Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:02, курсовая работа
Статистика – одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового предоставления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Это также и учение о системе показателей, т.е. количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях. Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
I. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС)…………………………7
1.1. Задачи экономической статистики и области применения ее данных…7
1.2. История развития национального счетоводства………………………...9
1.3. Счет производства………………………………………………………..11
1.4. Расчетная часть …………………………………………………………..16
II. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ (на примере предприятия ОАО «АК ОЗНА»)……………………………………………..17
2.1. Состояние и развитие нефтегазодобывающей промышленности РФ на современном этапе…………………………………………………………….17
2.2. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий в рыночных условиях (деятельность предприятия)…………………………..20
2.3. Структура промышленного предприятия (организационная структура предприятия)…………………………………………………………………..22
2.4. Динамика технико-экономических показателей предприятия………..25
III. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ………………...28
3.1.Понятие государственные финансы. Основные задачи государственных
финансов. Бюджетная классификация………………………………………28
3.2. Система статистических показателей бюджетной системы РФ………34
3.3. Доходы и расходы бюджета……………………………………………..38
3.4. Расчетная часть…………………………………………………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………46
В ходе
обобщения и анализа
Основными показателями статистики государственного бюджета являются:
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
Бюджетный кодекс Российской Федерации, который был принят в 1998 году, расширил бюджетную систему, включив туда бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, структура которого представлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Структура консолидированного бюджета РФ
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.
Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.
Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета. [www.market-pages.ru]
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7662,9 млрд.рублей, что на 21,9% больше, чем за 2009 год. В декабре 2010г. поступления в консолидированный бюджет составили 768,2 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 28,9%.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2010г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 23,4%, налога на прибыль организаций - 23,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 18,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 18,1%.
В 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 6823,3 млрд.рублей (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 497,7 млрд.рублей (6,5%), местных - 131,6 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 207,0 млрд.рублей (2,7%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010г. составило 1774,4 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с 2009г. на 40,3%. В общей сумме поступлений по данному налогу в 2010г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с 2009г. на 1,2 процентного пункта и составила 94,4%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 1,2 процентного пункта и составила 4,6%. В декабре 2010г. поступление налога на прибыль организаций составило 168,2 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 39,6%.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам представлен в приложении 6.
Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам в 2010 году наглядно представлена в приложении 7.
3.3. Доходы и расходы бюджета
Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.
Налоги — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
Неналоговые поступления — это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).
Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).
Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.
Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции отражаются асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик — заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.
Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».
В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. [6, c. 304]
Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
К доходам государственного бюджета также относятся и неналоговые поступления – это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).
Расходы государственного бюджета — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. [www.hi-edu.ru]
Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом (таблица 3.1, таблица 3.2).
Таблица 3.1
Структура бюджетных доходов
Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор. | 75-85 % |
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли. | 5-8% |
Взносы
в государственные фонды |
10-12% |
Таблица 3.2
Структура бюджетных расходов
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. | 40-50% |
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ. | 10-20% |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам. | 10-20% |
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих. | 5-10% |
Платежи по государственному долгу. | 7-8% |