировать методы изучения фирм-конкурентов ;

-Дать комплексную оценку  внешней среды и основных конкурентов  ООО «Инсан». 
 
Научно-методическая основа работы – литературные источники и публикации по вопросам маркетинга и планирования экономики предприятия .

Глава 1 Теоретические и  методические аспекты исследования конкуренции

  1.1 Понятие конкуренции

       Конкуренция (от лат. concurrere – «сталкиваться») – это борьба независимых друг от друга экономических субъектов рынка за право обладания ограниченными ресурсами.

Иными словами, это такой  процесс взаимодействия выступающих  фирм на рынке с целью достижения лучших возможностей сбыта своего товара посредством удовлетворения разнообразных  потребностей покупателей. Конкуренция  постоянно присутствует на рынке  между товаропроизводителями. И  для того чтобы фирма имела  успех, ей необходимо постоянное повышение  своей конкурентоспособности.

  Нет такого способа,  с помощью которого можно было  бы однозначно определить конкуренцию.  Однако можно выделить основную  сущностную черту – соперничество  в свойствах товарного производства  и способах развития. А также  конкуренция выступает как стихийный  регулятор общественного производства.

       Благодаря  данному явлению в жизни общества  происходит обострение производственных  и рыночных отношений, повышение  эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса.  Конкуренция относится к таким  факторам, которые имеют воздействие  на деятельность фирмы, а обратной  связи не существует.

       Конкуренция  – это соперничество за лучшие  условия существования на рынке  между его участниками. Это  порождается объективными условиями:  во-первых, полной хозяйственной  обособленностью каждого участника  рынка; во-вторых, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, а в-третьих, борьбой за наибольший доход.

Основным негласным законом  рынка является борьба фирм за выживание  и процветание.                            Для существования конкуренции на рынке необходимы определенные условия:

  1. количество действующих фирм на рынке;
  2. свобода входа и выхода предприятий на рынок;
  3. дифференциация товаров;
  4. совместный контроль фирм за рыночной ценой.

Цель конкуренции заключается  в том, чтобы покупатель купил  товар.

Основным орудием является формирование спроса и стимулирование сбыта (фосстис).

Покупатель отдает свое предпочтение какому-либо товару, лишь убедившись на практике в своем выборе, а необходимую  информацию он получает от производителя  посредством рекламы. Как правило, конкуренция возникает между  товарами, а не фирмами.

 

1.2 Статистические методы исследования конкурентов

 
1. Прямые и косвенные           [5]  
      Прямыми называются методы получения непосредственно интересующей информации. Например, получение объема реализации из квартального отчета акционерного общества, публикуемого в средствах массовой информации, является прямым методом.  
        Косвенным методом называется способ вычисления интересующего показателя по другим, связанным с ним. Большинство методов конкурентной разведки является косвенными, так как косвенные данные более доступны.  
Например, величина реальной прибыли легко извлекается из официального отчета о движении денежных средств, потому что данные о выручке чаще всего достоверны, а расходы можно определить исходя из здравого смысла, рассчитав необходимые организационные ресурсы и их рыночную стоимость .  
 
2. Наружное наблюдение и проникновение           [6] 
     Наружным называется наблюдение без контакта с представителями конкурента, что называется, на расстоянии. Любой способ, использующий контакты с членами организации-конкурента связан с вторжением в нее. Издали много не увидишь, поэтому большинство способов конкурентной разведки связано с получением информации от сотрудников компании конкурента под каким-либо благовидным предлогом, более или менее распространенным в обычной деловой жизни. Проникновение лучше, разумеется, осуществлять не силами своего персонала, а силами привлеченными со стороны сотрудников консалтинговых компаний, осуществляющих такого рода услуги, или знакомых, друзей и родственников, на худой конец. При особо серьезных случаях - желательно жителей из другого города.  
 
3. Качественные и количественные              .  
     Качественное исследование – неструктурированный поисковый метод исследования, основанный на малом объеме выборки, призванный лучше понять обстановку, складывающуюся вокруг проблемы маркетингового исследования[7]. Результатом таких исследований является получение первоначальных представлений об объекте исследования. К качественным относятся следующие методы: фокус-группа, глубинное интервью, проекционные методы, включенное наблюдение.  
       Количественное исследование – метод исследования, предназначенный для сбора информации и представления ее в количественной форме, с использованием процедур статистического анализа[8]. Результат количественных исследований – рекомендации для принятия окончательных решений. К количественным относятся формализованный опрос, контент-анализ, формализованное наблюдение, эксперимент. 
        Есть методы, занимающие промежуточное положение между качественными и количественными, так называемые MIX-методики - Hall-тест, Home-тест, Mystery shopping.

 

 
Источники информации о конкурентах                 [9] 
Все источники информации о конкурентах можно разделить на два вида – открытые и закрытые                            . 
1. Сбор сведений из открытых источников            .     
     Открытые источники - печатные средства массовой информации, Интернет, различные профессиональные собрания, отраслевые отчеты, отчетность, предоставляемая в государственные органы, не являющиеся коммерческой тайной. Чем крупнее объект конкурентной разведки, тем больше информации о нем в открытых источниках.  
1.1. Анализ рекламных обращений и открытых публикаций 
1.2. Посещение выставок, отраслевых конференций и семинаров 
1.3. Оценка объема, структуры и стоимости рекламных расходов 
1.4. Сбор и анализ финансовых отчетов 
1.5. Сбор и анализ отраслевых маркетинговых отчетов  
2. Сбор закрытых сведений          .  
     Чем менее известен конкурент, тем меньше информации о нем в от-

крытых источниках. Чаще всего приходится искать информацию в не-посредственной близости от конкурента или непосредственно от него самого.  
      Здесь много зависит от исследователя. Умение внушать доверие обес-печивает более половины успеха.  
2.1. Опрос общих клиентов 
2.2. Опрос общих поставщиков 
2.3. Сбор сведений от бывших сотрудников 
2.4. Сбор сведений от соискателей 
2.5. Сбор сведений от других конкурентов 
2.6. Незавершенная пробная покупка 
2.7. Завершенная пробная покупка 
2.8. Организация попытки   сотрудничества или кооперации от своего имени 
2.9. Организация попытки сотрудничества   под видом потенциального поставщика 
2.10. Организация попытки сотрудничества под видом сервисного пос-тавщика 
2.11. Опрос конкурента под видом маркетингового исследования 
2.12. Провокация сотрудника конкурента адресным вопросом на форуме в Интернете 
2.13. Сбор информации под видом соискателя 
2.14. Организация и поддержание знакомства с сотрудником конкурента от третьего лица 
2.15. Использование   анонимного Интернет-знакомства с сотрудником конкурирующей организации  
2.16. Организация сотрудничества под видом сервисного поставщика от лица третьей компании 
2.17. Организация попытки слияния от собственного лица 
2.18. Организация попытки инвестиций (полной или частичной покупки бизнеса конкурента) от третьего лица. 
Факторы, которые нужно изучать при анализе конкурентов (факторы конкурентоспособности компании)

 
К основным параметрам, по которым должна производиться оценка конку-рентов, следует отнести следующие.  
1. Имидж фирмы  
2. Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы.  
3. Качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов).  
4. Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов.  
5. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.  
6. Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характери-зующей   возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР).  
7. Мощность производственной базы, характеризующей возможности пере-страиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска осво-енных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности вы-пуска).  
8. Финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны.  
9. Рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок.  
10. Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет.  
11. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фир-мы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого   удовле-творения их потребностей.  
12. Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародви-жения.  
13. Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприя-тия, торговых организаций и потребителей).  
14. Уровень рекламной деятельности.  
15. Уровень послепродажного обслуживания.  
16. Политика фирмы во внешней предпринимательской среде, характеризу-ющая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношени-ями с государственными и местными властями, общественными организа-циями, прессой, населением и т. п. 
     Этот список можно и нужно продолжать и совершенствовать, изменять в соответствии со сферой деятельности компании, особенностями отрасли, услуги, товара и пр.  
      Самыми распространенными методами здесь являются метод экспертных оценок и кабинетные исследования.  
       Результатом кабинетных исследований чаще всего является качественная таблица. Пример – Таблица 1[10].  

 

 

 

Таблица 1.  
 
Пример сводной таблицы по результатам маркетингового исследования конкурентов

 

 
ООО "Альтаир"

 
ООО "Примус"

 
ПБОЮЛ Сарафанов А.А.

 
ЗАО "Эльф"

 
Год регистрации

 
1995

 
1998

 
1995

 
1997

 
Вид деятельности

 
Оптовая и мелкооптовая торговля продуктами питания, розничная торговля

 
Оптовая и мелкооптовая торговля продуктами питания

 
Количество сотрудников

 
94 чел.

 
Около 65

 
Около 70

 
Около 100

 
Ассортимент

 
4-4,5 тыс. наименований

 
3-4 тыс. наименований

 
2-2,5 тыс. наименований

 
4-5 тыс. наименований

 
Номенклатура

 
100 %

 
Пересекается с "Альтаир" на 70-75 %

 
Пересекается с "Альтаир" на 80 %

 
Пересекается с "Альтаир" на 60 %

 
Средневзвешенная наценка, %

 
9

 
7-8

 
10

 
12

 
Доля рынка по г. Новые Валуны, %

 
20

 
15

 
10

 
22

 
Выручка от реализации, млн. руб.

 
30

 
Около 15

 
Около 10

 
Около 33

 
Инфраструктура:

 

 
Месторасположение офиса

 
Центр

 
Окраина

 
Центр

 
Окраина

 
Склады:

 
Капитальные строения.  
 
Приспособленные для хранения продуктов питания.

 
Месторасположение

 
Окраина города

 
Окраина города

 
Окраина города

 
Центр

 
Площадь, кв.м.

 
3500

 
Около 3700

 
Около 2700

 
Около 5000

 
Дополнительная информация

 
-

 
Возможность погрузочно-разгрузочных работ не больше, чем  
 
1 автомашина

 
Затруднен проезд

 
Затруднен проезд и возможность  погрузочно-разгрузочных работ для  большегрузного транспорта

 
Автотранспорт:

       

 
Грузовой

 
4

 
2

 
1

 
3

 
Развозка (Газели и другие марки)

 
8

 
5

 
4

 
9

 
Количество торговых агентов

 
14

 
11

 
10

 
9


 
 
 
Результатом экспертных опросов, в  ходе которых эксперты (сотрудники компаний, специалисты и пр.) оценивают  ряд компаний по параметрам, перечисленным  выше, является радар конкурентоспособности (пример радара представлен на Рис. 2).  
 
 
 
Рис. 2. Пример радара конкурентоспособности 
 
Оси – факторы конкурентоспособности (откладывается средняя оценка). Каждый получившийся многоугольник – конкретная компания.  Чем больше площадь многоугольника, тем выше конкурентоспособность компании.  

Целью проведения маркетинговых  исследований позиции фирмы в  конкурентной борьбе и конкурентоспособности  ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой  для выбора конкурентных стратегий. 
 
Конкурентный анализ можно представить в виде двух блоков – привлекательность отрасли для осуществления деятельности и сравнительный анализ позиций игроков рынка.  
Привлекательность отрасли с точки зрения характера конкурентной борьбы 
 
Для анализа привлекательности отрасли с точки зрения характера конкуренции чаще всего используется такой инструмент, как 5-ти факторная модель конкуренции, предложенной М. Портером (Рис. 1).  
 
Концепция конкуренции представляет собой схему внешних факторов воздействия, несущих в себе как перспективы, так и угрозы для бизнеса. Она  включает в себя пять элементов: угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаров; товаров-заменителей; возможности поставщиков; особенности поведения покупателей; реальная конкуренция в отрасли (уже имеющиеся конкуренты).  
 
 
Рис. 1. Концепция конкуренции                                [1] 

 

 

 

 

Рассмотрим содержание этих сил подробней (Таблица 1)[2].

 
1. Ситуация в отрасли

 
1.1

 
Число и мощность фирм, конкурирующих  на рынке

 
Имеется группа равных по мощности фирм или имеется одна или более  фирм, явно превосходящая исследуемую по мощности.

 
1.2

 
Изменение платежеспособного спроса

 
Платежеспособный спрос на товар  падает, прогноз неблагоприятен.

 
1.3

 
Степень стандартизации товара, предлагаемого  на рынке

 
Фирмы-конкуренты не специализированы по видам товара. Товар фирмы и  товары-конкуренты практически взаимозаменяемы.

 
1

 
2

 
3

 
1.4

 
Издержки переключения клиента с  одного производителя на другого

 
Издержки переключения клиента с  одного производителя на другого  минимальны, т.е. вероятность ухода  клиентов фирмы к конкурентам  и наоборот велика.

 
1.5

 
Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли

 
Набор сервисных услуг фирм-конкурентов  отрасли фирмы по товару в целом  идентичен.

 
1.6

 
Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование)

 
Издержки ухода фирмы с рынка  данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов и др.).

 
1.7

 
Барьеры проникновения на рынок

 
Начальные затраты для развертывания  работ на рынке данного товара невелики. Товар на рынке стандартизирован.

 
1.8

 
Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения)

 
Уровень конкуренции на смежных  товарных рынках высок (например, для  рынка мебели смежными являются рынки  стройматериалов, домостроения и др.).

 
1.9

 
Стратегии конкурирующих фирм (поведение)

 
Отдельные фирмы осуществляют или  готовы к осуществлению агрессивной  политики укрепления своих позиций  за счет других конкурентов.

 
1.10

 
Привлекательность рынка данного  продукта

 
Имеется явно расширяющийся спрос, большие потенциальные возможности, благоприятный прогноз

 
2. Влияние потенциальных конкурентов

 
2.1

 
Трудности входа на отраслевой рынок

 
Величина требуемого капитала для  входа на рынок отрасли не высока. Эффективный масштаб производства может быть достигнут достаточно быстро. Фирмы отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против "новичков" и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль

 
2.2

 
Доступ к каналам распределения

 
На рынке отрасли большое число  торговых посредников, слабо связанных  с производителями. Создание собственной  сети распространения или привлечение  имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны "новичков"

 
2.3

 
Отраслевые преимущества

 
Предприятия отрасли не обладают перед  новыми конкурентами значительными  преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и "ноу-хау", основным капиталом, удобными местами расположения предприятия  и т.д.

 
3. Влияние поставщиков

 
3.1

 
Уникальность канала поставок

 
Степень дифференциации продукции  поставщиков настолько высока, что  перейти от одного поставщика к другому  трудно или дорого.

 
3.2

 
Значимость покупателя

 
Предприятия отрасли не являются важными (основными) клиентами для фирм-поставщиков.

 
3.3

 
Доля отдельного поставщика

 
Доля одного поставщика в основном определяет затраты на поставки при  производстве продукта (монопоставщик).

 
4. Влияние покупателей

 
4.1

 
Статус покупателей

 
Покупателей в отрасли немного. В  основном - это крупные покупатели, которые покупают товар большими партиями. Объем их потребления составляет значительный процент от всех продаж в отрасли.

 
4.2

 
Значимость товара у покупателя

 
Наш товар и аналогичные товары наших конкурентов не являются важной составляющей в номенклатуре закупок  покупателя.

 
4.3

 
Стандартизация товара

 
Товар стандартизирован (низкая степень  дифференцирования). Стоимость перехода покупателей к новому продавцу незначительна.

 
5. Влияние товаров-заменителей

 
5.1

 
Цена

 
Более низкие цены и доступность  товаров-заменителей создают потолок цен для продукции предприятий нашей отрасли.

 
5.2

 
Стоимость "переключения"

 
Стоимость "переключения" на товар-заменитель (затраты на переобучение персонала, коррекцию технологических процессов  и др. у клиента при переходе от нашего товара к товару-заменителю) низка.

 
5.3

 
Качество основного товара

 
Поддержание требуемого качества нашего товара требует издержек более высоких, чем для товара-заменителя

Информация о работе Статистика конкуренции