Статистика государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Статистика – одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового предоставления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Это также и учение о системе показателей, т.е. количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях. Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
I. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС)…………………………7
1.1. Задачи экономической статистики и области применения ее данных…7
1.2. История развития национального счетоводства………………………...9
1.3. Счет производства………………………………………………………..11
1.4. Расчетная часть …………………………………………………………..16
II. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ (на примере предприятия ОАО «АК ОЗНА»)……………………………………………..17
2.1. Состояние и развитие нефтегазодобывающей промышленности РФ на современном этапе…………………………………………………………….17
2.2. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий в рыночных условиях (деятельность предприятия)…………………………..20
2.3. Структура промышленного предприятия (организационная структура предприятия)…………………………………………………………………..22
2.4. Динамика технико-экономических показателей предприятия………..25
III. СТАТИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ………………...28
3.1.Понятие государственные финансы. Основные задачи государственных
финансов. Бюджетная классификация………………………………………28
3.2. Система статистических показателей бюджетной системы РФ………34
3.3. Доходы и расходы бюджета……………………………………………..38
3.4. Расчетная часть…………………………………………………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………46

Работа содержит 1 файл

на печать.doc

— 404.00 Кб (Скачать)

      Основным  финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование  централизованных фондов денежных средств  как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. Вместе они составляют государственные финансы страны.

      Финансовые  ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами.

      Средства, мобилизуемые посредством государственных  финансов, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики.

Государство осуществляет свои функции не в целях  получения коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.

[3, c.45]

      Упорядочение  информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификаций, позволяет  проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды. Этот принцип положен в основу классификаций государственного бюджета.

      В результате классификации устанавливается  сходство между операциями государственного управления, и группируются сотни и тысячи отдельных операций и программ, входящих в состав основных компонентов, в относительно однородные категории, которые помогают выявить характер, структуру и экономическое воздействие таких показателей, как доходы, полученные официальные трансферты, расходы, кредитование минус погашение, финансирование и долг.

      Предлагаемая  Международным валютным фондом система классификаций, определяющая структуру системы показателей государственного бюджета, включает следующие разделы:

    • классификация доходов и полученных официальных трансфертов;
    • классификация расходов и кредитования за вычетом погашения;
    • классификация операций финансирования бюджетного дефицита;
    • классификация государственного долга. [6, с.307]

      Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления  и использования бюджетов. Регламентация  источников дохода и направлений  расходования бюджетных средств — обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

      Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации реализуются Законом «О бюджетной классификации Российской Федерации», принятом Государственной Думой 7 июня 1996 г.

      Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности, Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, с учетом российской специфики. В соответствии с Законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации и экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутреннихдолгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

      Всего в составе бюджетной классификации Российской Федерации 12 блоков, из них 11 — классификации расходов бюджетов, 1 — классификация доходов.

      Международная функциональная бюджетная классификация расходов адаптирована к современным российским условиям и особенностям государственного управления. В частности, изменения в классификации обусловлены необходимостью осуществления контроля за привлечением заемных средств, золотовалютными резервами, совокупными долговыми обязательствами государства, появлением новых расходов, трансфертных отношений с административными территориями. Укрупненная классификация статей доходов государственного бюджета приведена ниже.

      Налоговые доходы:

      1. налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

      2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

      3. налоги на совокупный доход;

      4. налоги на имущество;

      5. платежи за пользование природными ресурсами;

      6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

      7. прочие налоги, пошлины и сборы.

        Неналоговые поступления:

      1.доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

      2. доходы от реализации государственных запасов;

      3. доходы от продажи земли и нематериальных активов;

      4.поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

      5. административные платежи и сборы;

      6. штрафные санкции, возмещение ущерба;

      7. доходы от внешнеэкономической деятельности;

      8. прочие неналоговые доходы;

      9. безвозмездные перечисления:

      а) нерезидентов и бюджетов других уровней;

      б) государственных внебюджетных фондов;

      в) государственных организаций;

      г) наднациональных организаций;

      д) средства, передаваемые в целевые  бюджетные фонды.

      10. доходы целевых бюджетных фондов.

      Группировка доходной части российского бюджета  на налоговые и неналоговые поступления  свидетельствует о сближении  отечественной классификации с международными стандартами.

      Российская  классификация допускает отклонения от международных стандартов. Так, согласно международным стандартам доходы должны распределяться на общие доходы и полученные официальные трансферты, а в свою очередь общие доходы — на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. В действующей бюджетной классификации категория неналоговых доходов охватывает как текущие доходы, так и доходы от операций с капиталом.

      Расходы в новой бюджетной классификации  распределяются в соответствии с международными рекомендациями по функциональному, экономическому и ведомственному принципам группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение основных функций государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).

      Функциональная  классификация дополняется экономической  классификацией расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов:

  • текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферты);
  • капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);
  • предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи учреждений государственного управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, уменьшающие объем подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).

      В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит около 100 адресов и несколько десятков наименований программ. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства. [6, с. 313]

      3.2. Система статистических показателей  бюджетной системы РФ

     Статистический  показатель представляет собой количественную характеристику социально-экономических явлений и процессов в условиях качественной определённости. Качественная определённость показателя заключается в том, что он непосредственно связан с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью. [11, c. 151] С помощью показателей определяется, что, где, когда и каким образом следует численно измерить. Каждый статистический показатель с возможной точностью должен соответствовать сущности того явления, которое должно быть измерено с его помощью.  Например, измерение объёма промышленной продукции требует предварительного установления тех видов деятельности предприятия, которые будут учтены в составе промышленной продукции, и определения тех результатов этой деятельности, которые могут быть включены в её объём.

     Процессы  и явления, изучаемые статистикой  достаточно сложны, и они не могут  раскрыться при использовании одного лишь показателя. В таких случаях  используется  система статистических показателей.

      Система статистических показателей — совокупность взаимосвязанных показателей, имеющая одноуровневую или многоуровневую структуру и нацеленная на решение конкретной статистической задачи. [2,с.173] Важнейшей особенностью системы показателей  является содержательное единство, связанное с характеристиками объекта исследования. Так, система стоимостных показателей продукции промышленного предприятия включает следующие показатели: товарная продукция, отгруженная продукция, реализованная продукция, чистая продукция, стоимость добавленная обработкой и др.

      Важнейшим средством государственного регулирования  экономики в условиях рыночных отношений  является государственный бюджет, который  определяет пути и методы образования  финансовых ресурсов для обеспечения социальной политики.

      Цель  статистики государственного бюджета – дать достоверную характеристику показателей государственного бюджета, степень эффективности фискальной политики государства, для чего определяют:

  • общую величину и структуру доходов и расходов государственного бюджета;
  • размер дефицита или профицита;
  • источники финансирования бюджетного дефицита;
  • размеры государственного внутреннего долга.

Информация о работе Статистика государственных финансов